СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«История 6 класс»

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Славгородская средняя общеобразовательная школа»-

« Архангельская основная общеобразовательная школа»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШУМО учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШУМО ___ /Я.А. Череш /

Протокол № __1___

от «26» августа 2022г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ / Д.Г. Ретенгер /

«30» августа 2022г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________ / С.А. Пирская/

«30» августа 2022г.





Рабочая программа

учебного предмета «История»

для 6 класса основного общего образования

(Предметная область «Общественно-научные предметы»)

на 2022-2023 учебный год

Разработчик программы: Е.А.Кран,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория







с. Архангельское, г. Славгород, Алтайский край

2022









Аннотация

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования Р.Ф. 31.05.2021 № 287, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения  основной  образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, Положения о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021 № 273 §3 от 31.05.2022 в МБОУ «Славгородская СОШ», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации  обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

Общая характеристика учебного предмета «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением , воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания понимания человека и обществав связи прошлого, настоящего и будущего.


Срок реализации рабочей программы 2022-2023 учебный год




















Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 классов составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования Р.Ф. 31.05.2021 № 287, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения  основной  образовательной программы основного общего образования и элементов содержания, Положения о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС-2021 № 273 §3 от 31.05.2022 в МБОУ «Славгородская СОШ», а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации  обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

Общая характеристика учебного предмета «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

Цели изучения учебного предмета «ИСТОРИЯ

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Задачи изучения истории в 6 классе определяются Федеральными государственными

образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

Ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).

Место учебного предмета «ИСТОРИЯ» в учебном плане

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 6 классе составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.

УМК для педагога:

Учебно-методический комплект Вигасина А.А. 6 класс

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. Данилов А. А., История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник. 6 класс.

3. Рабочие тетради для учащихся ( Крючкова Е.А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс; Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.)

4. Данилов А. А., История России с древнейших времён до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс.

5. Данилов А. А.,. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс.

6. Для данной линии учебников возможно использования программы Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкая И.С. «История». 5-9 кл., авторской программы Сорока-Цюпа А.О, Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX – начала XXI века». История Древнего мира (5кл.)

УМК для обучающихся:

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. Данилов А. А., История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник. 6 класс.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Бойцов М.А., Шукуров Р.М.; под редакцией Карпова С.П. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. ООО «Русское слово-учебник»;

Стефанович П.С. и другие; под редакцией Торкунова А.В. История России в 2-х частях. 6 кл.

Издательство «Просвещение»;;


Тематическое планирование

Тематическое планирование по истории для 6 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

1.овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

2. развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

3.формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Содержание учебного предмета

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение

Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.

Народы Европы в раннее Средневековье

Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства. Франкское государство в VIII—IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.

Византийская империя в VI—ХI вв.

Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).

Арабы в VI—ХI вв.

Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.

Средневековое европейское общество

Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское

управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно- рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХII—ХV вв.

Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII—ХV вв. Польско-литовское государство в XIV—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полу- острове. Итальянские государства в XII—XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого

Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в ХII—ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.

Культура средневековой Европы

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И. Гутенберг.

Страны Востока в Средние века

Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,

вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки в Средние века

Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.

Обобщение

Историческое и культурное наследие Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в

середине I тыс. н. э.

Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Русь в IX — начале XII в.

Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало

династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с

Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X — начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство.

Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи:

отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и

Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии. Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская

псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII в.

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево- Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский.

Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII—XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV в.

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).

Обобщение

Планируемые результаты

Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных,

метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и

качества: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование

и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических

культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в

античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии

существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно- следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном

высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с

другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки

полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду; называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);

устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья; тгруппировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).

3. Работа с исторической картой: находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения; извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.

4. Работа с историческими источниками: различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения); характеризовать авторство, время, место создания источника; выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей)

и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий); находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.

5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках; составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и

всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния); рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в

других странах; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире; объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно- популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны; высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.

8. Применение исторических знаний: объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале

Система оценивания достижения планируемых результатов

Нормы оценки знаний за выполнение тестовых работ по истории

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5



Минимальное количество – 10 слайдов

10



Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15



Вставка графиков и таблиц

10



Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10



Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10



Слайды представлены в логической последовательности

5



Красивое оформление презентации

10



Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90



Критерии оценки устных, письменных ответов учащихся

Оценка «5»:

 - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4»:

 -в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3»:

 - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»:

- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1»:

 - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.



Тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела

количество часов

электронные образовательные ресурсы

1.

Введение

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7893/start/314610/

Итого по разделу 1 час

2

История средних веков




Народы Европы в раннее Средневековье

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/start/314579/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/start/253505/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/


Византийская империя в VI—XI вв.

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/start/314641/


Арабы в VI—ХI вв.

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7894/start/254127/


Средневековое европейское общество

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7906/start/254096/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7905/start/254065/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/start/253940/


Государства Европы в XII—XV вв.

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/start/314673/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/314704/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/start/253345/


Культура средневековой Европы

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7900/start/254221/


Страны Востока в Средние века

3

https://multiurok.ru/files/urok-istorii-v-6-klassie-stranyvostoka-

v-sriedniie-vieka.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-istoriya-6-klass-urok-14-

strany-vostoka-v-srednie-veka-dokolumbova-amerikanasledie-

srednevekovya-5347873.html



Государства доколумбовой Америки в Средние века


1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7899/start/253472/



Обобщение

1

https://infourok.ru/urok-itogovoe-povtorenie-istorii-srednihvekov-

724785.html

Итого по разделу 22 часа

3.

История России. От Руси к Российскому государству





Введение

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7907/start/253785/


Народы и государства

на территории нашей

страны в древности.

Восточная Европа

в середине I тыс. н. э.

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/


Русь в IX — начале

XII в.

13

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/


Русь в середине XII — начале XIII в.

6

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/


Русские земли и их соседи в середине

XIII — XIV в.

10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/


Формирование единого Русского

государства в XV в.

8

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/



Обобщение

2

https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/06/05/itogovyytest-

po-istorii-rossii-za-6-klass

https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-istoriiklass-

dva-varianta-i-otveti-2058585.html

https://onlinetestpad.com/ru/test/400147-istoriya-rosii-6-klass

Итого по разделу 45 часов

Общее количество часов по программе 68 часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

п/п в разделе, в теме

Наименование темы урока

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.


1.


Средние века: понятие,

хронологические рамки и

периодизация

Средневековья








https://resh.edu.ru/subject/lesson/7893/start/314610/

2.

2.

Падение Западной

Римской империи и

образование варварских

королевств. Завоевание

франками Галлии.

Хлодвиг. Усиление

королевской власти.

Салическая правда.

Принятие франками

христианства.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/start/314579/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/start/253505/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/

3.

3.

Франкское государство в

VIII—IX вв. Усиление

власти майордомов. Карл

Мартелл и его военная

реформа. Завоевания

Карла Великого.

Управление империей.

«Каролингское

возрождение». Верденский

раздел, его причины и

значение.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/start/314579/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/start/253505/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/

4.

4.

Образование государств во

Франции, Германии,

Италии. Священная

Римская империя.

Британия и Ирландия в

раннее Средневековье.

Норманны: общественный

строй, завоевания.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/start/314579/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/start/253505/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/

5.

5.

Ранние славянские

государства.

Возникновение

Венгерского королевства.

Христианизация Европы.

Светские правители

и папы.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7898/start/314579/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7897/start/253505/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7896/start/253972/

6.

6.

Территория, население

империи ромеев.

Византийские

императоры; Юстиниан.

Кодификация законов.

Внешняя политика

Византии. Византия и

славяне. Власть

императора и церковь.

Церковные соборы.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/start/314641/

7.

7.

Культура Византии.

Образование и книжное

дело. Художественная

культура (архитектура,

мозаика, фреска,

иконопись).



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7895/start/314641/

8.

8.

Природные условия

Аравийского полуострова.

Основные занятия арабов.

Традиционные верования.

Пророк Мухаммад

и возникновение ислама.

Хиджра. Победа новой

веры. Коран. Завоевания

арабов. Арабский халифат,

его расцвет и распад.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7894/start/254127/

9.

9.

Культура исламского

мира. Образование и

наука. Роль арабского

языка. Расцвет литературы

и искусства. Архитектура.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7894/start/254127/

10.

10.

Аграрное производство.

Натуральное хозяйство.

Феодальное

землевладение. Знать и

рыцарство: социальный

статус, образ жизни. Замок

сеньора. Куртуазная

культура. Крестьянство:

зависимость от сеньора,

повинности, условия

жизни. Крестьянская

община.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7906/start/254096/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7905/start/254065/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/start/253940/

11.

11.

Города — центры ремесла,

торговли, культуры.

Население городов. Цехи и

гильдии. Городское

управление. Борьба

городов за

самоуправление.

Средневековые города-

республики. Развитие

торговли. Ярмарки.

Торговые пути в

Средиземноморье и на

Балтике. Ганза. Облик

средневековых городов.

Образ жизни и быт

горожан.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7906/start/254096/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7905/start/254065/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/start/253940/

12.

12.

Церковь и духовенство.

Разделение христианства

на католицизм и

православие. Борьба пап за

независимость церкви от

светской власти.

Крестовые походы: цели,

участники, итоги.

Духовно-рыцарские

ордены. Ереси: причины

возникновения

и распространения.

Преследование еретиков.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7906/start/254096/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7905/start/254065/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7904/start/253940/

13.

13.

Усиление королевской

власти в странах Западной

Европы. Сословно-

представительная

монархия. Образование

централизованных

государств в Англии,

Франции. Столетняя

война; Ж. Д’Арк



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/start/314673/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/314704/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/start/253345/

14.

14.

Священная Римская

империя в ХII—ХV вв.

Польско-литовское

государство в XIV—XV

вв. Реконкиста и

образование

централизованных

государств на

Пиренейском полу-

острове. Итальянские

государства в XII—XV вв



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/start/314673/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/314704/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/start/253345/

15.

15.

Развитие экономики в

европейских странах в

период зрелого

Средневековья.

Обострение социальных

противоречий в ХIV в.

(Жакерия, восстание Уота

Тайлера). Гуситское

движение в Чехии



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/start/314673/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/314704/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/start/253345/

16.

16.

Византийская империя и

славянские государства в

ХII—ХV вв. Экспансия

турок-османов. Османские

завоевания на Балканах.

Падение Константинополя.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7903/start/314673/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7902/start/314704/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7901/start/253345/

17.

17.

Представления

средневекового человека о

мире. Место религии в

жизни человека и

общества. Образование:

школы и университеты.

Сословный характер

культуры. Средневековый

эпос. Рыцарская

литература. Городской и

крестьянский фольклор.

Романский и готический

стили в художественной

культуре.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7900/start/254221/

18.

18.

Развитие знаний о природе

и человеке. Гуманизм.

Раннее Возрождение:

художники и их творения.

Изобретение европейского

книгопечатания; И.

Гутенберг



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7900/start/254221/

19.

19.

Османская империя:

завоевания турок-османов

(Балканы, падение

Византии), управление

империей, положение

покоренных народов.

Монгольская держава:

общественный строй

монгольских племен,

завоевания Чингисхана и

его потомков, управление

подчиненными

территориями.



https://multiurok.ru/files/urok-istorii-v-6-klassie-stranyvostoka-

v-sriedniie-vieka.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-istoriya-6-klass-urok-14-

strany-vostoka-v-srednie-veka-dokolumbova-amerikanasledie-

srednevekovya-5347873.html


20.

20.

Китай: империи,

правители и подданные,

борьба против

завоевателей. Япония в

Средние века: образование

государства, власть

императоров и управление

сегунов.



https://multiurok.ru/files/urok-istorii-v-6-klassie-stranyvostoka-

v-sriedniie-vieka.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-istoriya-6-klass-urok-14-

strany-vostoka-v-srednie-veka-dokolumbova-amerikanasledie-

srednevekovya-5347873.html


21.

21.

Индия: раздробленность

индийских княжеств,

вторжение мусульман,

Делийский султанат.

Культура народов Востока.

Литература. Архитектура.

Традиционные искусства и

ремесла.



https://multiurok.ru/files/urok-istorii-v-6-klassie-stranyvostoka-

v-sriedniie-vieka.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-istoriya-6-klass-urok-14-

strany-vostoka-v-srednie-veka-dokolumbova-amerikanasledie-

srednevekovya-5347873.html


22.

22.

Цивилизации майя,

ацтеков и инков:

общественный строй,

религиозные верования,

культура. Появление

европейских завоевателей.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7899/start/253472/


23.

23.

Обобщение Историческое

и культурное наследие

Средних веков.



https://infourok.ru/urok-itogovoe-povtorenie-istorii-srednihvekov-

724785.html

24.

24.

Роль и место России в

мировой истории.

Проблемы периодизации

российской истории.

Источники по истории

России.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7907/start/253785/

25.

25.

Заселение территории

нашей страны человеком.

Палеолитическое

искусство. Петроглифы

Беломорья и Онежского

озера. Особенности

перехода от

присваивающего хозяйства

к производящему. Ареалы

древнейшего земледелия и

скотоводства. Появление

металлических орудий и

их влияние на

первобытное общество.

Центры древнейшей

Металлургии. Кочевые

общества евразийских

степей в эпоху бронзы и

раннем железном веке. .

Степь и ее роль в

распространении

культурных

взаимовлияний. Появление

первого в мире колесного

транспорта.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/

26.

26.

Народы, проживавшие на

этой территории до

середины I тыс. до н. э.

Скифы и скифская

культура. Античные

города-государства

Северного

Причерноморья.

Боспорское царство.

Пантикапей. Античный

Херсонес. Скифское

царство в Крыму. Дербент.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/

27.

27.

Великое переселение

народов. Миграция готов.

Нашествие гуннов. Вопрос

о славянской прародине и

происхождении славян.

Расселение славян, их

разделение на три ветви —

восточных, западных и

южных. Славянские

общности Восточной

Европы. Их соседи —

балты и финно-угры.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/

28.

28.

Хозяйство восточных

славян, их общественный

строй и политическая

организация.

Возникновение княжеской

власти. Традиционные

верования.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/

29.

29.

Страны и народы

Восточной Европы,

Сибири и Дальнего

Востока. Тюркский

каганат. Хазарский

каганат. Волжская

Булгария.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7908/start/314735/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7909/start/253409/

30.

30.

Образование государства

Русь. Исторические

условия складывания

русской

государственности:

природно-климатический

фактор и политические

процессы в Европе в конце

I тыс. н. э. Формирование

новой политической и

этнической карты

континента.Первые

известия о Руси. Проблема

образования государства

Русь. Скандинавы на Руси.

Начало династии

Рюриковичей.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

31.

31.

Формирование территории

государства Русь. Дань и

полюдье. Первые русские

князья.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

32.

32.

Отношения с

Византийской империей,

странами Центральной,

Западной и Северной

Европы, кочевниками

европейских степей. Русь в

международной торговле.

Путь «из варяг в греки».

Волжский торговый путь.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

33.

33.

Языческий

пантеон. Принятие

христианства и его

значение. Византийское

наследие на Руси.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

34.

34.

Территория и население

государства Русь/Русская

земля. Крупнейшие города

Руси. Новгород как центр

освоения Севера

Восточной Европы,

колонизация Русской

равнины. Территориально-

политическая структура

Руси, волости. Органы

власти: князь, посадник,

тысяцкий, вече.

Внутриполитическое

развитие.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

35.

35.

Борьба за власть между

сыновьями Владимира

Святого. Ярослав

Мудрый.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

36.

36.

Русь при Ярославичах.

Владимир Мономах.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

37.

37.

Русская церковь.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

38.

38.

Общественный строй Руси:

дискуссии в исторической

науке. Князья, дружина.

Духовенство. Городское

население. Купцы.

Категории рядового и

зависимого населения.

Древнерусское право:

Русская Правда,

церковные уставы.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

39.

39.

Русь в социально-

политическом контексте

Евразии. Внешняя

политика и

международные связи:

отношения с Византией,

печенегами, половцами

(Дешт-и-Кипчак),

странами Центральной,

Западной и Северной

Европы. Херсонес в

культурных контактах

Руси и Византии.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

40.

40.

Культурное пространство.

Русь в общеевропейском

культурном контексте.

Картина мира

средневекового человека.

Повседневная жизнь,

сельский и городской быт.

Положение женщины.

Дети и их воспитание.

Календарь и хронология.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

41.

41.

Культура Руси.

Формирование единого

культурного пространства.

Кирилло-мефодиевская

традиция на Руси.

Письменность.

Распространение

грамотности, берестяные

грамоты. «Новгородская

псалтирь». «Остромирово

Евангелие». Появление

древнерусской

литературы. «Слово о

Законе и Благодати».

Произведения летописного

жанра. «Повесть

временных лет». Первые

русские жития.

Произведения Владимира

Мономаха.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

42.

42.

Иконопись. Искусство

книги. Архитектура.

Начало храмового

строительства: Десятинная

церковь, София Киевская,

София Новгородская.

Материальная культура.

Ремесло. Военное дело и

оружие.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7911/start/315646/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7910/start/280426/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7913/start/253281/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7912/start/253660/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7914/start/253629/

43.

43.

Формирование системы

земель —

самостоятельных

государств. Важнейшие

земли, управляемые

ветвями княжеского рода

Рюриковичей:

Черниговская,

Смоленская, Галицкая,

Волынская, Суздальская.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/

44.

44.

Формирование системы

земель —

самостоятельных

государств. Важнейшие

земли, управляемые

ветвями княжеского рода

Рюриковичей:

Черниговская,

Смоленская, Галицкая,

Волынская, Суздальская.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/

45.

45.

Земли, имевшие особый

статус: Киевская и

Новгородская. Эволюция

общественного строя и

права; внешняя политика

русских земель.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/

46.

46.

Формирование

региональных центров

культуры: летописание и

памятники литературы:

Киево-Печерский патерик,

моление Даниила

Заточника, «Слово о полку

Игореве».



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/

47.

47.

Белокаменные храмы

Северо-Восточной Руси:

Успенский собор во

Владимире, церковь

Покрова на Нерли,

Георгиевский собор

Юрьева-Польского.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/

48.

48.

Возникновение

Монгольской империи.

Завоевания Чингисхана и

его потомков. Походы



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7916/start/296919/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7915/start/253312/

49.

49.

Походы Батыя на

Восточную Европу.

Возникновение Золотой

Орды.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

50.

50.

Судьбы русских земель

после монгольского

нашествия. Система

зависимости русских

земель от ордынских ханов

(так называемое

ордынское иго).



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

51.

51.

Южные и западные

русские земли.

Возникновение

Литовского государства и

включение в его состав

части русских земель.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

52.

52.

Северо-западные земли:

Новгородская и Псковская.

Политический строй

Новгорода и Пскова. Роль

вече и князя. Новгород и

немецкая Ганза.Ордена

крестоносцев и борьба с их

экспансией на западных

границах Руси. Александр

Невский.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

53.

53.

Взаимоотношения с

Ордой. Княжества Северо-

Восточной Руси. Борьба за

великое княжение

Владимирское.

Противостояние Твери и

Москвы. Усиление

Московского княжества



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

54.

54.

Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Закрепление

первенствующего

положения московских

князей.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

55.

55.

Перенос митрополичьей

кафедры в Москву. Роль

Православной церкви в

ордынский период русской

истории. Святитель

Алексий Московский и

преподобный Сергий

Радонежский.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

56.

56.

Народы и государства

степной зоны Восточной

Европы и Сибири в XIII—

XV вв. Золотая орда:

государственный строй,

население, экономика,

культура. Города и

кочевые степи. Принятие

ислама. Ослабление

государства во второй

половине XIV в.,

нашествие Тимура.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

57.

57.

Распад Золотой Орды,

образование татарских

ханств. Казанское ханство.

Сибирское ханство.

Астраханское ханство.

Ногайская Орда. Крымское

ханство. Касимовское

ханство. Народы

Северного Кавказа.

Итальянские фактории

Причерноморья (Каффа,

Тана, Солдайя и др.) и их

роль в системе торговых и

политических связей Руси

с Западом и Востоком.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

58.

58.

Культурное пространство.

Изменения в

представлениях о картине

мира в Евразии в связи с

завершением монгольских

завоеваний. Культурное

взаимодействие

цивилизаций.

Межкультурные связи и

коммуникации

(взаимодействие и

взаимовлияние русской

культуры и культур

народов Евразии).

Летописание.

Литературные памятники

Куликовского цикла.

Жития. Епифаний

Премудрый. Архитектура.

Каменные соборы Кремля.

Изобразительное

искусство. Феофан Грек.

Андрей Рублев.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7921/start/253598/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7920/start/254190/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7919/start/254315/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7917/start/254284/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7926/start/253878/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

59.

59.

Борьба за русские земли

между Литовским и

Московским

государствами.

Объединение русских

земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в

Московском княжестве

второй четверти XV в.

Василий Темный



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


60.

60.

Новгород и Псков в XV в.:

политический строй,

отношения с Москвой,

Ливонским орденом,

Ганзой, Великим

княжеством Литовским.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


61.

61.

Падение Византии и рост

церковно-политической

роли Москвы в

православном мире.

Теория «Москва — третий

Рим». Иван III.

Присоединение Новгорода

и Твери. Ликвидация

зависимости от Орды.

Расширение

международных связей

Московского государства.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


62.

62.

Принятие общерусского

Судебника. Формирование

аппарата управления

единого государства.

Перемены в устройстве

двора великого князя:

новая государственная

символика; царский титул

и регалии; дворцовое и

церковное строительство.

Московский Кремль.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


63.

63.

Культурное пространство.

Изменения восприятия

мира. Сакрализация

великокняжеской власти.

Флорентийская уния.

Установление автокефалии

Русской церкви.

Внутрицерковная борьба

(иосифляне и

нестяжатели). Ереси.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


64.

64.

Геннадиевская Библия.

Развитие культуры

единого Русского

государства. Летописание:

общерусское и

региональное. Житийная

литература. «Хождение за

три моря» Афанасия

Никитина.



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


65.

65.

Архитектура. Русская

икона как феномен

мирового искусства.

Повседневная жизнь

горожан и сельских

жителей в древнерусский и

раннемосковский периоды.

Наш край с древнейших

времен до конца XV в.

(Материал по истории

своего края привлекается

при рассмотрении

ключевых событий и

процессов отечественной

истории).



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


66.

66.

Итоговая промежуточная

аттестация за 6 класс



https://resh.edu.ru/subject/lesson/7925/start/253567/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7923/start/253536/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7922/start/289068/


67.

67.

Историческое развитие

Руси в IX – начале XVI вв



https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/06/05/itogovyytest-

po-istorii-rossii-za-6-klass

https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-istoriiklass-

dva-varianta-i-otveti-2058585.html

https://onlinetestpad.com/ru/test/400147-istoriya-rosii-6-klass

68.

68.

Всероссийская

проверочная работа (ВПР)



https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/06/05/itogovyytest-

po-istorii-rossii-za-6-klass

https://infourok.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-istoriiklass-

dva-varianta-i-otveti-2058585.html

https://onlinetestpad.com/ru/test/400147-istoriya-rosii-6-klass


Лист внесения изменений

п/п

Тема урока

Дата проведения урока

планируемая

Дата проведения урока

фактическая

Основание для внесения изменений в программу







































































































Фонд оценочных средств по немецкому языку для 6 класса

Класс

Предмет

Источник

Вид работы

6

История

Учебно-методический комплект:

Бойцов М.А., Шукуров Р.М.; под редакцией Карпова С.П. Всеобщая история. История Средних веков.

6 кл. ООО «Русское слово-учебник»;

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6

класс. В 2 частях. М.: Просвещение,

Состав учебно-методического комплекта:

Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я.,

под редакцией А. В. Торкунова.

Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. Комплект карт.

История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.

Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А.,

Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А. Настенные

исторические карты

Русь в IХ в.- начале ХII в.

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в. Российское государство в ХVI в.

Северо-Восточная Русь в первой половине ХIV в. Древняя Русь-Русь Удельная- Московская Русь

Великое княжество Литовское в ХIII-ХV вв.

Киевская Русь в IХ-начале ХII в. Арабы в VII-IХ вв.

Франкское государство в эпоху Каролингов Индия и Китай в средние века

Итальянские государства в ХIV-ХV вв. Столетняя война 1337-1453 гг.

Византийская империя и славяне в VII в.

Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527-565гг.)

Развитие ремесле и торговли в Европе а ХVII в.

Византийская империя в IХ-первой половине ХI в. Западная Европа в ХI-начале ХIII в. Крестовые

походы.


Контрольные работы (7)

Практических работ (4)





ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Учебные карты

2. Печатные пособия раздаточные

3.Печатные демонстрационные пособия

4.DVD-фильмы

5.Компакт-диски

6.Интерактивные пособия

7.Комплекты карт, атласы по истории 6 класс.

8.Общее и вспомогательное оборудование для кабинета

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Классная магнитная доска.

2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

3. Колонки

4. Компьютер

5. Проектор

6. Раздаточный материал




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!