Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Русский язык
5 класс
Подготовила:
Курбатова Г.Н.,
учитель русского языка и литературы
2020 год
Описание контрольных измерительных материалов для осуществления оценки качества образования по русскому языку обучающихся 5 классов
Назначение работы
КИМ разработаны в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) №05-71 от 16.03.2018 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов».
Назначение КИМ –оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 5 класса. КИМ предназначены для итогового контроля достижения планируемых предметных и метапредметныхрезультатов.
Результаты могут быть использованы общеобразовательными организациями, муниципальными региональными органам исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура диагностической работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Задания КИМ не ориентированы на какую-либо конкретную линию учебников, их содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на 2019–2020 учебный год.
3.Структура работы
В работу по русскому языку включено 10 заданий с выбором ответа (ВО), 6 заданий с кратким ответом (КО) и 1 задание с развернутым ответом (РО).
Итоговая работа по русскому языку состоит из 2-х частей.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа (А1–А10).
Часть 2 содержит задания с кратким ответом (В1–В6) и задание с развернутым ответом С1.
4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся
В таблице1приведен кодификатор проверяемых элементов содержания
Таблица1
Код раздела | Код элемента | Проверяемые элементы содержания |
6 | 6.3 | Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения |
12 | 12.2.7 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова |
12 | 12.2.13 | Разделительные ъ и ь |
12 | 12.2.10 | Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках |
12 | 12.2.15 | Безударные падежные окончания имен существительных |
12 | 12.2.3 | Гласные и –ы после ц |
12 | 12.3.1 | НЕ-НИ с глаголами и словами других частей речи |
12 | 12.11.1 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 | 1.7 | Понятие сложного предложения |
3 | 3.2.1 | Последовательность предложений в тексте |
3 | 3.3.1 | Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение |
4 | 4.1.1 | Функциональные разновидности языка |
11 | 11.3.2 | Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения |
11 | 11.2 | Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний |
8 | 8.3 | Приставка, суффикс как словообразующие морфемы |
3 | 3.2.3 | Средства связи предложений в тексте |
2 | 2.4 | Создание письменных высказываний |
В таблице 2 приведены требования к уровню подготовки участников
Таблица2
Код | Код контролируемого требования (умения) | Проверяемые требования к уровню подготовки |
1 | | Метапредметные |
1.1 | Определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме |
1.2 | Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему |
1.3 | Овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения |
1.4 | Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения |
2 | | Предметные: |
2.1 | умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи; |
2.2 | умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка; |
2.3 | умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила; |
2.4 | -знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); норм речевого этикета |
| 2.5 | умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка; |
| 2.6 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме) |
5. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
В таблице 3 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по уровню сложности.
Таблица3
№ | Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент (%) от максимального первичного балла |
1 | Базовый | 10 | 10 | |
2 | Повышенный | 7 | 7 | |
| Итого | 17 | 17 | 100 |
6. Распределение заданий диагностической работы по разделам (модулям) и уровню сложности
В таблице 4 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по разделам и уровню сложности.
Таблица4
№ | Раздел (модуль) | Кол-во Заданий | Баллы | Уровни сложности (количество заданий) |
Базовый | Повышенный |
1 | Речевая деятельность | 1 | 1 | | 1 |
2 | Текст | 3 | 3 | 3 | |
3 | Функциональные разновидности языка | 1 | 1 | 1 | |
5 | Фонетика и орфоэпия | 1 | 1 | 1 | |
6 | Морфемика и словообразование | 1 | 1 | 1 | |
7 | Синтаксис | 3 | 3 | 3 | |
8 | Правописание: орфография и пунктуация | 7 | 7 | 7 | |
| Итого: | 17 | 17 | 16 | 1 |
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания типа А и типа В оцениваются в 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания С1 равен 3. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 19 баллов.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица5
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 9 и менее | 12-10 | 16-13 | 19-17 |
7. Время выполнения работы
На выполнение КИМ по одному варианту по учебному предмету «Русский язык» отводится 45 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуется
9. Рекомендации по подготовке к диагностической работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется
Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 5 класса
Часть 1
Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа. |
А1 Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:
1) | торты | 2) | столяр | 3) | понял | 4) | банты |
А2 В каком ряду во всех словах пишется буква З?
1) ко…ьба, бли…кий, бере…ка
2) пол…ти, мер…кий, поло…ка,
3) замер…ший (в холод), про…ьба, вя…кий
4) сколь…кий, зама…ка, ре…кий
А3 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:
от…езд, с…ябедничать, неб…ющийся
об…единение, из…ясняться, раз…яриться
под…ём, солов…и, об…ёмный,
об…явление, обез…яна, сер…ёзно
А4 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:
бе…чувственный, …горбиться, не...говорчивый
чере…чур, бе…заботный, бе…брежный
бе…зубый, бе…граничный, бе…ветренный
в…помнить, не…держанность, ...бить
А5 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:
трава в ине…, отдыхать на Кавказ…, упрекать в равнодуши…
быть в смущени…, жить в Казан…, расписаться в получени…
выставка в галере…, находиться в восхищени…, найти в магазин…
играть на роял…, кричать в отдалени…, в легком плать…
А6 В каком слове следует писать букву И?
1) | смуглолиц…й | 2) | на ц...почках | 3) | цариц…н | 4) | традиц…я |
А7 В каком случае НЕ пишется слитно?
1) | (не)здоровится | 2) | (не)буду | 3) | (не)могли | 4) | (не)видеть |
А8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:
1) В городе есть магазины и водокачки.
2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.
3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.
4) Бабочки толклись вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.
А9 Укажите сложное предложение:
1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.
2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.
3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.
4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.
А10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) «Для молодого человека», - сказал он.
Б) Сереже понравилось, что его так назвали, но Вари опять не было целую вечность.
В) Варя пришла наконец, и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.
1) А, Г, Б, В 2) В, Б, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) Г, В, А, Б
Часть 2
Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания
(В1-В6) на основе прочитанного текста.
1) Звонки раздавались один за другим почти непрерывно. 2) Приезжали все новые и новые гости. 3) Барышни Рудневы едва успевали справляться с ними. 4) Взрослых приглашали в гостиную, а маленьких завлекали поиграть в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. 5) В зале еще никто не зажигал огня. 6) Огромная елка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. 7) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей.
В1 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5.
Ответ: ___________________________.
В2 Определите стиль речи.
Ответ: ___________________________.
В3 Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Ответ: ___________________________.
В4 Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием. В ответе укажите только букву, под которой оно указано.
А) новые гости Б) ещё не зажигали В) приезжали гости Г) позолота цепей
Ответ: ___________________________.
В5 В предложении 4 найдите глагол, который состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.
Ответ: ___________________________.
В6 Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. В ответе укажите его номер.
Ответ: ___________________________.
С1 Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Ответы
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 1 | 4 |
В1 | повествование |
В2 | художественный |
В3 | никто не зажигал |
В4 | В |
В5 | завлекали |
В6 | 3 |
Критерии оценивании ответов на задание С1
№ | Критерий | Градация критерия | Баллы |
К1 | Соответствие созданного текста коммуникативной задаче данного текста | Текст соответствует коммуникативной задаче | 1 |
Текст не соответствует коммуникативной задаче | 0 |
| | | |
К2 | Логичное построение текста | Логические ошибки отсутствуют | 1 |
Наличие 1 логической ошибки | 0 |
| | | |
К3 | Орфографическая и пунктуационная грамотность | Грубые орфографические и пунктуационные ошибки отсутствуют | 1 |
Наличие 1 грубой орфографической или 1 грубой пунктуационной ошибки | 0 |
Максимальный балл: | 3 |