Итоговая контрольная работа по русскому языку
5 класс
Диктант
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
Грамматическое задание
1 вариант
Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием и сделайте их транскрипцию:
Гром, просьба, ошибка, скот, указка, косьба, конечно, стол
2. Обозначьте звуки на месте выделенных букв, поставьте ударение в словах:
поВторит, сОздала,, красивеЕ, звОнит, компьЮтер, шОфер
Замените выделенные слова антонимами. Составьте три предложения с полученными словосочетаниями.
веселое настроение, веселый человек;
грубое обращение, грубаяработа;
низкий поступок,низкий дом;
полное ведро, полная женщина;
редкий лес, редкие встречи.
4. Дайте определение омонимам
Подберите однокоренные слова к существительному мир в значении «Земля» (образец: мир – мироздание); «отсутствие войны, согласие» (образец: мир – мирить).
5. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении? Запишите эти слова, указав их значение.
Ходит такой кислый
Глубокий колодец
Горит желанием
Золото в слитках
Хвойный лес
Соль анекдота
Просыпать соль
Плачущий ребенок
Дремлет лес
6. Распределите слова в 2 колонки - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне слова.
под..рить, зар..стают, предпол..жение, ск..чи, выр..щен, накл..ниться, бр..сать, п..левой, р..чной, к..сичка, р..сток, п..рат, пол..гаться, з..ри, заб..рать, заг..релый, обм..кнуть кисть в краску, выр..внять грядки
7. Вставьте в текст подходящие по смыслу фразеологизмы
Нашли сороки в лесу кусок сыра.. …………, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... ………. утащат кусок ……...
Спорили, спорили сороки, а сыр тем временем под кустом лежал. ………. лиса. Съела сыр ……. и ушла ……….. Хватились сороки, а ее уж и ………. И поделом сорокам: не надо было ……..!
(след простыл, среди бела дня, ворон считать, откуда ни возьмись, не помня себя от радости, под шумок, подальше от греха, того и гляди, как ни в чем не бывало)
Итоговая контрольная работа по русскому языку
5 класс
Диктант
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
Грамматическое задание
2 вариант
Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием и сделайте их транскрипцию:
Строй, кружка, пробка, крот, гладкий, плот, пастбище, скользкий
Обозначьте звуки на месте выделенных букв, поставьте ударение в словах:
пЕтля, тОрты, балОвать, весЕлы, грильЯж, поВтОрите
Замените выделенные слова антонимами. Составьте три предложения с полученными словосочетаниями.
Легкое упражнение, легкий труд;
мелкий дождь, мелкая река;
старый костюм, старое дерево;
крепкое здоровье, крепкий чай;
Дайте определение омонимам
Подберите однокоренные слова к существительному двор в значении «участок земли при доме» (образец: двор – дворик); монарх и приближенные к нему лица (образец: двор – дворец).
Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении? Запишите эти слова, указав их значение.
Плачущая сосулька;
Дремлет собака;
Разыгравшиеся волны;
Спят цветы;
Черный день
Волнистое облако;
Крылатая ракета;
Волнистые волосы
Совершать добро
Распределите слова в 2 колонки - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне слова.
Отл_жить, выр_сли, вкусный п..рог, отр_сль, зап_рать, зам_реть, зар..чный, соб_рать, расст_латься, выт_реть, к..осить траву, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, взб_раться, пром..кательная бумага, проб_раться, сложные ур..внения
7. Вставьте в текст подходящие по смыслу фразеологизмы
Нашли сороки в лесу кусок сыра.. …………, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья... ………. утащат кусок ……...
Спорили, спорили сороки, а сыр тем временем под кустом лежал. ………. лиса. Съела сыр ……. и ушла ……….. Хватились сороки, а ее уж и ………. И поделом сорокам: не надо было ……..!
(след простыл, среди бела дня, ворон считать, откуда ни возьмись, не помня себя от радости, под шумок, подальше от греха, того и гляди, как ни в чем не бывало)