СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа. 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовая работа, содержит вопросы по всему курсу 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа. 11 класс»

Итоговая контрольная работа 11 класс

Часть А

А1. Генетическим критерием вида определяется:

  1. сходство всех процессов жизнедеятельности;

  2. сходство внешнего и внутреннего строения;

  3. характерный набор хромосом;

  4. совокупность факторов внешней среды, в которой су­ществует вид.

А2. Биотоп — это:

  1. часть абиотической среды, занимаемой одним отдель­ным видом;

  2. часть абиотической среды, занимаемой одним биоценозом;

  3. часть биотической среды, окружающей отдельный вид животных;

  4. переходная полоса между смежными сообществами.
    А3. Главная роль в круговороте углерода принадлежит:

  1. бактериям; 2) грибам; 3) растениям; 4) животным.

А4. К организмам нектона относятся:

  1. крабы, омары, лангусты; 2) дафнии, медузы, осьминоги;

3) акулы, кальмары, осьминоги; 4) омары, каракатицы, щуки.

А5. Термин «биоценоз» был введён:

  1. В. Н. Сукачевым; 2) Ч. Дарвиным; 3) К. А. Мебиусом; 4) А. Тенсли.

А6. Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей сре­дой изучает:

1) селекция; 2) биогеография; 3) эволюционное учение; 4) экология.

A7. К потеплению климата в последние годы привело(-и):

1) выпадение больших количеств радионуклидов;

2) массовые миграции людей;

3) накопление в атмосфере «парниковых» газов;

4) таяние арктических льдов и горных ледников.

А8. Найдите правильно составленную последовательность стадий сукцессии, происходящей на месте заброшенного поля: а) заросли ив; б) ельник;

в) березово-кленовый лес; г) однолетние сорняки.

1) а → г → б → в; 2) а → в → б → г; 3) г → в → б → а; 4) г → а → в → б.

А9.Установите соответствие между экологическими группами рас­тений и их типичными представителями.

Экологическая группа

Представитель

1) гигрофиты

2) ксерофиты

а) алоэ

б) пушица

в) рогоз

г) рис

д) камыш

е) агава

ж) очиток

1) 1бвгд; 2аеж; 2) 1абг; 2вдеж; 3) 1вгд; 2абеж; 4) 1аеж; 2бвгд.

А10. Плотность популяции ворон составляет 160 особей/га. За пери­од размножения (один раз в год) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,6 птенца. В популяции равное число самцов и самок. Смертность ворон постоянна, в среднем за год погибает 25 % взрослых особей (старше года). Определите, какой будет плот­ность популяции ворон (особей/га) через год:

1) 186 особей/га; 2) 248 особей/га; 3) 291 особь/га; 4) 310 особей/га.

А11. Для определения численности популяции жаб на площади 100 м2 были отловлены 30 животных, помечены и отпущены. На следующий день на этом участке поймали 30 жаб, из них 15 ока­зались помеченными. Определите плотность популяции жаб:

1) 0,3 особи/м2; 2) 0,6 особи/м2; 3) 3 особи/м2; 4) 15 особей/м2.

А12. Укажите недостающее звено в таксономическом ряду классифи­кации животных:

отряд → класс → ? → царство.

1) вид; 2) тип; 3) порядок; 4) надцарство.

А13. В пастбищной пищевой цепи поток энергии идет от:

  1. растений к животным; 2) животных к растениям;

3) грибов к животным; 4) мертвой органики к животным.

А14. Отличительными особенностями экосистем океана являются:

а) большая биомасса продуцентов и относительно неболь­шая — консументов;

б) большая биомасса консументов и от­носительно небольшая — продуцентов;

в) тенденция к накоп­лению биомассы на высших трофических уровнях; г) низкая продуктивность растений; д) медленный оборот фитомассы океана; е) быстрый оборот фитомассы океана.

  1. б, в, е; 2) а, в, е; 3) б, в, г; 4) а, г, д.

А15. Укажите, какое положение верно отражает соотношение вторичной и первичной продукции экосистемы:

1) вторичная продукция в экосистемах примерно равна первичной, что объясняется полным потреблением фитофагами продукции растений;

2) вторичная продукция в экосистемах значительно меньше первичной, что объясняется потерями энергии при передаче её с одного трофического уровня на другой;

3) вторичная продукция в экосистемах выше первичной, так как не зависит от потерь энергии при передаче её с одного трофического уровня на другой;

4) ни одно из приведенных положений не соответствует истине.

А16. Полностью сформированная инфекционная вирус­ная частица называется:

  1. капсид; 2) умеренный фаг; 3) вирион; 4) вироид.

А17. Планктонные организмы адаптированы к обитанию в водной среде, как правило, благодаря следующим приспо­соблениям: а) наличие органов прикрепления; б) микроскопические размеры тела; в) наличие в организме капелек жира или воз­духа; г) выросты покровов тела; д) обтекаемая форма тела; е) наличие раковины.

  1. б, г, д; 2) б, д, е; 3) а, б, д; 4) б, в, г.

А18. Лимитирующим фактором распространения живых организмов в атмосфере за пределы озонового слоя является прежде всего:

1) температура; 2) атмосферное давление;

3) концентрация кислорода; 4) ультрафиолетовое излучение.

А19. Действие абиотических факторов на популяцию:

1) не зависит от плотности популяции;

2) снижается при средней плотности популяции;

3) обычно усиливается при низкой плотности популяции;

4) обычно уменьшается при высокой плотности популяции.

А20. Укажите антропоморфоз, который сформировался под влиянием биологических факторов эволюции:

1) речь; 2) ассоциативное мышление;

3) вторая сигнальная система; 4) S-образный изгиб позвоночника.

А21. Белая окраска северных животных является примером:

1) полового диморфизма; 2) этологической адаптации;

3) предупреждающей окраски; 4) покровительственной окраски.

А22. Приведены интервалы переносимых температур для пяти видов муравьев: а) 2–37 0С; б) 4–35 0С; в) 0–27 0С; г) 10–39 0С; д) 6–36 0С. Расположите данные виды в порядке увеличения их экологической пластичности:

1) а → б → д → г → в; 2) в → а → б → д → г;

3) в → г → д → б → а; 4) в → б → д → а → г.

А23. Укажите уникальный природный комплекс, имеющий в Республике Беларусь статус национального парка:

1) Браславские озера;

2) Березинский биосферный;

3) Полесский радиационно-экологический;

4) Центральный ботанический сад Национальной академии наук Беларуси.

А24. Подтверждением относительности какого критерия вида служат внешние различия самок и самцов кряквы (см. рис.)?

  1. генетического; 2) экологического; 3) географического; 4) морфологического.

А25. Комнатное растение сенполия фиалкоцветная не растет и не развивается, при этом температура и освещенность находятся в пределах зоны нормальной жизнедеятельности, а влажность соответствует верхнему пределу выносливости. В данном случае влажность – это:

1) лимитирующий фактор; 2) экологический оптимум;

3) экологический минимум; 4) компенсирующий фактор.

А26. Схематический рисунок иллюстрирует протекание одного из типов сукцессий.

Укажите характерный для такой сукцессии признак:

  1. происходит на месте разрушенной экосистемы;

2) является быстрой сукцессией восстановительного типа;

3) начальные стадии обычно протекают значительно продолжительнее последующих;

4) смена сериальных стадий достаточно быстрая, иногда протекает на протяжении жизни одного поколения людей.

А27. В ходе антропогенеза в связи с прямохождением сформировались:

а) S-образная форма позвоночника; б) сводчатая стопа; в) вторая сигнальная система; г) подковообразная челюсть с выступающим подбородком.

1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г.

А28. Укажите пример действия стабилизирующего естественного отбора:

1) редукция корневой системы у растений-паразитов;

2) адаптация болезнетворных бактерий к различным лекарственным препаратам;

3) существование гаттерии в неизменном состоянии на протяжении нескольких тысячелетий;

4) развитие специальных желез у птиц, приспособившихся к питью морской воды, для быстрого выделения избытка солей из организма.

А29. Охарактеризуйте тип взаимоотношений между люпином и клубеньковыми бактериями: а) абиотические; б) биотические; в) форические;

г) конкуренция; д) комменсализм; е) мутуализм.

  1. а, в, е; 2) а, д; 3) б, г; 4) б, е.

А30. Примером проявления биогенетического закона является:

1) наличие перепонок между пальцами у утят;

2) отсутствие хвоста у человекообразных обезьян;

3) один круг кровообращения у головастика лягушки;

4) поддержание птицами постоянной температуры тела.

А31. Рудиментами являются: а) дополнительные пары молочных желез у человека; б) недоразвитые глаза у слепышей и кротов; в) трехпалые конечности у лошади; г) зачатки тазовых костей у китов; д) аппендикс у человека.

  1. а, в; 2) а, д; 3) б, в, г; 4) б, г, д.

А32. Популяцией является совокупность:

1) всех склерофитов степей и пустынь;

2) особей окуня обыкновенного одного пруда;

3) мышей и крыс, обитающих на одной территории;

4) всех пород крупного рогатого скота, выведенных в одном селекционном центре.

А33. Выберите признаки, характерные для гигрофитов: а) постоянно открытые устьица; б) в стеблях возможно наличие аэренхимы; в) мощная, плотно покрытая воском кутикула; г) высокое осмотическое давление клеточного сока.

  1. а, б; 2) а, в; 3) б, в; 4) б, г.

А34. К биогенному веществу биосферы относится:

  1. торф; 2) почва; 3) гранит; 4) вода рек и озер.

А35. Установите соответствие:

Доказательство эволюции

Пример

1) аналогичные органы

2) гомологичные органы

а) колючки кактуса и хвоинки ели

б) глаза осьминога и стигма эвглены

в) луковица чеснока и корневище пырея

г) жужжальца мухи и задние крылья пчелы

д) корнеплод моркови и клубень картофеля

1) 1аб; 2вгд; 2) 1ад; 2бвг; 3) 1бвг; 2ад; 4) 1бд; 2авг.

А36. Зависимость жизнедеятельности организма от влажности выражается симметричной куполообразной кривой, экологический оптимум по данному фактору составляет 60 %. Какие пределы выносливости по отношению к влажности будет иметь организм?

  1. 25–60 %; 2) 35–85 %; 3) 60–95 %; 4) 40–100 %.

А37. Биомасса живого вещества в континентальной части биосферы Земли представлена:

1) преимущественно растениями;

2) преимущественно животными и микроорганизмами;

3) растениями и животными примерно в равном соотношении;

4) бактериями, грибами, растениями и животными примерно в равном соотношении.

А38. Формирование популяций подорожника с более высоким осмотическим давлением клеточного сока при заселении морского побережья является примером: 1) биологического регресса;

2) движущего естественного отбора;

3) стабилизирующего естественного отбора;

4) пути достижения биологического прогресса посредством арогенеза.

Часть В

В1. По каждую сторону от Панамского перешейка морские беспозво­ночные представлены различными, хотя и близкородственными видами. Как называется способ видообразования, приведший к различию между обеими фаунами?

В2. Назовите все структуры, обозначенные на рисунке буквами, выбирая названия из списка:

А Б В Г Д

  1. мышца;

  2. дендрит чувствительного нейрона;

  3. тело чувствительного нейрона;

  4. аксон чувствительного нейрона;

  5. белое вещество спинного мозга;

  6. чувствительное окончание в коже;

  7. серое вещество спинного мозга;

  1. аксон двигательного нейрона.

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв рисунка, например: А2Б1В3…

В3. Приведите общее название растения, у побегов кото­рого преобладает функция запасания воды.

В4. Назовите способ биологического прогресса, приводя­щий к возникновению гомологичных органов.

В5. Постоянное затруднение или ограничение свободно­го скрещивания между особями одного вида, ведущее к обо­соблению внутривидовых групп и новых видов, — это ....

В6. Укажите, какой тип связей популяций в биоценозах описан в каждом примере:

Пример

Тип связей

А) сойки и белки переносят желуди дуба

Б) синица выстилает гнездо шерстью собаки

В) тля филлоксера питается соком листьев винограда

Г) бобры строят хатки из стволов и ветвей серой ольхи

Д) морские желуди поселяются на панцире крупных крабов

1) топические

2) форические

3) трофические

4) фабрические


Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв, например: А2Б1В3…

В7. Дана пищевая цепь: ландыш → жук листоед → лягушка → уж. На первом трофическом уровне энергетический запас в виде чистой первичной продукции составляет 4∙104 кДж энергии. На втором и третьем трофических уровнях на прирост биомассы организмы используют по 10 % своего пищевого рациона. Рассчитайте, сколько энергии (кДж) затрачивают на дыхание консументы третьего порядка, если на прирост биомассы они используют 15 % и с экскрементами выделяют 35 % энергии рациона.

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 8.

В8. Пастбищная цепь луга состоит из следующих звеньев (перечислены в случайном порядке!): ландыш, жук-листоед, уж, лягушка. На лугу обитает 6 особей ужа. Определите, сколько валовой первичной продукции (кг) необходимо для прироста каждого ужа на 50 г, если в данной пищевой цепи соблюдается правило 10 %, траты продуцентов на дыхание составляют 50 %, в 100 г продуцентов заключено 200 кДж энергии, а в 100 г консументов III порядка – 500 кДж.

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 8.

В9. Установите соответствие:

Пример

Эволюционное изменение

А) отсутствие хлоропластов у раффлезии

Б) различная форма и окраска плодов у томата

В) редукция пищеварительной системы у бычьего цепня

Г) видоизменение побега в корневище у многолетних трав

Д) четырехкамерное сердце и полное разделение артериального и венозного кровотоков у птиц и млекопитающих

1) ароморфоз

2) катаморфоз

3) алломорфоз

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А3Б3В2Г1Д1.

В10. Классифицируйте моль мебельную, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:

1) род Моль;

2) класс Насекомые;

3) отряд Двукрылые;

4) царство Животные;

5) тип Членистоногие;

6) отряд Чешуекрылые;

7) класс Паукообразные;

8) отдел Беспозвоночные.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.

В11. Сколько тонн кормовой свеклы нужно заготовить хозяину для откорма 40- килограммового бычка до 340 кг? В 1 кг свеклы запасено 500 ккал энергии, а в 100 г биомассы бычка – 100 ккал. Переход энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом 10 %.

Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 8.

В12. Для каждого примера адаптаций организмов укажите обозначенный на схеме цифрами 1–3 путь достижения биологического прогресса, который привел к образованию данных адаптаций:

Адаптация

Схема путей эволюции

А) двойное оплодотворение у цветковых растений

Б) наличие плавательных перепонок у водоплавающих птиц

В) отсутствие хлоропластов в листьях растения- паразита петров крест

Г) различная форма плодов и толщина околоплодника у тыквенных растений

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А3Б3В2Г1.

9