СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок подготовки к написанию письма в 6 классе по теме «История одного письма»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПИСЬМА. Урок подготовки к написанию письма в 6 классе по теме  «История одного письма»

Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к написанию письма в 6 классе по теме «История одного письма»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Дербетовка

Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края








Урок подготовки к написанию письма в 6 классе по теме

«История одного письма»



Кудрявцева Людмила Викторовна,

учитель русского языка и литературы

















с.Дербетовка

2022 год




Урок подготовки к написанию письма по теме «История одного письма»


Цель: Создать условия для подготовки учащихся к написанию письма на заданную тему.

Задачи:

Образовательные.

1.Усвоение обучающимися понятия об эпистолярном жанре и его особенностях.

2.Овладение алгоритмом написания письма на заданную тему.

Развивающие:

1.Формирование информационной культуры.

2.Развитие навыка использования эпистолярного жанра.

Воспитательные.

1.Воспитание творчески активной, духовно богатой личности; эстетического отношения к слову; достойного гражданина своей Родины.

2.Формирование активной жизненной позиции, чувства сопереживания и сопричастности ко всему, что происходит рядом.

Способствовать развитию УУД:

познавательных: нахождение необходимой информации в сети Интернет; регулятивных: умений целеполагания и рефлексии;

коммуникативных: умений размышлять и оформлять свои мысли в виде устного и письменного высказывания в соответствии с нормами русского языка;

личностных: осознание личностного смысла изучения данной темы.


Методы: проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:  проектор, компьютер, презентация, картина А. И. Лактионова «Письмо с фронта», письма времён Великой Отечественной войны, чистые конверты.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Прочитайте стихотворение Раисы Ахматовой:

Слова не обладают голосами.

И не слышны чужому никому…

Ах, письма, письма!

Расскажите сами:

Ну почему так жду вас, почему? (слайд №2)



- Как вы понимаете это стихотворение?

- Приходилось ли вам писать письма?

- Какие чувства испытывали, когда получали письма?

- Хотелось бы вам написать письмо другу, живущему где-то далеко?

II. Актуализация знаний. (слайд №3)

- Посмотрите на картину А. И. Лактионова «Письмо с фронта».

- Что вы видите? (Мальчик читает письмо, вся семья слушает с интересом).

- Во время войны письмо было единственным средством, которое давало возможность узнать о том, кто находился на фронте. Миллионы семей оказались разлученными, и только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Письма, приходившие с фронта, были самыми долгожданными. Это означало, что родной человек жив. В первый год Великой Отечественной войны в действующую армию ежемесячно доставлялось до семидесяти миллионов писем.  Солдаты с нетерпением ждали вестей из дома и сообщали родным, что живы и верят в скорую победу.

Так выглядели письма времён Великой Отечественной войны (слайды №4,5)

Перед вами лежат эти весточки с фронта, которые бережно хранились в каждой семье, перечитывались по несколько раз, передавались из поколения в поколение. А теперь они находятся в музее нашей школы. Вы можете осторожно прикоснуться к пожелтевшим треугольникам - письмам, написанным в далёкие сороковые годы прошлого века. Кажется, что и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны. В каждом письме частица жизни отдельного человека, и каждое письмо - это своя история.

III. Формулирование темы урока, целей и задач.

- У вас было индивидуальное домашнее задание и вы, конечно же, догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о письме, готовиться к его написанию. А вот о чём вам предстоит написать, подскажет тема урока.

Посмотрите внимательно на доску: И 100 Р и Я одного

(История одного письма)

- О чём вы подумали, расшифровав тему урока? (Какая история могла произойти с письмом, а может быть, письмо рассказало…)

Итак, тема нашего урока «История одного письма» (слайд №6)

- Какие задачи вы поставите, чтобы подготовиться к написанию письма? (Познакомиться с понятием «эпистолярный жанр» и его особенностями, видами писем, научиться составлять логически последовательный текст, понять художественную ценность и коммуникативную значимость жанра письма, научиться оформлять конверт…)

IV. Открытие нового знания

1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, будет ли данная тема актуальной и почему? (Меньше переписываются друзья и родственники, больше общаются по телефону… Старые письма хранят какую-нибудь информацию, из них можно узнать о прошлом нашей страны, каком-то человеке…)

- Действительно, телефон вытесняет личную переписку. Короткие сообщения и смайлики заполонили наш мир. Конечно, это удобно. Быстрый обмен информации в современном мире необходим. А ведь задача письма - объединение людей, разделённых пространством и временем.


2. Заполнение таблицы. Работа в группах

- Давайте найдём преимущества и недостатки бумажной и электронной форм переписки.

Бумажное письмо

Электронное письмо

Плюс: приносит больше положительных эмоций, приносит ощущение живого общения.

Минус: Чаще информативно, коротко, эмоции присутствуют лишь в виде эмодзи.

Плюс: Можно сохранить для истории.

Минус: Легко потерять в интернете, не сохранится для потомков.

Минус: Между отправкой и получением письма большой интервал времени.

Плюс: Обеспечивает быструю связь.

Минус: Требует почтовых расходов

Плюс: Не требует затрат.

Плюс: переписка развивает нашу речь, способность выражать словами мысли и чувства.

Минус: Привычка использовать эмодзи и односложные предложения обедняет речь, обедняет нашу эмоциональную жизнь.

Минус: написание и отправка письма отнимают у нас время

Плюс: Электронная переписка соответствует духу нашего времени, когда события происходят стремительно и нужно успевать за темпом жизни.


- Таким образом, свои преимущества и недостатки есть у каждого из видов переписки. Наличие мессенджеров, значков-эмодзи, с одной стороны, обедняет нашу речь и способность выражать, а значит, и понимать свой внутренний мир, с другой стороны, способствует быстроте обмена информацией между людьми, а значит, помогает сделать нашу жизнь качественнее.

- Нужны ли письма в наше время?

На уроке мы попробуем доказать значимость эпистолярного жанра в современном обществе, узнаем о его особенностях. Сначала послушаем индивидуальные сообщения.

3. Индивидуальные задания.

1 –особенности эпистолярного жанра .

Эпистолярный жанр - текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются коммуниканты, лишенные непосредственного контакта. На протяжении многих столетий переписка была единственным способом общения на больших расстояниях. Письмо составляет ту же устную беседу, тот же разговор между отсутствующими, только на бумаге. Тогда написанное слово правило миром, составление письма было искусством, а эпистолярный жанр отличался особым стилем.

В письмах, как в эпистолярном жанре, особо ценятся ясность и краткость. Характерные особенности эпистолярного стиля:

- определённая роль адресата и адресанта, их точное обозначение;

- отражение социального положения корреспондентов;

- проявление авторского «Я»;

- индивидуальные речевые специфики;

- сочетание признаков диалога и монолога, устно-разговорной и книжно-письменной речи;

- соблюдение речевого этикета письма.

2– виды служебных писем

Служебные письма — обобщенное название большой группы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь.

В письмах должны быть правильно указаны составные части реквизита «адресат» (получателя письма): фирма; структурное подразделение; должность; фамилия и инициалы; почтовый адрес получателя.

Текст чаше всего состоит из вводной части и основной. Во вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы. Во второй части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т.п.).

Например, сопроводительное письмо — часто составляемый документ, который информирует адресата о направлении к нему документов; если необходимо что-либо разъяснить или дополнить к приложенным документам: указать срок исполнения, объяснить причину задержки, разъяснить сложные моменты и т.д. Начинаются письма этой разновидности словами: «посылаем», «направляем», «возвращаем», «прилагаем».

Письма-приглашения предлагают адресату принять участие в каком-либо проводимом мероприятии.

Информационное письмо — сообщает адресату о каком- либо факте или мероприятии.

Рекламное письмо — разновидность информационного письма, направляется конкретному адресату и содержит подробное описание рекламируемых услуг или товаров.

Письмо-подтверждение содержит сообщение о получении какого-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли, товаров, ценностей и т.п.).

3 – особенности личного письма (слайд № 7)

Письмам личного характера присущи: непринуждённость, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора, выраженная в тексте явно; определённая (нежёсткая) структура; учёт «эпистолярных» традиций, принятых пишущим.

Начинать письмо следует с обращения к адресату. Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию. Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах. Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …». Потом вы можете перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д. После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела. Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д. В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.

4- Правила написания писем

1. Необходимо отвечать на все полученные письма.

2. Если нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.

3. Если набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком. Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!

4. Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным. Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.

5. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.

6. Писать анонимные письма неприлично.

7. Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.

8. Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.

ФИЗМИНУТКА

4.Памятка-план написания письма” - Ребята, обратите внимание на памятку… (Слайд №8) Запишите в тетрадь.

1. Приветствие адресата, его имя.

Ключевые слова: здравствуйте, добрый день, привет…

2. Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.

Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…

3. Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.

Ключевые слова: хочу рассказать…, поблагодарить…

4. Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.

Ключевые слова: до свидания, пока…

V. Первичное закрепление.

1. Определение вида писем. (работа в парах)

-А сейчас проверим, как вы поняли разницу между служебным и личным письмом. Определите, к какому виду писем относится каждый из отрывков, и сокращённо запишите вид письма: Л – личное, С – служебное. (Слайд №9)

I. «Лена, поздравляю тебя с Днем рождения! Пусть сбудутся все твои мечты!»

2. «Витя, извини меня, пожалуйста, за то, что я сказала тебе при прощании. Это было сгоряча. На самом деле, я уверена в том, что у тебя всё получится…»

3. «Уважаемый г-н Сидоров, от лица директора, я хочу напомнить Вам, что в четверг, 3 мая, истекает срок погашения Вашей задолженности...»

4. «Мария Ивановна, спасибо Вам огромное за помощь! Я наконец-то научился решать задачи с двумя неизвестными...»

5. «Владимир, отвечаю на Ваш вопрос относительно вакансии консультанта. Я думаю, что Вы нам подходите...»

Проверка: ЛЛСЛС

2. Подбор слов-ассоциаций к слову «письмо» (по группам).

-Какие чувства вызывают письма, пришедшие с войны? Почему их хранят? Подберите слова-ассоциации к слову «письмо».

(Письмо - радость, слезы радости, внезапная неожиданность, тревога на душе, семейная реликвия, прекрасная традиция, мучительные сомнения, наша история, вечная память, национальная святыня, духовная культура, родительское поучение, мудрое наставление, исторический документ, богатое наследие, живая буква, согревающие строчки, свежий запах страниц, усталый шелест старых писем, родной почерк…)

(Слова записать на доске в прямоугольнике, напоминающем конверт).

VI. Включение в систему знаний

1. Беседа

- Какова тема вашего будущего письма? О чём вы напишете?

- Вам нужно написать такое письмо, которое поможет адресату задуматься о прошлом, научит уважительно относиться к защитникам страны и нашим предкам, беречь письма.

- Почти в каждой семье можно найти старые письма. Они стали кусочками истории, так как хранят неуловимое очарование эпохи. Некоторые письма, которые особенно дороги, перечитываются много раз. Кто бы их ни писал, в них есть печать времени. У вас будет возможность обратиться к старым письмам и написать о том, что узнали о прошлом нашей страны, об одном дне из жизни вашего предка. А может быть, вы расскажете об истории письма, которое сыграло важную роль в чьей-то жизни. Подумайте, кому может быть адресовано ваше письмо.

- Давайте еще раз вернемся к структуре письма, которую вы будете соблюдать в своих работах…

2. Тест. - Проверим готовность к практической работе

1. С чего нужно начать письмо другу? 1 Приветствие 2 Раскрытие темы и основной мысли 3 Прощание 4 Постскриптум

2. Чем нужно закончить письмо другу? 1 Приветствие 2 Раскрытие темы и основной мысли 3 Прощание 4 Постскриптум

3. Что является основной частью письма другу? 1 Приветствие 2 Раскрытие темы и основной мысли 3 Прощание 4 Постскриптум

4. Какой элемент письма не является обязательным? 1 Приветствие 2 Раскрытие темы и основной мысли 3 Прощание 4 Постскриптум

5. Укажите неверное утверждение. 1 В письме используется разговорная лексика 2 В дружеском письме отсутствуют черты научного стиля 3 Письмо другу носит официальный характер 4 Письмо другу нужно строить так, чтобы на него можно было ответить

Проверка: 13243

3. Заполнение конверта. Практическая работа. (слайд №10)

-Напишите на конвертах адрес адресанта и адресата. Будьте внимательны: нужно писать четко и разборчиво. В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже – куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

(Взаимопроверка)

VII. Домашнее задание

- Дома вы напишете письмо другу (подруге) на тему: «История одного письма». Я думаю, что в ваших письмах будут слова благодарности и признательности победителям и тем, кто защищает Родину сейчас, в мирное время. Может быть, именно ваше сочинение заставит людей задуматься о важности писем в современном мире.

VIII. Рефлексия.

- Какие задачи мы выполнили на уроке?

- Вернёмся к началу нашего урока. Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения? Появилось ли желание написать письмо?

- Должны ли современные средства вытеснять традиционные письма?

Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к ближнему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения надо учиться.

- С какими словами хотелось бы обратиться к окружающим? (Пишите друг другу письма, их всегда можно перечитать, в них частица человека, который вам дорог, это память) (слайд №10)



















































Приложение

Раздаточный материал.

Задание 1 Преимущества и недостатки бумажной и электронной форм переписки.

Бумажное письмо

Электронное письмо















Задание 2. Тест

1. С чего нужно начать письмо другу?

Приветствие

Раскрытие темы и основной мысли

Прощание

Постскриптум

2. Чем нужно закончить письмо другу?

Приветствие

Раскрытие темы и основной мысли

Прощание

Постскриптум

3. Что является основной частью письма другу?

Приветствие

Раскрытие темы и основной мысли

Прощание

Постскриптум

4. Какой элемент письма не является обязательным?

Приветствие

Раскрытие темы и основной мысли

Прощание

Постскриптум

5. Укажите неверное утверждение.

В письме используется разговорная лексика

В дружеском письме отсутствуют черты научного стиля

Письмо другу носит официальный характер

Письмо другу нужно строить так, чтобы на него можно было ответить



Источники информации:

1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2. http://stylistics.academic.ru/264

3. http://nsovetnik.ru/pisma/kak_pravilno_zapolnit_pochtovyj_konvert_shablon/#2

4. https://revolution.allbest.ru/management/00683931_0.html

5. http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/pismo.html

6. http://knigge.ru/etiket_pisma.html

7. https://image.mel.fm/i/w/wYx4PI0oSe/590.jpg

8. https://obrazovaka.ru/test/pismo-drugu-kak-napisat-primer-8-klass.html