КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
Процесс “ обмирщения ” культуры
- В науке - рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни
- В литературе – формирование светского направления
- В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек
- В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций
Одно из самых значительных культурных событий XVII в.
- Открытие правительством Софьи-Голицына Славяно-греко-латинского училища
Иоанникий и Софроний Лихуды – стояли во главе Академии
Трехступенчатая система обучения
- Низшая ступень- обучение чтению и письму
- Средняя ступень- преподавание грамматики и латинского языка
- Высшая степень- риторика, диалектика, логика, физика
«Букварь» Василия Бурцова
«Грамматика» Мелетия Смотрицкого
Появляются книги гражданского содержания
90-гг. XVII в. «Букварь» Кариона Истомина
Симеон Полоцкий XVII в.
- Выдающийся просветитель, поэт, публицист, автор проповедей , педагог.
Аптекарский приказ
Газета «Куранты» с 1621 г.
ЛИТЕРАТУРА
На смену реальному персонажу приходит вымышленный герой
В сатирических произведениях высмеиваются и пародируются различные пороки и недостатки
Повесть о Ерше Ершовиче
Повесть о Шемякином суде
Первое произведение автобиографического характера
При дворе царя Алексея Михайловича возник первый придворный театр- 1672 год
Сначала на сцене ставились пьесы из Священного Писания, затем стали переходить к мирским сюжетам.
Большую роль в организации театра сыграл дьяк Матвеев.
«Комедийная хоромина» конец 1672г.
- Открыт театр в Москве, в Кремлевском дворце.
1676г.-на сцене был дан балет, главным героем которого был легендарный Орфей
Живопись
Появление жанра портрета «Парсуна»
Светские элементы живописи, интерес к реальному человеку
Выдающийся иконописец Симеон Ушаков
Изобразительное искусство
- Появления жанра портрета-парсуны
Портреты
- Выдающийся иконописец 17в.-Симон Ушаков
- Художник должен писать «как в жизни бывает»
Симон Ушаков
Древо Московского государства
Сложная композиция.
В центре – покровительница России «Богоматерь Владимирская»
В ветвях древа князья, цари, митрополиты, монахи.
Ствол древа вырастает из Успенского Собора Кремля
У корней стоят Иван I Калита и митрополит Петр – основатели Московского государства. Изображения не условные, а реалистичные.
- Древо Московского Государства
Архитектура XVII века
Представлена церковным и гражданским строительством
«Московское узорочье» пришло на смену строгим архитектурным традициям
Нарышкинское (московское) барокко
Народные промыслы
Архитектура
- Новоиерусалимский монастырь с грандиозным Воскресенским собором
Казанский собор (Москва)
Спасская башня – часы установлены Христофором Галовеем и Баженом Огурцовым
«Московское узорочье» - архитектурный стиль, суть которого составляют яркие краски, резные каменные наличники и изразцы .
Теремной дворец Московского Кремля
Церковь Троицы в Никитниках (Москва)
- Узорочье и «живописная асимметрия»
Нарышкинское (московское) барокко - архитектурный стиль
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Шедевр деревянного зодчества
ХОХЛОМА
Из местных ремесел складываются народные промыслы
Сергиев-Посад
Образ эпохи XVII век
В.И.Суриков. Боярыня Морозова. 1887г.
- И.Е. Репин.
- Царевна Софья Алексеевна.
- 1879 г.
А.П.Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его Государственной комнате. 1893 г .
Памятники эпохи
И. П. Мартос Памятник К. Минину и Д. Пожарскому. 1818 год.
В.М. Клыков Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам, 2007 г.