СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История одного письма

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие гражданско - патриотического содержания для 3 - 4 класса с использованием активных форм обучения.

Просмотр содержимого документа
«История одного письма»

ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»












История одного письма

(Конспект внеклассного занятия)








Федотова Наталья Александровна

Менщикова Светлана Викторовна


























Оглавление:




1. Введение с.3

2.Основная часть (конспект внеклассного занятия) с.4

3.Заключение с.8

4.Список использованной литературы с.9

5.Приложения с.10











































Введение


В современном образовании приоритетным является процесс воспитания, который в первую очередь предполагает формирование духовно-нравственных ценностей, ценностей гражданственности и патриотизма. Наибольшие возможности для решения поставленной цели дает внеурочная деятельность в образовательном учреждении. Участие в различных направлениях и формах внеурочной деятельности позволяет учащимся не только получать знания, но и формировать их ценностное отношение, приобретать опыт самостоятельной активной познавательной деятельности.

Внеклассное занятие предназначено для учащихся начальной школы (3-4 класс).

Цель: создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей учащихся

Задачи:

  • познакомить учащихся с эпистолярным наследием времен Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов

  • организовать деятельность учащихся, направленную на гражданско-патриотическое воспитание, на осознание необходимости увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне;

  • способствовать развитию познавательного интереса к поисково-краеведческой деятельности.


Основой представленного занятия являются активные формы обучения (интерактивная беседа, работа в подгруппах, ресурсный круг), которые способствуют формированию навыков мыслительной деятельности, умению перерабатывать информацию, а также учат выработке совместных решений.

Содержание занятия построено на одном фронтовом письме. Считаем, что подлинные документы оказывают непосредственное и более сильное эмоциональное воздействие на личность ребенка, нежели повествовательные или поэтические их версии. Эти живые достоверные слова звучат с такой силой, что их «не пересилит никакая сила» (Н.В. Гоголь).

Продолжительность занятия 45 минут.

Оборудование: выставка экспонатов музея Сталинградской славы Курганского педагогического колледжа, лента памяти, слайд-фильм, фронтовые письма.

Предполагаемые результаты:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;

  • вызов эмоционального отклика на поступки и действия защитников Родины;

  • приобретение опыта работы в подгруппах, умение принимать совместное решение;

  • включение учащихся в поисково-краеведческую работу на основе познавательного интереса



История одного письма

(конспект внеклассного занятия)


Ход занятия


Слайды с фотографиями музея Сталинградской славы, ветеранов Великой Отечественной войны. Звучит песня «День победы» Д. Тухманова.


Учитель: здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы обратимся к героическим страницам прошлого нашей страны. Посмотрите на экран. Какой знаменательный день мы отмечали совсем недавно, какой праздник вся страна отмечает в мае?

Дети: 2 февраля отмечается День Сталинградской битвы, а 9 Мая вся страна, весь мир отмечает День Победы.

Учитель: все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя?

Чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной войны, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

А какой документ поможет рассказать о мыслях и чувствах бойца, не вернувшегося с войны?

Дети: о мыслях, чувствах бойца могут рассказать письма.

Учитель: и наш разговор пойдет о фронтовом письме (Слайд с темой занятия. История одного письма). Посмотрите на эти фронтовые письма. Что в них необычно?

Дети: они старые, пожелтевшие, треугольные, без конверта.

Учитель: треугольником сложен пожелтевший листок.

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперед.

Такие письма приходили в каждую семью. Я вижу, что вы принесли фронтовые письма. Расскажите о них (учащиеся рассказывают о семейных реликвиях).

Слайды с фронтовой хроникой

Учитель: письма с фронта…. Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал.

Сегодня мы знакомимся с необычным письмом, письмом – завещанием. Автор письма - защитник Ленинграда капитан Гавриил Павлович Масловский. Это последнее письмо капитана своему маленькому сыну. Чем письмо - завещание отличается от обычного письма?

Дети: оно дает наказ, напутствие на будущее.

Учитель: ребята, мы только что говорили, что через письмо можно узнать о человеке, о его мыслях, поступках, чувствах….

Каким же человеком был капитан Гавриил Павлович Масловский? (слайд с текстом письма)

Дети: любящий, заботливый, дисциплинированный, ответственный, человек слова, дела, патриот.

Учитель: какого человека можно назвать патриотом?

Дети: это человек, который любит Родину, свою семью и готов всегда защитить их.

Учитель: капитан дает своему сыну несколько наказов. Какие это наказы и в чем они заключаются? Найдите их в тексте письма.

(Работа в подгруппах. Каждая подгруппа получает фрагмент письма капитана Г.П.Масловского).

Сформулируйте наказ капитана Г.П.Масловского сыну. Объясните смысл наказа-завещания.

(Звучит музыка «В землянке» муз. К.Листова, сл. А. Суркова. Учащиеся выполняют задание).

Презентация задания. Каждая группа формулирует наказ и приводит примеры из текста.

1-я подгруппа:

- быть сильным духом («…не бойся, не пугайся»);

-заботиться о близких («Приму все меры, чтобы это письмо переслали тебе, а ты с ним будь осторожнее, не пугай свою бабусю»);

-гордится поступком отца («Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть: не каждому доверено умирать за Родину»).

2-я подгруппа:

-быть дисциплинированным, ответственным («Правильно говорят: от дисциплины до геройства – один шаг. Это, сын, запомни раз и навсегда.»);

-добросовестно выполнять порученное дело («Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови»);

-дорожить Родиной («Вырастешь большим – осмыслишь, будешь дорожить Родиной. Хорошо, очень хорошо дорожить Родиной»).

3-я подгруппа:

-продолжать дело отца («Жизнь моя продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца, чувства»).

-помнить о прошлом («Вот и сейчас думается, хоть я буду мертвый, но сердце продолжает жить тобой, даже смерть не вытеснит тебя из моего скупого сердца»).

4-я подгруппа:

-любить своих близких («Поля, Юра! Жена, сын! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя! Люблю, люблю до последней капли крови!»);

-дорожить и выполнять заветы отца («Выполняйте мое завещание.

Целую, искренне любящий Гавриил»).

Рассказ учителя.

…уже смеркалось, когда Гавриил Павлович закончил писать письмо – завещание сыну Юрию и жене Полине, которая тоже была на фронте, работала врачом в полевом госпитале. «Последнее письменное слово и мое завещанное пожелание для сына» - так назвал это письмо Гавриил Масловский – человек железной воли и беспредельной преданности своему народу.

Приближалось время идти на задание…Капитан Масловский еще раз прочитал письмо. Ему захотелось увидеть сына, погладить его вихрастую голову, прижать к себе. Но законы войны неумолимы, надо было идти. На задание с Гавриилом Павловичем пошли четверо: младший лейтенант Вялков, сержант Сапожников, и еще двое солдат, имена которых остались неизвестными. Солдаты, видимо саперы, быстро разминировали подступы к складу и ушли в укрытие. Николай Сапожников первым двинулся вперед, за ним Вялков и Масловский. Капитан указал место, куда уложить взрывчатку.

- Теперь в укрытие, - приказал Масловский, а сам остался зажечь запальный шнур.

В ночное небо взметнулся столб пламени. Земля содрогнулась от мощного взрыва. Задание было выполнено. Капитан Масловский смертельно раненный, скончался на руках у своих боевых друзей.

Учитель: письмо написано сыну Юрию, он был такого же возраста, как вы. Представьте, вы получили такое письмо-завещание, какой ответ вы дали бы отцу?

А выполнил ли это завещание сын капитана?

Дети: он стал военным и продолжил дело отца.

Учитель: вы правы. Сын капитана Г.П. Масловсквого закончил в 1952 году Свердловское суворовское училище, а затем и Военное автотракторное училище, стал офицером Советской Армии).

Копия письма была обнаружена после войны в архиве воинской части, где служил Г.П. Масловский, и передана на хранение в Центральный музей Советской Армии.

Пусть это письмо-завещание займет достойное место в вашем классном уголке и с него начнется поисково-краеведческая, исследовательская работа с фронтовыми письмами.

И в конце нашей встречи предлагаю вам закончить предложения.

Я понял (а), что …

Я знаю зачем ….

Солдатские письма для меня

Учитель: Как много значат солдатские письма. Это «живые» свидетели прошлого. Это память, которая досталась нам в наследство.

Учитель читает стихотворные строки на фоне песни «От героев былых времен» из к/ф «Офицеры»


Прошу вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!






















Заключение


Все дальше в прошлое уходит 9 Мая 1945 года, все меньше становится живых свидетелей тех лет. Необходимо донести до подрастающего поколения значимость эпохи Великой Отечественной войны для каждого человека, для каждой семьи. Эта работа ведется в каждом образовательном учреждении, но чаще используются традиционные формы (музыкально-литературные композиции, концерт, встречи с ветеранами), предполагающие использование готовой информации и участие школьников в качестве пассивных зрителей.

Мы считаем, что внеклассное занятие «История одного письма» может явиться побуждающим мотивом к последующей внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

Форма занятия может получить развитие в таких видах внеурочной деятельности, как:

  • поисково-краеведческая работа (создание в классе музея Героической славы, написание книги Памяти, составление карты «Моя семья в истории Великой Отечественной войны» и др.);

  • проектная работа (исследовательские проекты «Вклад курганцев в Великую Победу», социальные проекты «Георгиевская лента», «Ветераны живут рядом», творческие проекты «Салют, Победа!» и др.).

Материалы внеклассного занятия активно используются студентами педагогического колледжа для проведения внеурочной деятельности в базовых школах города (Приложение 2).






















Список использованной литературы


1. Власов, Д.А. Живые, пойте о нас [Текст] / Власов Д.А. // Читаем, учимся, играем: научно – методический журная. - 2005. - №4.


2. Говорят погибшие герои [Текст]: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) / Сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов.- М.: Политиздат, 1982. – 287 с., ил.


3. Красникова, В.А. Поле русской славы [Текст] /Красникова В.А.// Читаем, учимся, играем: научно – методический журнал. - 2005. - №7.


4.Шудегова, В.С. Вспомним всех поименно /Шудегова В.С. // Читаем, учимся, играем: научно – методический журная. - 2005. - №5.


































Приложение 1


Завещание защитника Ленинграда капитана Г.П. Масловского сыну

13 января 1944 г.


Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся.

Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть: не каждому доверено умирать за Родину. Приму все меры, чтобы это письмо передали тебе, а ты с ним будь осторожнее, не пугай свою бабусю.

Славному городу Ленина – колыбели революции грозит опасность. От выполнения моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови. Отказаться от такого задания я не собирался, наоборот, горю желанием, как бы скорее приступить к выполнению.

В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой: Какие силы помогают мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и партийный долг. Правильно говорят: о дисциплины до геройства – один шаг. Это, сын, запомни раз и навсегда. А пока есть время, надо отвинтить от кителя ордена, поцеловать их по своей гвардейской привычке. Рассказываю тебе обо всем подробно, хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что отдал жизнь.

Вырастешь большим – осмыслишь, будешь дорожить Родиной. Хорошо, очень хорошо дорожить Родиной.

У меня есть сын. Жизнь моя – продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца, чувства. Я умираю и вижу свое продолжение. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения домой с фронта. Без обмана: его больше не жди и не огорчайся, ты не один. При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой. Вот и сейчас думается, хоть я буду мертвый, но сердце продолжает жить тобой, даже смерть не вытеснит тебя из моего скупого сердца.

В своем прощальном письме прошу командование определить сына воспитанником Суворовского военного училища, желательно в Ленинградскую область – это для того, чтобы он мог посетить Поддорский район, Сокольский сельсовет, потому что возле деревни Хлебоедово закончит жизненный путь его отец. Когда начнется мирная жизнь, возродятся колхозы, сын будет шефом колхоза деревни Хлебоедово.

Прощай, мой сын, прощай, дорогая жена!

Поля, Юра! Жена, сын! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя! Люблю, люблю до последней капли крови!

Выполняйте мое завещание.

Целую, искренне любящий Гавриил.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!