СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История древнерусской культуры

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения урока по истории древнерусской культуры. Подходит для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«История древнерусской культуры»

Культура киевской руси

Культура киевской руси

Культура Древней Руси Наследие восточных славян Влияние Византии

Культура Древней Руси

Наследие восточных славян

Влияние Византии

Рост древнерусских городов Развитие ремесла Обработка металла, дерева, камня, ювелирное дело, производство гончарных и стеклянных изделий. Еще до начала крестовых походов в Европе русские мастера овладели техников производства кольчуг Гончары с IX века изготавливали изделия преимущественно на гончарном круге. Посуду украшали орнаментом.

Рост древнерусских городов

Развитие ремесла

Обработка металла, дерева, камня, ювелирное дело, производство гончарных и стеклянных изделий.

Еще до начала крестовых походов в Европе русские мастера овладели техников производства кольчуг

Гончары с IX века изготавливали изделия преимущественно на гончарном круге. Посуду украшали орнаментом.

Вставка рисунка Ювелирные изделия Распространенными украшениями были серьги, подвески, перстни, браслеты, височные кольца. Украшения выполнялись в разных техниках.

Вставка рисунка

Ювелирные изделия

Распространенными украшениями были серьги, подвески, перстни, браслеты, височные кольца.

Украшения выполнялись в разных техниках.

Техника черни Суть ее сводится к использованию в качестве покрытия порошка, изготавливаемого из измельченного серебра, свинца и меди с добавлением серы. Данный порошок наносили на изделие, создавая определенный рисунок, и после этого производили обжиг.   Рисунок обычно наносился на предварительно глубоко вырезанный орнамент.

Техника черни

Суть ее сводится к использованию в качестве покрытия порошка, изготавливаемого из измельченного серебра, свинца и меди с добавлением серы. Данный порошок наносили на изделие, создавая определенный рисунок, и после этого производили обжиг. Рисунок обычно наносился на предварительно глубоко вырезанный орнамент.

Перегородчатая эмаль Стекловидная масса разных оттенков покрывала пространство между припаянными золотыми или серебряными полосками

Перегородчатая эмаль

Стекловидная масса разных оттенков покрывала пространство между припаянными золотыми или серебряными полосками

Письменность на Руси В Х веке на Русь пришла славянская азбука, созданная братьями-монахами Кириллом и Мефодием (60-е гг.IX века).

Письменность на Руси

  • В Х веке на Русь пришла славянская азбука, созданная братьями-монахами Кириллом и Мефодием (60-е гг.IX века).
Письменность на Руси Самая древняя старославянская рукописная книга «Остромирово Евангелие» XI век. Создана она дьяконом Григорием с помощниками для новгородского посадника Остромира. Содержит недельные  евангельские чтения.

Письменность на Руси

Самая древняя старославянская рукописная книга

«Остромирово Евангелие» XI век.

Создана она дьяконом Григорием

с помощниками для новгородского посадника Остромира.

Содержит недельные

евангельские чтения.

Разворот  Остромирова Евангелия

Разворот Остромирова Евангелия

Письменность на Руси В 1951 году археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского были найдены берестяные грамоты. Впоследствии берестяные грамоты были обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве и других городах. Писалом на бересте писали, вели хозяйственные расчеты, объяснялись в любви, рисовали дразнилки…

Письменность на Руси

В 1951 году археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского были найдены берестяные грамоты.

Впоследствии берестяные грамоты были обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве и других городах.

Писалом на бересте писали, вели хозяйственные расчеты, объяснялись в любви, рисовали дразнилки…

Письменность на Руси Граффити, надписи, сделанные на штукатурке соборов в Киеве, Новгороде и других городах Рисунки- граффити церкви Георгия в Старой Ладоге.

Письменность на Руси

  • Граффити, надписи,

сделанные на штукатурке

соборов в Киеве, Новгороде

и других городах

  • Рисунки- граффити церкви

Георгия в Старой Ладоге.

Письменность на Руси Граффити Софии Киевской «Матей писал» «Иван дьяк Давыдов» «Писал Ставр Городятинич»

Письменность на Руси

Граффити

Софии Киевской

«Матей писал»

«Иван дьяк Давыдов»

«Писал Ставр Городятинич»

Граффити Софии Киевской «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему».

Граффити Софии Киевской

  • «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему».
Письменность на Руси Распространению письменности способствовало создание библиотек при храмах. На рубеже X-XI века возникает русское летописание ( летопись – запись событий по годам). Древнейшая из дошедших до нас летописей «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора – начало XII века.

Письменность на Руси

  • Распространению письменности способствовало создание библиотек при храмах.
  • На рубеже X-XI века возникает русское летописание ( летопись – запись событий по годам).
  • Древнейшая из дошедших до нас летописей
  • «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора – начало XII века.
«Повесть временных лет»  летопись монаха Киево-печерской лавры Нестора  1113 год Нестор задается вопросами «откуда есть пошла земля Русская», кто в Кыеве перве нача княжити  довел описание событий до 1113 года (до смерти князя Святополка).

«Повесть временных лет» летопись монаха Киево-печерской лавры Нестора 1113 год

  • Нестор задается вопросами «откуда есть пошла земля Русская», кто в Кыеве перве нача княжити
  • довел описание событий до 1113 года (до смерти князя Святополка).
М.М. Антакольский Нестор летописец Нестор летописец, 1890 Реконструкция С.А.Никитина

М.М. Антакольский

Нестор летописец

Нестор летописец, 1890

Реконструкция С.А.Никитина

Устное народное творчество Среди памятников фольклора особое место занимают былины. О борьбе Добрыни со злом, о Соловье-разбойнике, об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче и др. Большинство былин связано со временем князя Владимира Святославовича.

Устное народное творчество

  • Среди памятников фольклора особое место занимают былины.
  • О борьбе Добрыни со злом, о Соловье-разбойнике, об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче и др.
  • Большинство былин связано со временем князя Владимира Святославовича.
Культура Древней Руси ЛИТЕРАТУРА Жития святых: Проповеди и поучения: «Слово о законе и «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие благодати» Илариона (1049 г.), «Поучение» Феодосия» Нестора Владимира Мономаха (1117 г.) и др. Летописи: Героический эпос: «Повесть временных «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.) лет» Нестора (1113 г.) Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника ( нач. XIII в .)

Культура Древней Руси

ЛИТЕРАТУРА

Жития святых:

Проповеди и поучения:

«Слово о законе и

«Сказание о Борисе и

Глебе», «Житие

благодати» Илариона

(1049 г.), «Поучение»

Феодосия» Нестора

Владимира Мономаха

(1117 г.) и др.

Летописи:

Героический эпос:

«Повесть временных

«Слово о полку

Игореве» (после 1187 г.)

лет» Нестора

(1113 г.)

Публицистика:

«Слово» и «Моление»

Даниила Заточника

( нач. XIII в .)

Литература Древней Руси XI век – возникает житийный жанр - Жизнеописание духовных и светских лиц, причисленных к лику святых.

Литература Древней Руси

  • XI век – возникает житийный жанр -
  • Жизнеописание духовных и светских лиц, причисленных к лику святых.
Литература Древней Руси XI век – первое публицистическое произведение митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати» Первый русский митрополит говорит о значении христианизации Руси, восхваляет деятельность князей Владимира I и Ярослава Мудрого

Литература Древней Руси

  • XI век – первое публицистическое произведение митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати»
  • Первый русский митрополит говорит о значении христианизации Руси, восхваляет деятельность князей Владимира I и Ярослава Мудрого
Литература Древней Руси XII век – памятник мемуарной литературы «Поучение детям» князя Владимира Мономаха Цель «Поучения» – дать наставление потомкам. Мономах формулирует жизненные принципы, создает образ правителя, достойного подражанию. Русский князь в его представлении – это мужественный, смелый, деятельный, неумолимый и справедливый правитель. Владимир Мономах призывает к единству Русской земли, распространению ее славы, стремится передать потомкам высокие нравственные качества.

Литература Древней Руси

  • XII век – памятник мемуарной литературы
  • «Поучение детям» князя Владимира Мономаха
  • Цель «Поучения» – дать наставление потомкам. Мономах формулирует жизненные принципы, создает образ правителя, достойного подражанию.
  • Русский князь в его представлении – это мужественный, смелый, деятельный, неумолимый и справедливый правитель.
  • Владимир Мономах призывает к единству Русской земли, распространению ее славы, стремится передать потомкам высокие нравственные качества.
Архитектура Древней Руси В от­ли­чие от За­пад­ной Ев­ро­пы, рус­ские сред­не­ве­ко­вые го­ро­да были де­ре­вян­ны­ми, из камня стро­и­лись лишь храмы и кре­пост­ные стены. Как вы считаете, чем можно объяснить такое отличие? 21

Архитектура Древней Руси

  • В от­ли­чие от За­пад­ной Ев­ро­пы, рус­ские сред­не­ве­ко­вые го­ро­да были де­ре­вян­ны­ми, из камня стро­и­лись лишь храмы и кре­пост­ные стены. Как вы считаете, чем можно объяснить такое отличие?

21

Архитектура Древней Руси Каменное строительство на Руси начинается с принятием христианства, в 988 году. В 996 году был возведен первый каменный храм – собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). В XI веке в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены Софийские соборы. Эти соборы относятся ко времени активной градостроительной деятельности Ярослава Мудрого. 21

Архитектура Древней Руси

  • Каменное строительство на Руси начинается с принятием христианства, в 988 году.
  • В 996 году был возведен первый каменный храм – собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь).
  • В XI веке в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены Софийские соборы.
  • Эти соборы относятся ко времени активной градостроительной деятельности Ярослава Мудрого.

21

Культура Древней Руси  ЗОДЧЕСТВО Софийский собор в Киеве 1037-1041 гг. Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг. Софийский собор в Киеве сейчас Софийский собор в Новгороде 1045-150 гг.

Культура Древней Руси ЗОДЧЕСТВО

Софийский собор в Киеве

1037-1041 гг.

Десятинная церковь в Киеве

989-996 гг.

Софийский собор

в Киеве сейчас

Софийский собор

в Новгороде

1045-150 гг.

Софийский собор в Киеве (реконструкция) 1037 год Софийский собор в Киеве в современном, перестроенном виде

Софийский собор в Киеве (реконструкция)

1037 год

Софийский собор в Киеве в современном, перестроенном виде

В своем первоначальном виде Софийский собор в Киеве представлял собой огромное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей. Киевская София была сооружена из камня и розового кирпича – плинфы. Внутри храма взгляды верующих приковывало огромное мозаичное изображение Богоматери Оранты.
  • В своем первоначальном виде Софийский собор в Киеве представлял собой огромное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей.
  • Киевская София была сооружена из камня и розового кирпича – плинфы.
  • Внутри храма взгляды верующих приковывало огромное мозаичное изображение Богоматери Оранты.
Мозаика Кусочки смальты, вносимые в сырую штукатурку, намеренно ставились художником под различным углом. Падавший свет создавал искрящееся мозаичное изображение. Богоматерь Оранта в соборе Софии Киевской. Мозаика.

Мозаика

  • Кусочки смальты, вносимые в сырую штукатурку, намеренно ставились художником под различным углом. Падавший свет создавал искрящееся мозаичное изображение.

Богоматерь Оранта в соборе Софии Киевской. Мозаика.

Фрески Софии киевской Роспись водяными красками по сырой штукатурке

Фрески Софии киевской

  • Роспись водяными красками по сырой штукатурке
Культура Древней Руси  изобразительное искусство Мозаика Фреска Икона Миниатюра

Культура Древней Руси изобразительное искусство

Мозаика

Фреска

Икона

Миниатюра

Культура Древней Руси  ЗОДЧЕСТВО Крестово-купольный храм 4 алтарная преграда 3 алтарь 6 барабан В 1 купол З 7 апсиды 5 хоры 2 столпы

Культура Древней Руси ЗОДЧЕСТВО

Крестово-купольный храм

4 алтарная

преграда

3 алтарь

6 барабан

В

1 купол

З

7 апсиды

5 хоры

2 столпы

Собор Софии в Новгороде 1045-1050 гг.

Собор Софии в Новгороде 1045-1050 гг.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 1036 год.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 1036 год.

Георгиевский собор Юрьевского монастыря под Новгородом (нач. XII века)

Георгиевский собор Юрьевского монастыря под Новгородом (нач. XII века)

Образ эпохи В.М. Васнецов. Богатыри. 1881 – 1898.

Образ эпохи

В.М. Васнецов. Богатыри. 1881 – 1898.

Образ эпохи В.М. Васнецов. Прощание Олега с конем. 1899.

Образ эпохи

В.М. Васнецов. Прощание Олега с конем. 1899.

Образ эпохи В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

Образ эпохи

В.М. Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

Образ эпохи М.О. Микешин. Тысячелетие России. 1862 год. Новгород

Образ эпохи

М.О. Микешин. Тысячелетие России. 1862 год. Новгород

Образ эпохи В.М. Васнецов. Гусляры, 1899.

Образ эпохи

В.М. Васнецов. Гусляры, 1899.

Из чего изготавливали книги на Руси

  • Материалом для книг служил пергамент, называвшийся на Руси «харатья» (от латинского слова «charta» — «письмо, сочинение»), а также «кожа», «телятина». Писались книги железистыми чернилами, имевшими коричневатый оттенок. Для чернил использовалось старое железо (например, гвозди) и дубильные вещества («чернильные орешки» — наросты на дубовых листьях). Для блеска и густоты добавляли вишневый клей и патоку. Для украшения применяли цветные краски, особенно красные, а также листовое золото, реже серебро. Орудиями для письма служили гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые и павлиньи перья. Кончик пера срезался наискось, посередине острия делался короткий расщеп.
  • Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с помощью линейки и шильца, а с XVI века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на ней нитями. Сушили чернила, присыпая их песком.
  • В монастырских и княжеских книжных мастерских было разделение труда. Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из металла (меди, золота или серебра). Некоторые книги помещали в оклад — своего рода футляр, серебряный или даже золотой. Его украшали драгоценными камнями. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.
  • Как и в других странах, на Руси первые рукописные книги были большей частью религиозными. В монастырских книжных мастерских прежде всего переписывали Библию и Жития святых, сочинялись и писались проповеди и поучения.