СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая викторина "Мир в начале Нового времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческая викторина для учащихся 8 класса "мир в начале Нового времени" предусматривает проведение  6 конкурсов.  Цель викторины:  развивать любознательность, интерес к наукам, открытиям; вызвать чувства восхищения великими подвигами мореплавателей – первооткрывателей, оценить научный подвиг великих учёных во имя прогресса всего человечества, обобщить представление об эпохе Возрождения

Просмотр содержимого документа
«сценарий викторины»

Историческая викторина "Мир в начале Нового времени" 8 класс




Цели викторины: развивать любознательность, интерес к наукам, открытиям, стремление к самоутверждению, вызвать чувства восхищения великими подвигами мореплавателей – первооткрывателей, оценить научный подвиг великих учёных во имя прогресса всего человечества, обобщить представление об эпохи Возрождения.

Оборудование: мультимедиа (конкурсы № 1,2,4,5,6), чёрный ящик с продуктами (подсолнечник, картофель, шоколад, помидор), жетоны за правильные ответы.

Подготовительный этап: заранее формируются две команды, которые имеют своё название и эмблему, в роли ведущего выступает учитель; нужно подобрать весь необходимый материал для создания слайдов;

Ход викторины:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в новое время. Листая страницы учебника, мы с вами отправлялись в кругосветное путешествие, радовались новым изобретениям, знакомились с государственным устройством европейских стран, восхищались шедеврами эпохи Возрождения и научными подвигами великих учёных. Каков же он был мир в начале нового времени?
Сегодня среди двух команд мы определим команду знатоков истории нового времени. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетоны, по количеству которых мы определим победителя викторины.

Задание № 1 «Блиц-тур»

Учитель: Перед вами на экране вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, появившийся на экране. За каждый правильный ответ команда получает жетон – 1 балл.

Вопросы:

  1. Когда была открыта Америка? (1492 г.)

  2. В какой стране проводилось огораживание? (Англия)

  3. Какие страны первыми стали исследовать новые земли? (Испания, Португалия)

  4. Как называлось официальное пиратство? (Каперство)

  5. Кем был открыт морской путь в Индию? (Васко да Гама)

  6. Кем была открыта Америка? (Христофор Колумб)

  7. В какой стране впервые использовали мушкет? (Испания)

  8. Назовите имя великого мыслителя, который был сожжён на костре за своё учение (Джордано Бруно)

  9. Чья экспедиция доказала, что земля шар? (экспедиция Магеллана)

  10. Как называется эпоха, когда создали свои шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти? (Эпоха Возрождения)

  11. Назовите автора произведения «Ромео и Джульетта» (Вильям Шекспир).

  12. В какой стране правила династия Валуа? (Франция)

  13. В какой стране собирались Генеральные штаты? (Франция)

  14. Как в 16-17 веках называлось предприятие нового типа, основанное на ручном труде? (мануфактура)

  15. В какой стране была Варфоломеевская ночь? (Франция)

  16. Какое африканское животное европейцы назвали рыба-конь? (гиппопотам)

  17. Назовите завоевателя Мексики. (Кортес)

  18. Как называли завоевателей Нового Света? (Конкистадоры)

  19. Самый знаменитый французский кардинал (Ришелье)

  20. В какой стране правила династия Тюдоров? (Англия)

Задание № 2 «Угадай известного мореплавателя»

Учитель:

Великие географические открытия стали одним из событий, от которого ведёт свой отсчёт новое время. У людей появились более достоверные знания о мире, начал складываться единый мировой рынок, сблизились два общества – зарождающееся индустриальное и традиционное. Назовите имена мореплавателей, благодаря которым были открыты новые земли.

(на экране для каждой команды идут слайды с портретами мореплавателей, сюжетами их путешествий; учитель, рассказывая об экспедициях, не называет имя мореплавателя; команда слушает предложенную для неё информацию и называет имя мореплавателя, за каждый правильный ответ команда получает 2 балла)

Тексты для видеосюжетов

1. Португальский инфант, занимался составлением карт, изготовлением навигационных приборов, изучением отчетов капитанов, возвратившихся из дальних странствий. По его инициативе была создана школа, в которой изучались науки, связанные с мореплаванием. Всю жизнь принц посвятил организации морских экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.

( Генрих Мореплаватель)

2. После смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, а через 10 лет их каравеллы исследовали побережье Юго-Западной Африки. Португальцам удалось обогнуть Африку и открыть просторы Индийского океана. Руководитель экспедиции мыс на юге Африки назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды.

( Бартоломео Диаш )



3. В июле 1497 г. из Лиссабона команда на четырех судах отправилась в путь вдоль побережья Африки. Обогнув Африканский континент, в 1498 г. корабли прибыли в гавань Малинди, а затем арабский кормчий привел их к городу Каликут. Прожив 3 месяца в Индии и, нагрузив свои корабли пряностями, моряки отправились в Португалию. Родных берегов они достигли 2 года спустя.

(Васко да Гама)

4. Испанский мореплаватель, итальянец по происхождению. В начале 1480-х приступил к разработке проекта плавания к берегам Восточной Азии западным путем через Атлантический океан. Первое путешествие совершил в 1492-1493гг., подошел к Канарским островам, затем его корабли взяли курс на запад, начали переход через Атлантический океан. Первую встреченную землю в Западном полушарии он назвал Сан-Сальвадор.

(Христофор Колумб)

Задание № 3 «Вкуснотища!»

Учитель:

Благодаря Великим географическим открытиям, на столе европейцев появились новые продукты питания. Что это за продукты? За каждый правильный ответ клманда получает – 3 балла. Внесите чёрный ящик!

1. Благодаря историку, конкистадору и священнику Педро Сьеса де Леону в Европе узнали о таком продукте питания из его произведения «Хроника Перу», опубликованного в 1553 году в городе Севилья, где он также сообщает, что встречал этот продукт питания в Эквадоре и Колумбии. Он же дал его первое описание, правильный способ приготовления и хранения: «Из местных продуктов, за исключением маиса, есть еще два, считающихся у индейцев основными продовольственными продуктами. Один они называют Папас, наподобие трюфелей, после варки становящихся такими же мягкими внутри, как и вареные каштаны; у него нет ни скорлупы, ни косточки, только то, что есть и у трюфелей, потому что он образуется под землей, как и они. В Европу (Испанию) этот продукт питания впервые был завезён, вероятно, тем же Сьеса де Леоном в 1551 году, при его возвращении из Перу. В дальнейшем культура распространилась в Италии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции, Великобритании и других европейских странах. Агрономом, обнаружившим, что этот продукт питания обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, а вовсе не ядовит, как считалось ранее, является Антуан-Огюст Парментье. Итак, для европейцев этот продукт питания стал доступен после Великих географических открытий. Однако они включили его в рацион на рубеже 18-19 вв. И считался этот продукт пищей бедняков ( картофель.)

2. Родина этого растения  — Северная Америка. Выращивалось племенами североамериканских индейцев. Имеются археологические свидетельства выращивания на территории нынешних штатов Аризона и Нью-Мексико примерно в 3000 году до н. э. Некоторые археологи утверждают, что его начали выращивать даже раньше пшеницы. Во многих индейских культурах использовался в качестве символа божества Солнца, особенно у ацтеков и отоми в Мексике и у инков в Перу. Франсиско Писарро обнаружил его в Перу, где местные жители почитали изображение этого растения как символа солнечного божества — Инти (другое название — Пунчао). Золотые статуи этого цветка, также как и семена, были доставлены в Европу. Индейцы употребляли семена этого растения в размолотом виде практически как мы сейчас употребляем муку, раздавленные семена его были изысканным блюдом. Имеются даже свидетельства производства индейцами масла из этого растения. Масло употреблялось в хлебопечении и даже, возможно, как косметическое средство для смазывания кожи и волос. Из этого растения индейцы также извлекали пурпурную краску. В Европу растение завезли испанские завоеватели Америки примерно в 1500 году. Первоначально растение употреблялось как декоративное, иногда использовалось в медицине. (подсолнечник)

3. Этот напиток пришел из Америки и сразу же стал любимым напитком знати, которая пила его горячим с добавлением молока и корицы. Ему приписывали лечебные свойства, но и побаивались. Во Франции противники напитка распространяли слухи, будто у тех, кто его употребляет, рождаются черные дети. Сейчас мы употребляем этот продукт практически ежедневно и жизнь без него была бы очень грустной (Шоколад).

4. Название происходит от итал.золотое яблоко. Настоящее название было у ацтеков — матль. Родина — Южная Америка, где до сих пор встречаются дикие и полукультурные формы. В середине XVI века попал в Испанию, Португалию, а затем в Италию, Францию и другие европейские страны, а в XVIII веке — в Россию, где вначале возделывался как декоративное растение. Долгое время считались несъедобными и даже ядовитыми. Европейские садоводы разводили их как экзотическое декоративное растение. В американские учебники по ботанике вошла история, как подкупленный повар пытался отравить блюдом из этого продукта Джорджа Вашингтона. Будущий первый президент США, отведав приготовленное кушанье, пошёл дальше заниматься делами, так и не узнав о коварном предательстве. Сегодня — одна из самых популярных культур благодаря своим ценным питательным и диетическим качествам, большому разнообразию сортов, высокой отзывчивости на применяемые приёмы выращивания. Его возделывают в открытом грунте, под плёночными укрытиями, в теплицах, парниках, на балконах, лоджиях и даже в комнатах на подоконниках (помидоры).



Задание № 4 «Крылатые фразы»

Учитель:

В эпоху нового времени многими историческими деятелями были сказаны фразы, которые дошли до нас через века. Кому принадлежат эти слова? За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

(каждая команда вытягивает карточку, зачитывает фразу и называет имя исторического деятеля)

  1. «Вы думали, господа, что государство – это вы? Государство – это я». ( Людовик XIV )

  2. «А всё-таки она вертится!». ( Г.Галилей)

  3. «Я желал бы лучше совсем не иметь подданных, чем иметь их в качестве еретиков» (испанский король Филипп ІІ)

  4. «Образованность – лучшее украшение государства» (Ришелье)

  5. «Знание – сила» (англ филооф Френсис Бекон)

  6. «Я мыслю, значит я существую» (фр. Философ и математик Рене Декарт)



Задание № 5 «Бессмертное искусство»

Учитель:

Со времён нового времени до нас дошли уникальные шедевры изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. Произведения гениев эпохи Возрождения на века оставили свой след в истории. Назовите авторов предложенных репродукций и название работы. За каждый полный и правильный ответ команда получает 2 балла.

  1. «Джоконда» Леонардо да Винчи

  2. «Сикстинская Мадонна» Рафаэль Санти

  3. «Возвращение блудного сына» Рембрандт

  4. «Автопортрет», Дюрер

  5. «Пьета», Микеланджело Буонарроти

  6. «Давид», Микеланджело Буонарроти

  7. «Вознесение Марии» (Ассунта), Тициан

  8. «Дама в белом», Тициан



Задание № 6 «Наука – двигатель прогресса»

Учитель:

Одной из характерных черт нового времени стало усиление интереса к окружающему миру. В это время наука ещё не была свободна от религиозных взглядов, но люди хотели найти разумное объяснение всех явлений природы. Учения Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея, Исаака Ньютона и других выводят человека на новую ступень знаний о Вселенной. Расскажите об этих великих учёных.

(на экране портреты Н.Коперника, Г.Галилея, И.Ньютона и т. Д ; каждая команда получает информацию сразу о двух учёных, но члены команды должны отобрать и зачитать информацию о том учёном, которого выбрал капитан. За каждый правильный ответ команда получает по три балла).

1 – г, 2 – а, 3 – ж, 4 – в, 5 – е, 6 – д, 7 – б

















Просмотр содержимого презентации
«задание № 1»

ЗАДАНИЕ № 1

ЗАДАНИЕ № 1

Когда была открыта  Америка?

Когда была

открыта

Америка?

В какой стране проводилось огораживание?

В какой стране проводилось

огораживание?

Какие страны стали первыми исследовать новые земли?

Какие страны

стали первыми исследовать новые земли?

Как называлось официальное пиратство?

Как называлось

официальное пиратство?

Кем был открыт морской путь в Индию?

Кем был открыт морской путь в Индию?

Кем была открыта  Америка?

Кем была

открыта

Америка?

В какой стране впервые использовали мушкет?

В какой стране впервые

использовали мушкет?

Назовите имя великого мыслителя, который был сожжен на костре за свое учение.

Назовите имя

великого

мыслителя,

который был

сожжен на костре

за свое учение.

Чья экспедиция доказала, что земля - шар?

Чья экспедиция доказала, что земля - шар?

Как называется эпоха, когда создали свои шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти ?

Как называется эпоха,

когда создали свои шедевры

Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти ?

Назовите автора «Ромео и Джульетта»?

Назовите

автора

«Ромео и Джульетта»?

В какой стране правила династия ВАЛУА?

В какой стране правила династия ВАЛУА?

В какой стране собирались Генеральные штаты?

В какой стране собирались Генеральные штаты?

Как в 16-17 вв. называлось предприятие нового типа, основанное на ручном труде?

Как в 16-17 вв. называлось предприятие нового типа, основанное на ручном труде?

В какой стране была «Варфоломеевская ночь»

В какой стране была

«Варфоломеевская ночь»

Какое африканское животное европейцы называли «рыба-конь»?

Какое африканское животное европейцы называли «рыба-конь»?

Назовите завоевателя Мексики

Назовите завоевателя Мексики

Как называли завоевателей Нового Света?

Как называли

завоевателей Нового Света?

Самый знаменитый французский кардинал

Самый знаменитый французский кардинал

В какой стране правила династия Тюдоров?

В какой стране правила династия Тюдоров?

Просмотр содержимого презентации
«задание № 2»

ЗАДАНИЕ № 2

ЗАДАНИЕ № 2

Португальский инфант, занимался составлением карт, изготовлением навигационных приборов, изучением отчетов капитанов, возвратившихся из дальних странствий.  По его инициативе была создана школа, в которой изучались науки, связанные с мореплаванием.  Всю жизнь принц посвятил организации морских экспедиций, открывших его маленькой стране путь на Восток.

Португальский инфант, занимался

составлением карт, изготовлением

навигационных приборов, изучением

отчетов капитанов, возвратившихся

из дальних странствий.

По его инициативе была создана

школа, в которой изучались науки,

связанные с мореплаванием.

Всю жизнь принц посвятил

организации морских экспедиций,

открывших его маленькой стране

путь на Восток.

После смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. португальцы достигли экватора, а через 10 лет их каравеллы исследовали побережье Юго-Западной Африки. Португальцам удалось обогнуть Африку и открыть просторы Индийского океана. Руководитель экспедиции мыс на юге Африки назвал мысом Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды.

После смерти Генриха

Мореплавателя в 1471 г. португальцы

достигли экватора, а через 10 лет их

каравеллы исследовали побережье

Юго-Западной Африки. Португальцам

удалось обогнуть Африку и открыть

просторы Индийского океана.

Руководитель экспедиции мыс на

юге Африки назвал мысом Бурь, но

позднее португальцы переименовали

его в мыс Доброй Надежды.

В июле 1497 г. из Лиссабона команда на четырех судах отправилась в путь вдоль побережья Африки. Обогнув Африканский континент, в 1498 г. корабли прибыли в гавань Малинди, а затем арабский кормчий привел их к городу Каликут. Прожив 3 месяца в Индии и, нагрузив свои корабли пряностями, моряки отправились в Португалию. Родных берегов они достигли 2 года спустя.

В июле 1497 г. из Лиссабона команда

на четырех судах отправилась в путь

вдоль побережья Африки. Обогнув

Африканский континент, в 1498 г.

корабли прибыли в гавань Малинди,

а затем арабский кормчий привел их

к городу Каликут. Прожив 3 месяца в

Индии и, нагрузив свои корабли

пряностями, моряки отправились в

Португалию. Родных берегов они

достигли 2 года спустя.

Испанский мореплаватель, итальянец по происхождению. В начале 1480-х приступил к разработке проекта плавания к берегам Восточной Азии западным путем через Атлантический океан. Первое путешествие совершил в 1492-1493гг., подошел к Канарским островам, затем его корабли взяли курс на запад, начали переход через Атлантический океан. Первую встреченную землю в Западном полушарии он назвал Сан-Сальвадор.

Испанский мореплаватель, итальянец

по происхождению. В начале 1480-х

приступил к разработке проекта

плавания к берегам Восточной Азии

западным путем через Атлантический

океан. Первое путешествие совершил в

1492-1493гг., подошел к Канарским

островам, затем его корабли взяли курс

на запад, начали переход через

Атлантический океан. Первую

встреченную землю в Западном

полушарии он назвал Сан-Сальвадор.

Просмотр содержимого презентации
«задание № 4»

ЗАДАНИЕ № 4

ЗАДАНИЕ № 4

«Вы думали, господа, что государство – это вы? Государство – это я».

«Вы думали, господа, что государство

это вы?

Государство – это я».

«А всё-таки она вертится!»

«А всё-таки она вертится!»

Я желал бы лучше совсем не иметь подданных, чем иметь их в качестве еретиков

Я желал бы

лучше совсем не

иметь подданных,

чем иметь их в

качестве еретиков

Образованность – лучшее украшение государства

Образованность – лучшее украшение государства

Знание – сила

Знание – сила

Я мыслю, значит я существую

Я мыслю, значит я существую

Просмотр содержимого презентации
«задание № 5»

ЗАДАНИЕ № 5

ЗАДАНИЕ № 5

Просмотр содержимого презентации
«задание № 6»

ЗАДАНИЕ № 6

ЗАДАНИЕ № 6

Выдающийся английский ученый, изучал природу света, движение планет по орбите, принципы взаимодействия физических сил. Открыл закон всемирного тяготения. Польский астроном, математик, экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрическойсистемы мира, положившей начало первой научной революции.

Выдающийся английский ученый, изучал природу света, движение планет по орбите, принципы взаимодействия физических сил. Открыл закон всемирного тяготения.

Польский астроном, математик, экономист.

Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрическойсистемы мира, положившей начало первой научной революции.

Итальянский монах- доминиканец, философ, и поэт. Высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Был осуждён светскими властями и католической церковью за свободомыслие как еретик и был сожжён. Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он  заложил фундамент классической механики. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело его к серьёзному конфликту с католической церковью.

Итальянский монах-

доминиканец, философ, и поэт.

Высказывал ряд догадок,

опередивших эпоху и

обоснованных лишь

последующими

астрономическими открытиями:

о том, что звёзды — это

далёкие солнца, о

существовании неизвестных в

его время планет в пределах

нашей Солнечной системы, о

том, что во Вселенной

существует бесчисленное

количество тел, подобных

нашему Солнцу. Был осуждён

светскими властями и

католической церковью за

свободомыслие как еретик и

был сожжён.

Итальянский физик, механик,

астроном, философ и

математик, оказавший

значительное влияние на

науку своего времени. Он

первым использовал телескоп

для наблюдения небесных

тел и сделал ряд выдающихся

астрономических открытий.

Основатель

экспериментальной физики.

Своими экспериментами он

заложил фундамент

классической механики. При

жизни был известен как

активный сторонник

гелиоцентрической системы

мира, что привело его

к серьёзному конфликту с

католической церковью.

1. Парацельс А. Открытие системы  кровообращения 2. Сервет, Гарвей Б. Анатом 3. Фракастро В. Математик 4. Декарт Г. Военный хирург 5. Бекон Д. Изобрел счетную  машинку 6. Лейбниц Е. Философ 7. Везалий Ж. Изучал инфекционные  болезни

1. Парацельс А. Открытие системы

кровообращения

2. Сервет, Гарвей Б. Анатом

3. Фракастро В. Математик

4. Декарт Г. Военный хирург

5. Бекон Д. Изобрел счетную

машинку

6. Лейбниц Е. Философ

7. Везалий Ж. Изучал инфекционные

болезни


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!