Максимальный балл за выполнение всей работы – 26 баллов (за задания базового уровня сложности – 14 баллов, уровня повышенной сложности – 12 баллов).
Если ученик получает за выполнение всей работы 8 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку
Если ученик получает
При получении
от 9 до 16 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта
более 16 баллов учащийся демонстрирует способность выполнения
по русскому языку
заданий повышенного уровня
по русскому языку
Демонстрационный вариант итоговой работы
по русскому языку для 4 класса
Часть 1
Диктант
Оленёнок
Охотник долго бродил по еловому лесу. День был знойный. Солнце палило нещадно. Он сел на старый пень. И вдруг около куста охотник увидел маленького хорошенького оленёнка с жёлтым пушком и тонкими ножками. Красивая головка была откинута назад. Он вытянул тонкую шейку и схватил губами тонкую веточку.
Охотник прицелился в маленькое животное. Но в этот момент старик вспомнил о матери оленёнка. Он опустил ружьё и тихо свистнул. Маленькое животное скрылось с быстротой молнии. Старик облегченно вздохнул. (75 слов)
Слова для справок: нещадно, увидел.
Часть 2
Проверочная работа
1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5.
охотник
солнце
животное
оленёнок
зной
2. Обведи номер верного утверждения о слове
животное .
- В этом слове все согласные твёрдые.
- В этом слове три слога.
- В этом слове нет глухих согласных.
- В этом слове букв столько же, сколько звуков.
3 * . Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
Слова: заяц, метель, ель, юг, вскрик, пашня, стриж, яма, боль.
Количество слогов
В слове количество букв и звуков совпадает
В слове один слог
В слове количество букв и звуков не совпадает
В слове два слога
заяц
4. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова:
- Гора, гореть, горняк, гористый.
- Река, реклама, речка, речной.
- Лес, лесной, лестница, лесистый.
- Сосна, сосняк, сосновый, сосенка.
5. Какие ещё части слова, кроме корня, есть в слове снежинка . Обведи номер верного ответа:
- приставка и суффикс;
- суффикс и окончание;
- приставка и окончание;
- приставка, суффикс и окончание.
6 * . Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши каждую группу на отдельной строке.
Слова: море, щегол, летний, стекло, девица, нарезка, домик, загородный, бездушный.
7. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное женского рода, 3 склонения, в творительном падеже:
- гордиться сестрой; 2. поделиться новостью;
3. задуматься о матери; 4. присмотреться к вещи.
8. У слов девочка, дедушка, девушка, дядюшка есть общие признаки. Обведи номер верного утверждения:
- Все эти слова являются именами существительными женского рода.
- Все эти слова являются именами существительными мужского рода.
3. Все эти слова могут изменяться по числам.
4. Все эти слова относятся ко 2-му склонению.
9. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода, в родительном падеже:
1. холодного вечера; 2. холодной ночи;
3. холодным утром; 4. холодному дню.
10. Из данного ниже предложения запиши в каждый столбик таблицы по 2 примера каждой из указанных частей речи. Записывать слова можно в начальной форме или в той форме, в которой они встретились в предложении.
После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга, леса, и с раннего утра до позднего вечера не смолкают птичьи голоса, звучат отовсюду, несутся весенние звуки.
Имена существительные
1.
Имена прилагательные
Глаголы
1.
2.
1.
2.
2.
11 * . Даны слова: жаркая, длинная, верная, узкая. Допиши ответы на вопросы об этих словах:
- Какой частью речи являются эти слова? Эти слова являются ____________________.
- Что общего есть у этих слов?
Все эти слова стоят в форме:
- _______________________
- _______________________
- _______________________
12. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом:
- Мороз разрисовал узорами стекло окна.
- Ваня дохнул на стекло и вывел пальцем своё имя.
3. От мороза поверхность реки блестела, как стекло .
4. Разлившееся молоко стекло со стола на пол.
13. Обведи номер предложения, в котором есть глагол настоящего времени, единственного числа, 3-го лица:
- Деревья сверкают в зимнем уборе.
- Снег засыпал улицы, крыши домов и заборы.
3. Радостно звучит утренняя песня жаворонка.
4. Скоро зазвенит с пригорка весёлый весенний ручей.
14 * . В таблице перечислены признаки двух слов.
Признаки слова № 1
Признаки слова № 2
Относится ко второму склонению. Употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
Стоит в форме единст-венного числа, женского рода, предложного падежа.
Запиши, какими частями речи являются слово № 1 и слово № 2?
Слово № 1 – это ____________________________ .
Слово № 2 – это ____________________________ .
15. Обведи номер предложения, в котором есть однородные члены:
- Капли дождя бодро барабанили по лужам.
- В январе после мороза наступила оттепель.
3. Осенние деревья неохотно расстаются с листвой.
4. Ветер шелестел среди деревьев и играл листьями.
16. Дано предложение:
На заборе распушил хвост соседский кот.
Обведи номер ответа, в котором указаны подлежащее и сказуемое этого предложения.
1. распушил хвост; 2. кот соседский;
3. кот распушил; 4. на заборе распушил.
17 * . В письме другу Дима допустил три ошибки в употреблении слов. Выпиши слова, в которых Дима ошибся, рядом запиши слова, на которые их нужно заменить.
Привет, Саша!
Лето на каникулах мы с папой ездили в Москву. Это такой удивлённый город! Там много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понрави-лась наша столица.
- __________ нужно заменить на __________
- __________ нужно заменить на __________
- __________ нужно заменить на __________
Текст для чтения
(для выполнения заданий 18-20)
Карусельщик взял в руки листок. На нём было написано только два слова: «доброта и мастерство». Карусельщик широко улыбнулся и стал совсем добрым.
— Что же ты мне сразу не сказал? Это девиз мастера Тульи. Его знает каждый. Мастер Тулья — самый волшебный мастер на свете: толстяки в его шляпах становятся худыми, низкие — высокими, модницы — красивыми. Над входом в его мастерскую висит ажурная шляпа с серебряным пером. Её нельзя не заметить.
А мастер Тулья собрал вокруг себя всех картонных человечков и связал каждому концы ниточек от головы и рук узелком.
— Ну вот, — сказал он, — теперь всё в порядке. Голова и руки будут слушаться друг друга. Захочет голова работать и руки работают. Руки работают — и голова тоже. ____________________________________ .
И все вы будете счастливы. Это не так трудно, если помнить два чудесных слова: доброта и мастерство.
(Леонид Яхнин)
18. Обведи номер предложения, которое должно быть в тексте на месте пропуска.
- Теперь можно дать рукам и голове отдохнуть.
- Теперь можно и вовсе не работать.
3. Теперь голова может думать одно, а руки делать другое.
4. Теперь никто не сможет заставить вас делать то, чего вы не хотите.
19. Обведи номер плана, который соответствует тексту:
План № 1
План № 2
- Девиз мастера.
- Узелок.
- Два чудесных слова.
План № 4
План № 3
- Листок.
- Шляпа с пером.
- Несчастье.
- Волшебный мастер.
- Картонные человечки.
- Трудное счастье.
20 * . Напиши несколько предложений (4-5) о том, как связаны в жизни слова доброта и мастерство.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Выполнение каждого задания базового уровня сложности оценивается по дихотомической шкале:
1 балл – указан только верный ответ;
0 баллов – указан неверный ответ или ответ отсутствует.
Правильные ответы к заданиям базового уровня
№
задания
Правильный ответ
1
Правильно определён алфавитный порядок слов:
Максимальный балл за выполненное задание
2
1) В этом слове все согласные твёрдые.
1
4
1
4) Сосна, сосняк, сосновый, сосенка.
5
охотник
солнце
2) Суффикс и окончание
1
животное
1
оленёнок
зной
4
5
1
3
2
Правильные ответы к заданиям базового уровня
№
Правильный ответ
7
задания
Максимальный балл за выполненное задание
2) Поделиться новостью
8
1
3) Все эти слова могут изменяться по числам.
9
10
1
1) Холодного вечера
1
12
13
4) Разлившееся молоко стекло со стола на пол.
1
1
3) Радостно звучит утренняя песня жаворонка.
1
Имена сущест-вительные
2 слова из возможных: дождь, зелень,
Имена прила- гательные
Глаголы
поле, луг, лес,
2 слова из возможных:
утро, вечер, голос, звук
2 слова из возможных:
тёплый, сочный,
ранний, поздний, птичьи, весенние
покрылись,
смолкают,
звучат, несутся
Правильные ответы к заданиям базового уровня
№
задания
15
Правильный ответ
Максимальный балл за выполненное задание
4) Ветер шелестел среди деревьев и играл листьями.
16
1
3) Кот распушил
18
4) Теперь никто не сможет заставить вас делать то, чего вы не хотите.
19
1
1
План № 2
- Девиз мастера.
- Узелок.
- Два чудесных слова.
1
Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности оценивается в соответствии с рекомендациями, предложенными в таблице, по шкале:
2 балла – приведён полный верный ответ;
1 балл – приведён частично верный ответ;
0 баллов – приведён неверный ответ или ответ отсутствует.
Критерии оценивания заданий повышенного уровня
№
Критерии оценивания
3 *
задания
2 балла – все восемь слов записаны в нужное место таблицы:
1 балл – 6-7 слов записаны в нужное место таблицы
0 баллов – менее шести слов записаны в нужное место таблицы
В слове один слог
В слове количество букв и звуков совпадает
В слове количество букв и звуков не совпадает
ель, вскрик, стриж,
В слове два слога
юг , боль
пашня
метель, яма
Критерии оценивания заданий повышенного уровня
№
задания
Критерии оценивания
6 *
2 балла – слова объединены в три группы:
- море, щегол, стекло
- летний, девица, домик
- нарезка, загородный, бездушный.
1 балл – при группировке слов допущены 1-2 ошибки
0 баллов – при группировке слов допущено более двух ошибок
11 *
2 балла – правильно дописано первое предложение; во втором указаны 2-3 признака, при этом неверные признаки не указаны:
- Эти слова являются именами прилагательными.
- Все эти слова стоят в форме: 1) ж. р., 2) ед. ч., 3) И. п.
1 балл – правильно дописано первое предложение; во втором предложении правильно указан один признак, при этом неверные признаки не указаны или правильно указано два признака и допущена одна ошибка
0 баллов – любой другой ответ
Критерии оценивания заданий повышенного уровня
№
задания
Критерии оценивания
14 *
2 балла – указано, что слово № 1 – это имя существительное, а слово № 2 – имя прилагательное
1 балл – правильно определена принадлежность к части речи только одного из слов
0 баллов – ни одно из слов правильно не отнесено к части речи
17 *
2 балла – найдены все ошибки и предложены правильные варианты замены слов:
- Лето нужно заменить на летом
- Удивлённый нужно заменить на удивительный
- Улицев нужно заменить на улиц
1 балл – найдены две ошибки и предложены правильные варианты замены, при этом неправильные варианты не предложены
0 баллов – найдена и исправлена только одна ошибка или найдены и исправлены две ошибки и при этом предложен ещё и неправильный вариант
Критерии оценивания заданий повышенного уровня
№
задания
Критерии оценивания
20 *
2 балла – задание выполнено правильно и в полном объёме: записан небольшой (4-5 предложений) связный содержательный рассказ, в котором указывается, как связаны в жизни слова доброта и мастерство.
Орфографические ошибки при оценивании задания не учитываются.
1 балл – задание выполнено правильно, но не в полном объёме: записан либо слишком короткий (2-3 предложения) связный рассказ, либо рассказ нужного объёма, но при этом он представляет собой не слишком связное объяснение того, как связаны между собой доброта и мастерство.
Орфографические ошибки при оценивании задания не учитываются.
0 баллов – любой другой ответ