СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 8 класс. Учитель реализующий программу Кузнецов П.Н.

Просмотр содержимого документа
«История 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа имени Г.Н.Волкова

Яльчикского района Чувашской Республики»



Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

гуманитарного направления

Протокол №1 от 29.08.2017 г.


Утверждаю

Директор школы

_______________ /Малышкин Н.Ф./

Приказ №76/1 от 30.08.2017 г.




Рабочая программа

по истории


на 2017- 2018 учебный год

8 класс







Количество часов70 ч.


Учебник: Новая история 1800 – 1900 гг. 8 кл. М.: Просвещение, 2013 г. под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной


Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. М.: Просвещение, 2011


















Учитель, реализующий программу:

Кузнецов Петр Николаевич














Пояснительная записка

к Рабочей программе по Всеобщей истории.

История Нового времени (8 класс)

Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Новая история 1800 – 1900 гг. 8 кл. М.: Просвещение, 2013 г. под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной

Данная программа обеспечивает изучение курса истории Нового времени с XVIII по начало XX вв. учащимися 8 класса.

Основу для создания рабочей программы составили следующие учебники:

Класс

Кол.уч.

Учебник

Автор

Издательство, год

8

1

Новая история 1800 – 1913 гг.

А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина


М., Просвещение,2013


График прохождения программного материала

Рабочая программа, разработанная для 8 –го класса, рассчитана на 68 часов в год, по 2 у/ч в неделю.

Классы

Объём учебного времени (ФК, час)

Разделы рабочей программы

Примечания, резерв

Всеобщая История

История России

8

68

Новая история 1800 – 1900 гг.

30 ч

История России XIX в.

  1. ч



Цели курса:

  • Сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия в эпоху Нового времени;

  • Охарактеризовать наиболее яркие личности эпохи Нового времени и их роль в истории и культуре;

  • Показать возникновение идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (конституционная монархия, республика, права человека, демократические ценности, законы), уделить при этом особое внимание истории развития гуманистической мысли;

  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Европы и мира оставил позитивный след в истории человечества в Эпоху Нового времени, что дает возможность формирования у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия; уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;

• рассматривать общественные явления в развитии; анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизи­ровать полученную информацию; уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

Требования к уровню общеучебных навыков, умений и способов деятельности

Рабочая программа для 8-го класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование ИКТ. В Рабочей программе предусмотрено научить и закрепить умения:

  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

  • сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • -понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

    • -высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

    • -объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

    • -использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса по истории в рабочей программе полностью соответствуют стандарту обучения.

Прогнозируемый результат изучения

Результатом обучения истории в 8-м классе будет овладение учащимися знаний и умений по Всемирной истории, значимых для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.



















Тема урока, содержание курса

Оборудование,

планируемый результат

формы текущего контроля

Дом.

задание

Дата

План\факт

1

Введение. 1 час

Человек в новую эпоху: от традиционного общества к обществу индустриальному

Учебник Рабочая тетрадь


- познакомить учащихся с основными целями и задачами вновь изучаемого курса

- познакомить с основными критериями оценивания

Словарик.

Стр. 3-5, вопр



  1. Становление индустриального общества (8 часов)

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы

Завершение промышленного переворота. Переворот в средствах транспорта. Военная техника. Источники энергии. Революция в средствах связи.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока.

Фабрично – заводского капитализма

Монополистический капитализм

Техническая революция

Составление логической таблицы.

§1-2



3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Классовая структура. Женский и детский труд. Женское движение за права.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Новая буржуазия

Аристократия

Петиция

Опрос. Работа с документами учебника. Лабораторная работа.

§3



4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

Материальная культура. Развитие городов. Смена стиля. Повседневная жизнь людей.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Технический прогресс

Каллиграфия

Рабочая тетрадь

Составление логической схемы

§4



5

Наука: создание научной картины мира.

Развитие физики и естественных наук. Микробиология. Развитие медицины. Развитие образования.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Микробиология

Рентген

Естественно - научные представления

Составление таблицы. Опрос.

§5



6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

Возникновение романтизма. Критический реализм. Натурализм.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Д. Байрон

В.Гюго

О.Бальзак

Составление хронологии.

§6



7

Искусство XIX века, в поисках новой картины мира.

Искусство XIX века. Художественная жизнь. Поэзия.

Музыка. Театр. Живопись.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Т. Жерико

Э.Делекруа

Г. Курбе

Э.Мане

Ф. Шуберт


Составление хронологии.

§7-8



8

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

Общественно – политические учения. Социалистические учения. Анархизм. Интернационал.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Марксизм.

Либерализм.

Составление таблицы

§9-10



9

Повторительно – обобщающий урок

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия раздела.

Тестирование

Словарный диктант.

Контроль таблиц.




  1. Строительство новой Европы 9 часов

10

Консульство и образование наполеоновской империи.

От Франции революционной к Франции буржуазной. Завоевательные войны консульства и империи

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Наполеон

Империя

Декрет


характеристика исторической личности. Наполеона.

Задание № 3, стр. 88

§11



11

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Жизнь во время империи. Причины ослабления наполеоновской империи. Поход на Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Венский конгресс.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Бородино.

Реставрация.

Карта. Опрос.

Рабочая тетрадь


§12



12

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

Билль о реформе. Чартизм. Хартия. Англия - мастерская мира. Парламентский режим. Внешняя политика.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Чартизм.

Мастерская мира.

Парламент.

Анализ источника. Лабораторная работа. Моделирование ситуаций.

§13



13

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису.

Промышленная революция. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830. Кризис июльской революции.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

«Король - буржуа»

Луи Филипп

Составление этапов промышленного переворота.

Этапы июльской революции.

§14



14

Франция: революция 1848 г и вторая империя.

Кризис общества. Причины революции. Учредительное собрание. Вторая республика. Внешняя политика.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Режимы. Наполеон III

Составление логической схемы, цепочки.

§15



15

Германия: на пути к единству.

Германский союз. Берлин, март 1848г.

Образование Северогерманского союза

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Франкфуртский парламент

Работа с учебником. Документы. Лабораторная работа.

§16



16

Единение Италии.

Разделение Италии. Начало национально – освободительной борьбы и революция 1848 г. усиление Сардинского королевства. Война с Австрией.

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Камилло Кавур – «ткач единства».


Составить схему «причины войны». Рабочая тетрадь. Составить словарик темы.

§17



17

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Правительственный кризис. Дипломатические игры. Седанская катастрофа и конец. Второй империи. Третья республика.


Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Парижская коммуна.

Временное правительство национальной обороны.

Правительственный кризис.

«Кровавая майская неделя».

самостоятельная работа с учебником.

Работа с документами. Лабораторная работа.

§18



18

Повторительно – обобщающий урок

Учебник Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия раздела.

Задания на стр 146 - 147

Тест.




  1. Страны Западной Европы на рубеже XIXXX века. 5 часов

19

Германская империя в конце XIX - начале XX. Борьба за место под солнцем.

Расширение Пруссии. Имперский парламент. Модернизация в экономике. «Новый курс» Бисмарка.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Рейхстаг.

Монополистический капитализм.

Железный канцлер. Мировая политика.

Самостоятельно составить логическую схему курса Бисмарка.

§19



20

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Кризис «мастерской мира». Двухпартийная система. Эпоха реформ. Рождение лейбористской партии. Реформы.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Аграрное движение.

Социальные реформы.

Гомруль

Антанта.

Работа с учебником, документы. Лабораторная работа.

Понятий диктант.

§20



21

Франция: Третья республика.

Отставание в сельском хозяйстве. Борьба за республику. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Создание колониальной империи.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Коррупция государственного аппарата. Социалистическое движение.

Работа с учебником. Рабочая тетрадь. Документы. Причины отставания. Лабораторная работа.

§21



22

Италия: время реформ и колониальных захватов.

Цена объединения. Развитие сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Колониальные авантюры.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Конституционная монархия.

Индустриализация.

Колонии.

Работа с документами. вопросы и задания. Лабораторная работа.

§22



23

От Австрийской империи к Австрало – Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Кризис в обществе. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи. Империя Габсбургов. Политическое устройство. Начало промышленной революции.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Империя Габсбургов.

Последний монарх «старой школы».

Составление логической цепочки.

§23



  1. Две Америки 3 часа

24

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

Территория страны. Земельная «лихорадка». Плантаторское хозяйство на Юге. Образование республиканской партии. Победа северян. Гражданские войны.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Аболиционизм.

Республиканские партии.



Работа с рабочей тетрадью, карта.

Учебник.

Документы.

§24



25

США: империализм и вступление в мировую политику.

Экономическое и политическое развитие США. Фермерские хозяйства. «Справедливый курс».

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Тресты.

Финансовая олигархия.

Президентская республика.

Рабочее движение. Американская федерация труда.

Документы. Лабораторная работа.Составить логическую схему.

§25



26

Латинская Америка в XIX веке - начале XX. Время перемен.

Политическое, экономическое, социальное развитие Латинской Америки. Борьба за независимость. Итоги войны. Верования.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Век каудильо. Процесс модернизации.

Задания.

Составление словаря раздела.

Понятийный диктант

§26



  1. Традиционные общества в XIX веке. Новый этап колониализма. Международные отношения. 4 часа

27

Япония на пути модернизации. Китай: сопротивление реформам.

Открытие Японии и Китая. Экономическое и политическое развитие Японии и Китая.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Реформы Мэйдзи.

Движение тайпинов.

100 дней реформ и их последствие. Восстание ихэтуаней.

Составление сравнительной таблицы.

Рабочая тетрадь.

§27-28



28

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка в эпоху перемен.

Социальное, политическое, экономическое развитие Индии.

Африка – таинственный континент. Культы и религии Африки. Европейская колонизация Африки.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Колонисты. Индийский Национальный конгресс.


Работа с картой. Работа с рабочей тетрадью.

Составить словарь раздела.

§29-30



29

Международные отношения.

Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Балканские войны. II Интернационал.

Учебник

Рабочая тетрадь


знать основные термины и понятия урока

Пацифистское движение.

Политическая карта мира.


Работа с картой.

Рабочая тетрадь.

Подготовка к тесту.

§31



30

Итоговое повторение курса

Новой истории 8 класс.

Учебник

Рабочая тетрадь

Карта

знать основные термины и понятия курса


Тестирование. Понятийный диктант.
































Пояснительная записка

к рабочей программе по Истории России XIX в.

8 класс

Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений составители:. Данилов А.А., Косулина Л.Г М.: Просвещение, 2008.

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. М.: Просвещение, 2011.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. знакомство учащихся с основными событиями российской истории XIX в., включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей; представление разнообразных вариантов объяснения событий истории и отражения их в современной жизни;

  2. расширение представления школьников об основных источниках знаний по истории России, выявление их специфики для XIX в.;

  3. продолжение обучения приёмам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  4. научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

  5. создать условия для формирования ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей XIX в., восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

  6. способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны;

  7. стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. В программе рассматривается проблематика истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.


Задачи:


  1. ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути России, многообразии форм исторического бытия и деятельности наших соотечественников в прошлом,

  2. выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории,

  3. развитие учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа,

  4. формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников, приобщение к ценностям национальной культуры,

  5. воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.



В результате изучения курса учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и выдающихся деятелей отечественной истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни


Тематическое планирование курса История России XIX в.(38 ч.)

ТЕМА 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (17 ч)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сосло­вия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 18011806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Про­ект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хле­бопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная ре­форма в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных зако­нов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Основные цели и направле­ния внешней политики. Россия в третьей и четвертой анти­французских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзит-ский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к Рос­сии Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Куту­зова главнокомандующим. Бородинское сражение и его зна­чение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захват­чиков.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 18131825 гг. Начало заграничного похода, его це­ли. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Свя­щенном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 18141825 гг. Причины изме­нения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Алек­сандра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Про­ект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промыш­ленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия вос­стания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли го­сударственного аппарата. Усиление социальной базы самодер­жавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточе­ние контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управле­ния. Свод законов Российской империи. Русская православ­ная церковь и государство. Усиление борьбы с революцион­ными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хо­зяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые желез­ные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хо­зяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Ре­форма управления государственными крестьянами П. Д. Ки­селева. Рост городов.

Внешняя политика в 18261849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Общественное движение 3050-х гг. Особенности об­щественного движения 30—50-х гг. Консервативное движе-ние. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либе­ральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Со­ловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Крымская война 18531856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы вой­ны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигуб-ского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и раз­витие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Ло­бачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кру­госветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной куль­туре (романтизм, классицизм, реализм).

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одо­евский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произве­дения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкаль­ной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропи-нин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка го­родов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Ворони-хин (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасите­ля, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обога­щение культур.

Основные понятия темы

Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей, масоны, декабристы, военные поселения, промыш­ленный подъем, рынок рабочей силы, крепостные предпри­ниматели, расслоение крестьянства, охранительная политика, теория официальной народности, обязанные крестьяне, коди­фикация законов, майорат, славянофильство, западничество, крестьянский социализм, крестьянская община, революцион­ная демократия.

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч) Россия на пороге перемен.

ТЕМА 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (18 ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обще­стве. Личность Александра II. Начало правления Александ­ра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и при­чины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 6070-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная ре­форма. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность ре­форм. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра П. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский воп­рос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отме­ны крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индуст­риализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конс­титуционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.

Причины роста революционного движения в пореформен­ный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционно­го народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Зем­ли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. Основные направле­ния внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Гор­чаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход воен­ных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль Рос­сии в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Алек­сандра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Полити­ка в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Нацио­нальная и религиозная политика Александра III.



Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. 19 век»

(8 класс)

Тема

Тип

Кол-во ча­сов

Элементы содержания образования

Основные понятия

Знания, умения

Измерители и формы контроля

Домаш­нее задание

Дата прове­дения план/факт

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18 час)

1

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Внутренняя политика Александра I.

Либерализм, самодер­жавная власть, мани­фест,

Знать годы царст­вования Александ­ра I; называть ха­рактерные черты внутренней поли­тики Александра I.

Сообщения, эвристическая беседа, пути развития после перево­рота 1801 г.,

§1 вопросы и зада­ния, до­кументы



2

Внешняя по­литика Алек­сандра I в 1801-1806 гг.

Ком-бини-рован-ный

1

Внешняя политика. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцуз­ских коалициях. Тильзитский мир и рус­ско-французский союз. Континентальная бло­када

Коалиция,конвенция, сейм

Называть основ­ные цели,задачи и направления (и показывать на карте) внешней по­литики страны; оценивать ее ре­зультативность

Беседа по во­просам учеб­ника, работа с документом

§2, во­просы и зада­ния, до­кумент



3

Реформаторская деятельность. М. М. Спе­ранского

Ком-бини-рован-ный

1

Негласный комитет. Указ о вольных хлебо­пашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы

реформа, разде­ление властей, полити­ческие права, избирательное право

Определять пред­посылки и содер­жание реформа­торских проектов М. М. Сперанского; причины их непол­ной реализации и последствия при­нятых решений

понятийный диктант, работа с документом

§3 вопр.



4

Отечествен­ная война 1812 г.

Ком-бини-рован-ный

1

Отечественная война 1812 г.

Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны.

Изгнание наполеонов­ских войск из России

Отечественная война, генеральное сражение, партизаны

Знать хронологи­ческие рамки Оте­чественной войны 1812 г.; планы сто­рон, характер вой­ны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и пока­зывать по карте основные сражения

Алгоритм воен­ных действий, контурная карта

§4, во­просы и задания



5

Заграничный поход рус­ской армии

Ком-

бини-

рован-

ный

1

Заграничный поход 1812-1914 гг. Россий­ская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз

Битва народов, Восточ­ный вопрос, Венский кон­гресс, Священный союз

Объяснять цели и результат загра­ничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых ус­ловиях

Беседа по во­просам учеб­ника, контур­ная карта, работа с доку­ментом

§5



6

Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1820 гг.

Ком-бини-рован-ный

1

Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консерватив­ных тенденций

Гражданские свободы, автономия, мистицизм

!

Объяснять причи­ны и последствия изменения внутри­политического кур­са Александра I в 1815-1820 гг.; давать оценку внутренней поли­тики

Проблемное задание, срав­нительная таблица

§6, во­просы и зада­ния, таблица



7

Социально-экономиче­ское развитие

Ком-бини-рован-ный

1

А. А. Аракчеев. Аракчеевщина

Тарифный устав, воен­ные поселения

Называть харак­терные черты со­циально-экономи­ческого развития после Отечествен­ной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кри­зиса 1812-1815 гг.

Тест

§7, во­просы и задания



8

Обществен­ное движение

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Тайные общества Се­верное и Южное, их программы

Общественное движе­ние, либерализм,тайное общество, конституция

Называть причины возникновения об­щественного движе­ния; основы идео­логии, основные этапы развития общественного движения

«Мозговой штурм»

§8, во­просы и задания



9

Выступление декабристов

Урок-диалог

1

Движение декабристов.

Восстание на Сенатской

площади 14 декабря

1825 г.

Восстание Черниговского

полка.

Суд над декабристами

Династический кризис

Объяснять цели и результат деятель­ности декабристов; оценивать истори­ческое значение восстания декаб­ристов

Творческое задание

§9, во­просы и задания



10

Внутренняя политика Ни­колая I

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Внутренняя политика Николая I.

Усиление самодержав­ной власти. Ужесточе­ние контроля над обще­ством.

III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов

Свод законов, государ­ственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм

Знать годы царст­вования Николая I; называть харак­терные черты внутренней поли­тики Николая I

Проверочная работа «Рос­сия при Алек­сандре I»

§10, во­просы и задания



11

Социально-экономиче­ское развитие

Ком-бини-рован-ный

1

Противоречия хозяйст­венного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах»

Кризис крепостнической системы, «капитали-стые» крестьяне

Называть харак­терные черты со­циально-экономического развития; знать финансовую поли­тику Е. Ф. Канкрина

Понятийный диктант

§11, во­просы и задания, доку­менты



12

Внешняя по­литика Нико­лая I

Ком-бини-рован-ный

1

Внешняя политика Рос­сии.

Россия и революции в Европе.

Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война

«Международный жан­дарм»

Называть основ­ные направления (и показывать на карте) внешней по­литики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада

Опрос по во­просам учеб­ника, контурная карта

§12, во­просы и задания, доку­менты



13

Обществен­ное движе­ние

Ком-бини-рован-ный

1

Общественная мысль: западники и славяно­филы, утопический со­циализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический со­циализм. Петрашевцы

Западники, славянофилы, общинный социализм

Называть сущест­венные черты идеологии и прак­тики общественных движений; сравни­вать позиции за­падников и славя­нофилов, высказы­вать свою оценку

Работа в ма­лых группах: работа с доку­ментом, срав­нительная таб­лица

§13, во­просы и задания, доку­менты



14

Крымская война

Ком-бини-рован-ный

1

Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения


Знать дату войны, ее причины и ха­рактер; показывать на карте места во­енных действий; знать полководцев и участников; объяс­нять значение и итоги Парижского мирного договора

Алгоритм воен­ных действий; контурная карта

§14, во­просы и задания, опере­жающее задание



15

Образование и наука.

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Создание системы об­щеобразовательных учреждений. Достижения науки. Н. И. Лобачевский.

Сословность образова­ния

Называть выдаю­щихся представи­телей и достиже­ния российской науки

Сообщения,

творческие

задания

§15вопросы и зада­ния, до­кументы



16

Рус­ские путеше­ственники и первооткры­ватели

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Открытие Антарктиды русскими мореплавате­лями



Сообщения,

творческие

задания

§16 вопросы и зада­ния



17

Художест­венная куль­тура

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Достижения культуры и искусства. Основные стили в ху­дожественной культуре.

Классицизм, сентимен­тализм, романтизм, реа­лизм, русский ампир, русско-византийский стиль

Называть выдаю­щихся представи­телей и достиже­ния российской культуры

Викторина

§17вопросы и зада­ния, до­кументы



18

Быт и обычаи

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Новые черты в быту, изменения в городской жизни

шорничество


Сообщения,

творческие

задания

§18 вопр



19

Повторительно-

обобщающий

урок






Контрольная работа




Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (16 часов)

20

Накануне от­мены крепо­стного права.

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Александр II. Накануне отмены крепостного права.


Реформа,

Называть предпо­сылки отмены кре­постного права; излагать причины отмены крепостно­го права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права;

Эвристическая беседа с эле­ментами ро­левой игры

§19-20, вопросы и зада­ния, до­кументы



21

Крестьянская реформа 1861 г.

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Отмена крепост­ного права.

Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная опе­рация. Повинности временнообязанных крестьян

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники

знать основные положения , крестьян­ские реформы; объяснять значе­ние отмены крепо­стного права

беседа

§20 вопр., зад.



22

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Ком-бини-рован-ный

1

Судебная, земская, во­енная реформы. Значе­ние реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных

Называть основ­ные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просве­щения; приводить оценки хар-ра и значения соц. ре­форм.

Составление схем, таблиц, логических це­почек

§21-22, вопро­сы и за­дания, таблицы



23

Социально-экономиче­ское развитие после отмены крепостного права

Ком-бини-рован-ный

1

Особенности модерни­зации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II

Отработочная система

Называть основ­ные направления эконом.политики государства; объ­яснять причины замедления темпов роста промышлен­ного производства; называть и пока­зывать на карте

Обобщающая беседа

§23, во­просы и зада­ния, до­кументы



24

Обществен­ное движение: либералы и консерваторы

Ком-бини-рован-ный

1

Подъем общественного движения после пора­жения в Крымской войне. Либеральные, консер­вативные течения. Земское движение. А. И. Герцен, Н. И. Ога­рев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чер­нышевский, Н. А. Доб­ролюбов. Журнал «Современник»

Либералы, консерваторы

Называть сущест­венные черты идеологии и прак­тики консерватиз­ма и либерализма

Беседа по во­просам домаш­него задания, индивидуаль­ное тестиро­вание

§24, во­просы и зада­ния, до­кументы



25

Зарождение революцион­ного народни­чества и его идеология

Ком-бини-рован-ный

1

Радикальные течения. Теория революционно­го народничества. «Хождение в народ», «Земля и воля»

Народничество, револю­ционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор

Называть сущест­венные черты идеологии и прак­тики радикального общественного движения

Составление сравнительных таблиц, взаимо­проверка

§25, во­просы и зада­ния, до­кументы



26

Революцион­ное народни­чество второй половины 60-начала 80-х гг.

Ком-бини-рован-ный

1




Самостоятель­ная работа, работа с доку­ментом

§26, во­просы И зада­ния, до­кументы



27

Внешняя политика Александра II

Ком-бини-рован-ный

1

Внешняя политика 60-70-х гг.

Завершение Кавказской войны

Союз трех императоров, «Священная война»

Называть цель и основные направ­ления внешней по­литики 60-70-х гг.

Обобщающая беседа, кон­турная карта

§27-28, вопросы и зада­ния



28

Русско-турец­кая война 1877-1878 гг.

Ком-

бини-

рован-

ный

1

Русско-турецкая война

Балканский кризис, на­ционально-освободи­тельная война

Знать дату русско-турецкой войны, ее причины и харак­тер; показывать на карте места воен­ных действий; знать полководцев и участников; объ­яснять значение и итоги Сан-Стефан-ского мирного дого­вора; победы Рос­сии в войне с Тур­цией

Алгоритм воен­ных действий; контурная карта

§28 вопр. даты



29

Внутренняя политика Александра III

Ком-бини-рован-ный

1

Александр III. Консер­вативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения

Реакционная политика

Приводить оценку личности Алексан­дра III; называть основные черты внутренней поли­тики Александра III

Повторительно-

обобщающий

тест

§29-30, вопросы и зада­ния, до­кументы



30

Экономиче­ское развитие в годы правле­ния Алексан­дра III.

Ком-бини-рован-ный

1

Завершение промыш­ленного переворота. Формирование классов индустриального обще­ства. Новые промышлен­ные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90-х гг.

Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение

Называть основные черты экономичес­кой политики Алек­сандра III; сравнивать экономические про­граммы Н. X Бунге и И. А. Вышнеградско-го; знать экономическую платформу С. Ю. Витте; объ­яснять в чем со­стояли цели и ре­зультаты деятель­ности Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте

Проблемное задание; раз­вернутый план

§31вопросы и зада­ния, до­кументы



31

Положение основных социальных слоев обще­ства

Ком-бини-рован-ный

1

Экономическая политика Александра III. Изменения в социальной структуре общества



Беседа по во­просам домаш­него задания

§32 вопросы



32

Обществен­ное движение в 80-90-х гг.

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Земское движение. Идеология народниче­ства. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Распространение мар­ксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобожде­ние рабочего класса»

Марксизм

Называть органи­зации и участников общественного движения; назы­вать существенные черты идеологии и практики общест­венных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

Работа с до­кументом

§34, во­просы и задания, доку­менты



33

Внешняя политика Александра III

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Внешняя политика Рос­сии в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А. М. Горчаков. Присоединение Средней Азии.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императо­ров»

Сепаратный мир, моби­лизация


Называть цели и основные направле­ния внешней поли­тики Александра III

Контурная карта,

хронологичес­кая таблица

§35, во­просы и задания, доку­менты



34

Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Развитие образования, естественных и обще­ственных наук.


Называть выдаю­щихся представи­телей и достиже­ния российской науки

Сообщения

§36-37; вопросы и зада­ния



35

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни

Урок изуче­ния нового мате­риала

1

Россий­ская культура XIX в.


Называть выдаю­щихся представи­телей и достиже­ния российской культуры

Сообщения

§38-39;



36

Повторительно-обобщающий

урок:Россия во 2 пол. 19в

Ито­говый урок

1




Контрольное тестирование




37

Итоговое повторение:Россия и мир на пороге 20 века

Ито­говый урок

1