№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемая деятельность учащихся (на уровне учебных действий) | Дата | Домашнее задание |
факт | план |
1. | Введение | Урок открытия новых знаний | Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVI—XVII столетий. Как работать с учебником. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Актуализировать знания по истории России с древнейших времен до нач. XVIв.; Планировать свою деятельность по изучению истории России XVI- XVII вв.; Используя историческую карту, актуализировать знания об особенностях геополитического положения России; Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории России; Знакомиться с особенностями учебника; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 05.09 | С. 3-5 |
2. | Василий III и его время: начало правления, завершение объединения земель вокруг Москвы | Урок открытия новых знаний | Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы; Раскрывать смысл понятия челобитная; Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века; Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 07.09 | §1-2 , с. 6-9, вопросы |
3 | Василий III и его время: внешняя политика, окончание правления | Урок открытия новых знаний | Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Скандальный развод. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте события внешней политики периода правления Василия III; Актуализировать знания о соседях России в данных период, о взаимоотношениях с ними в конце XV века; Устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации о взаимоотношениях с «осколками» Орды и направлениями внешней политики России); Высказывать мнение о причинах отмирания удельной системы; Составлять характеристику Василия III; Анализировать фрагменты документов в учебнике; Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 12.09 | §1-2, с. 10-15, проект |
4 | Российское государство и общество: трудности роста | Урок открытия новых знаний | Территория и население. Особенности социально-экономического развития. Организация власти. Правление Елены Глинской. Боярское правление: борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий посад, регент; Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI века; Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим», высказывать мнение о причинах появления данной идеи; Характеризовать социально-эконоическое и политическое развитие Российского государства в середине XVI века (используя текст учебника); Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой (на основе работы с учебником); Анализировать отрывок из документа в учебнике о воспитании Ивана Грозного, высказывать мнение о том, как оно скажется на ходе его правления; Обоснованно отвечать на главный вопрос урока; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 14.09 | §3, конт. карта |
5 | Начало реформ Ивана IV. Избранная рада» | Урок-практикум | Венчание Ивана IV на царство. Восстание в Москве. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Избранная рада, Земский собор; Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула; Рассказывать о восстании в Москве, высказывать мнение о его влиянии на дальнейшее правление Ивана IV; Сравнивать Избранную Раду и Боярскую думу, выдвигать гипотезы о причинах появления Избранной рады; Начать составление характеристики Ивана IV (на основе работы с документом, учебником); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 19.09 | § 4 |
6 | Строительство царства | Урок открытия новых знаний | Реформы середины XVI в. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Реформа центрального управления. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Военная реформа. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: централизованное государство, служилые люди, стрельцы, приказы, Стоглав; Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов; Начать составление схемы «Реформы Ивана IV»; Сравнивать систему центрального управления в XV и XVI вв.; Рассказывать об устройстве и деятельности приказов (на основе работы с текстом учебника и иллюстрациями в учебнике); Высказывать мнение о том, почему стрелецкое войско называют первым регулярным войском в отечественной истории; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 21.09 | § 5-6 |
7 | Строительство царства | Урок - лабораторная работа | Работа с документами по следующему содержанию: Реформы середины XVI в. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Военная реформа. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Систематизировать материал о реформах Ивана IV на основании учебника и отрывков из документов (закончить составление схемы «Реформы Ивана IV»); Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, записок иностранцев о России, отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским ) и использовать их для характеристики итогов реформ, для рассказа о положении различных слоев населения России, о политике власти; Составлять фишбоун; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 26.09 | § 5-6, вопросы, схема |
8 | Внешняя политика Ивана IV» | Урок-практикум | Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Строительство засечных черт на южных границах государства. Основание Орла. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятия многонациональное государство; Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака; Выделять основные направления внешней политики России данного периода; Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси; Составлять схему «Внешняя политика России при Иване IV»; Характеризовать причины успехов внешней политики России в Поволжье и Сибири; Называть причины Ливонской войны (на основе работы с учебником); Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 28.09 | § 7, схема, конт. карта |
9. | Опричнина | | 19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Влияние опричнины на внешнюю политику России. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: опричнина, земщина, террор; Объяснять причины, сущность и последствия опричнины; Показывать на карте территорию опричнины и земщины; Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков; Анализировать итоги Ливонской войны; Высказывать мнение о связи событий внешней политики с отменой опричнины; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 03.10 | §8-9, конт. карта |
10. | Итоги правления Ивана IV | Урок-дискуссия | Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Поражение России в Ливонской войне. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право; Работать с документом (с. 74), отвечать на вопросы; Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них; Завершить составление характеристики Ивана IV; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Работать в парах и (или) группах; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 05.10 | §8-9, задания |
11 | Русская культура в XVI веке | Урок открытия новых знаний | Публицистика. Литература. Начало книгопечатания. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: книгопечатание, публицистика; Высказывать мнение о важности появления книгопечатания на Руси; Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI века; Высказывать мнение о том, как образованность Ивана Грозного повлияла на его государственную деятельность; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 17.10 | § 10, сообщения , проект |
12 | "Русская культура в XVI веке» | | Выполнение практических заданий по теме «Русская культура в XVI веке». Развитие архитектуры. Иконопись. Произведения декоративно-прикладного искусства. Народная культура | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Высказывать мнение о том, почему главные храмы столицы, построенные в XVI веке, были самыми высокими сооружениями в России и в Москве; Работать с иллюстрациями и текстом учебника (с. 69-71), заполнять на их основе таблицу в рабочем листе; Выполнять задания по ленте времени на с. 63 (задание 3 на с. 73); Объяснять причины развития культуры в XVI веке; Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений (презентаций, проектов) о памятниках культуры XVI века и их создателях; Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI века (используя отрывки из документов); Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 19.10 | Подг. к ист. диктанту |
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Создание Московского царства» | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение, обобщение и контроль по теме «Создание Московского царства» | Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Создание Московского государства»; Называть общие черты и особенности Российского государства в XVI веке; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Высказывать суждение о значении наследия XVI века для современного общества; Осуществлять самооценку и взаимооценку; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др. | | 24.10 | Повторить § 1-10 |
14 | Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков | Урок открытия новых знаний | Федор Иоаннович и Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Царствование Бориса Годунова
| Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право, патриаршество; Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.; Объяснять причины кризиса власти; Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова; Высказывать мнение о значении учреждения патриаршества на Руси; Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 82); Работать с отрывками из сочинений историков (с. 83), отвечать на вопросы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 26.10 | § 11, задания |
15 | Начало Смуты. Самозванец на престоле | Урок открытия новых знаний | Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Причины и суть Смутного времени. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Воцарение Василия Шуйского | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись; Называть и объяснять причины Смуты; Называть хронологические рамки Смуты; Высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян; Показывать на карте путь Лжедмитрия I; Характеризовать Лжедмитрия I, Василия Шуйского; Начать составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 31.10 | § 12, конт. карта |
16 | Разгар Смуты. Власть и народ | Урок открытия новых знаний | Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйскогои Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Начало патриотического подъема. «Семибоярщина». Первое ополчение и его неудача | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»; Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения; Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты; Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи; Продолжить составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Выделять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 02.11 | § 13, конт. карта |
17 | Окончание Смуты. Новая династия | Урок открытия новых знаний | Второе ополчение. Освобождение Москвы в 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: ополчение; Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения; Завершить составление таблицы «Основные события Смутного времени»; Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу; Рассказывать об освобождении Москвы; Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов; Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления (на основе работы с учебником); Называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия (на основе работы с учебником); Раскрывать итоги Смуты; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 07.11 | §14, конт. карта |
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России» | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение, обобщение и контроль по теме «Смута в России» | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»; Высказывать суждения о деятелях Смутного времени; Обсуждать влияние итогов Смуты на развитие государства и общества; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 09.11 | с. 110-111, повторить §11-14 |
19 | Социально-экономическое развитие России в XVII веке | | Территория и население. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфактур. Торговля. Рост городов | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Использовать историческую карту для характеристики экономического развития России в XVII веке; Раскрывать смысл понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, засечная черта; Объяснять причины появления новых явлений в экономике, их последствия; Составлять план по теме «Изменения в сельском хозяйстве»; Сравнивать процесс появления мануфактур в России и Европе, мануфактуру ремесленную мастерскую; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 14.11 | §15, конт. карта |
20 | Сословия XVII века: «верхи» общества | Урок открытия новых знаний | Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор, духовенство; Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства; Начать составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»; Применять историческую информацию для анализа произведений живописи (с. 123-124 в учебнике); Характеризовать особенности положения духовного сословия; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 16.11 | §16, вопросы и задания |
21 | Сословия XVII века: «низы» общества | Урок открытия новых знаний | Владельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Экономическая политика | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне; Продолжить составление таблицы «Основные сословия в XVII веке»; Сравнивать положение черносошных и владельческих крестьян; Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян; Выявлять особенности экономической политики первых Романовых; Высказывать мнение о причинах появления Торгового и Новоторгового уставов, об их значении; Производить поиск информации для участия в игре «Путешествие по русскому городу XVII века»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 28.11 | § 17, вопросы и задания |
22 | Государственное устройство России в XVII веке | Урок открытия новых знаний | Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное управление. Военная реформа | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: городовой воевода; Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством; Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного; Изучать документы о Боярской думе и приказах (с. 143-144), отвечать на вопросы к документам; Объяснять, какие изменения произошли в составе и деятельности Боярской думы в XVII веке; Характеризовать значение сильные и слабые стороны приказной системы; Выявлять причины реорганизации вооруженных сил; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 30.11 | § 18, вопросы и задания |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Богатырский век» | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение, обобщение и контроль по теме «Богатырский век» | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Богатырский век»; Называть общие черты и особенности XVII века в истории Руси и Западной Европы; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 05.12 | с. 144-145, повторить § 15-18 |
24 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | Урок открытия новых знаний | Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его последствия. Псковское восстание | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: городские восстания; Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича, начать составление его портрета; Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстаия; Начать составление сравнительной таблицы «Городские восстания XVII века»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 07.12 | §19, конт. карта |
25 | Формирование абсолютизма | Урок открытия новых знаний | Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Актуализировать знания из Всеобщей истории об особенностях абсолютизма; Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие; Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти на протяжении XVII века; Анализировать текст исторических документов, отвечать на вопросы по документу (с. 161-162); Составлять характеристику (портрет) царя Алексея Михайловича; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 12.12 | § 20, схема, задания |
26 | Церковный раскол | Урок открытия новых знаний | Церковь в первой половине XVII в. Патриарх Никон. Никониане и старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666—1667 гг. Гонения на старообрядцев | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы; Называть причины церковной реформы; Раскрывать сущность и причины конфликта «священства» и «царства»; Выполнять задания к параграфу (с. 171-172); Характеризовать личность Никона; Выполнять проблемные задания; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 14.12 | § 21-22, сообщение |
27 | Церковный раскол | Урок-практикум | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Церковный раскол» | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 166-173), отвечать на вопросы по их содержанию; Давать оценку решениям Большого церковного собора 1666-1667 гг.; Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, опираясь на исторические документы; Составлять план п. «Гонения на старообрядцев»; Выполнять проблемные задания; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 19.12 | § 21-22, задания |
28 | Народный ответ | Урок открытия новых знаний | Причины и особенности народных волнений. Городские восстания, Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: казаки, крестьянская война; Показывать на карте территории, охваченные народными восстаниями; Выделять и называть причины и последствия народных движений в России XVII века; Сравнивать Соляной и Медный бунты; Высказывать и аргументировать оценочное мнение о том, можно ли назвать Степана Разина «благородным разбойником»; Отвечать на вопросы по картинам (с. 178-180) (о Степане Разине); Называть дату, высказывать мнение о причинах поражения выступления под предводительством Степана Разина; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 21.12 | § 23, конт. карта |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Бунташный век» | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизация, обобщение и контроль по теме «Бунташный век» | Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Бунташный век»; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Вариант 2. Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др. | | 26.12 | с. 182-183, повторить 19-23 |
30 | Внешняя политика России в XVII веке | Урок открытия новых знаний | Международное положение Русского государства. Русская дипломатия в XVII в. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Войны с Османской империей и Крымским ханством. Отношения с Калмыцким ханством | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: гетман, Рада; Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке; Выделять и называть задачи внешней политики России в XVII веке (на основе работы с учебником); Объяснять, в чём заключалась сложность решения данных задач; Начать составление схемы «Династия Московских князей»; Высказывать и аргументировать мнение о необходимости перестройки дипломатической службы страны для укрепления международного положения России; Начать составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 28.12 | § 24-25, конт. карта |
31 | Внешняя политика России в XVII веке | Урок-практикум | Работа с документами, изображениями, видеофрагментами по теме «Внешняя политика России в XVII веке» | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Показывать на карте территориальный рост России в XVII веке, направления военных походов; Продолжить составление схемы (таблицы) «Основные направления внешней политики России в XVII веке»; Объяснять причины и последствия присоединения Левобережной Украины к России, давать оценку данному событию; Работать с отрывками документов, видеофрагментами, отвечать на вопросы; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 09.01 | § 24-25, конт. карта |
32 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | Урок открытия новых знаний | Причины и характер продвижения русских на восток. Народы Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с Китаем | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: землепроходцы, ясак; Показывать на исторической карте территории, открытые русскими землепроходцами в XVII веке, направления экспедиций; Называть причины и последствия продвижения землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток в XVII веке; Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением Сибири и Дальнего Востока; Обсуждать причины заключения Нерчинского договора и уступок России; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 11.01 | § 26, сообщения |
33 | Политика Фёдора Алексеевича Романова | Урок открытия новых знаний | Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная жизнь | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: полки нового (иноземного) строя, местничество; Высказывать мнение о причинах и последствиях реформ системы управления, отмены местничества; Обсуждать в парах значение отмены местничества; Характеризовать личность и деятельность царя Федора Алексеевича; Раскрывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 16.01 | § 27, конт.карта |
34 | Борьба за власть в конце XVII века | Урок открытия новых знаний | Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра I. Россия накануне петровского времени | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: «хованщина»; Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе и временной победы царевны Софьи; Сравнивать порядки Московской Руси в начале XVII века и новшества в различных сферах жизни государства и общества накануне петровских преобразований; Оценивать политику царевны Софьи; Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Высказывать предположения о влиянии детских впечатлений Петра I на становление его характера; Соотносить даты на ленте времени и события, рассматриваемые в параграфе; Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке. | | 19.01 | § 28, вопросы |
35 | Культура Руси в XVII веке | Урок открытия новых знаний | Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Просвещение и образование, основание Славяно-греко-латинской академии | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: обмирщение культуры, нарышкинское (московское) барокко, парсуна; Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника); Характеризовать влияние европейской культуры на культуру России в XVII веке; Составлять таблицу достижений культуры Руси в XVII веке; Работать с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам; Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации); Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 23.01 | § 29, сообщения |
36 | Мир человека XVII века | Урок открытия новых знаний | Особенности мировоззрения русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций о жизни (быте) и картине мира отдельных сословий, используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 25.01 | § 30, задания |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме «В канун великих реформ» | Урок повторения, обобщения и контроля | Систематизация, обобщение и контроль по теме «В канун великих реформ» | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «В канун великих реформ»; Называть общие черты и особенности данного периода в истории России и Западной Европы; Выполнять практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ); Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; Подводить итоги проектной деятельности; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 30.01 | с. 234-235 |
38 | Итоговое повторение и обобщение по теме «История России в XVI-XVII вв.» | Урок повторения, обобщения и контроля знаний | Повторение, обобщение и контроль по теме «История России в XVI-XVII вв.» | Актуализировать и систематизировать информацию по теме «История России в XVI-XVII вв.»; Выполнять итоговую контрольную работу по теме «в XVI-XVII вв.»; Осуществлять анализ работы и коррекцию ошибок; | | 01.02 | с. 236-238, проекты |
39. | Рязанский край в XVI-XVII вв. | Урок открытия новых знаний | Территория ,население Рязанского края. Рязанский край в основных событиях XVI-XVII вв. | Вариант 1. Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока; Планировать свою работу на уроке; Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций об основных событиях истории Рязанского края в XVI-XVII вв., используя материалы учебника, дополнительную информацию, в т.ч. Интернет-ресурсы; Осуществлять самооценку и взаимооценку. Вариант 2. Экскурсия в музей, посещение мест исторических событий. - Составлять творческие отчеты (презентации) по результатам экскурсии. | | 05.02 | творческие отчеты или сообщения (презентации) |
40. | Итоговый урок "Защищаем проекты1 | Урок защиты проектов | Защита проектов по теме «Народы России в XVI-XVII веках» | Защищать проекты по теме «Народы России в XVI-XVII веках»; Осуществлять самооценку и взаимооценку. | | 08.02 | Повторить изуч. материал |