СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа 5 класс»

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации

обучающихся 5 класса по биологии



  1. Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология».

  1. Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

  1. ФГОС основного общего образования

  2. Рабочая программа основного общего образования по предмету «Биология»

  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.


  1. Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий

Биология – наука о живых организмах.

6

Многообразие живых организмов.

8

Жизнь организмов на планете Земля.

2

Человек на планете Земля.

1

Итого:

17


  1. Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – 1 - 2 минуты;

    1. для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;

    2. для задания высокой сложности – от 5 до 7 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.


  1. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.






  1. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом


1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2. За выполнение каждого из заданий В1 и В2 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

3. За выполнение каждого из заданий В3 – В4 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

4. За верное выполнение задания части С ставится три балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 23.


Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

0-6

7-13

14-18

19-23


  1. План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.

Распределение заданий по формированию УУД:

познавательных и регулятивных.

Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД).

Задания В1 – В4 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях).

Задания С – задание с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).


Задания, контролирующие сформированность универсальных учебных действий:

Кол-во

баллов

Познавательные УУД


А1 – А10; В1 – В4; С

23

Регулятивные УУД


А1 – А10

10

Коммуникативные УУД


В1 – В4; С

11


Познавательные УУД

0- 6 баллов - низкий уровень сформированности

7-18 баллов - базовый уровень сформированности

19-23 баллов – повышенный уровень сформированности


Регулятивные УУД

0-1 баллов - низкий уровень сформированности

2 – 6 баллов - базовый уровень сформированности

7 -10 баллов – повышенный уровень сформированности


Коммуникативные УУД

0-2 баллов - низкий уровень сформированности

3 – 7 баллов - базовый уровень сформированности

8 -11 баллов – повышенный уровень сформированности


Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.

Блок содержа­ния

Объект оценивания


КПУ


Тип за­да­ния

Уро­вень сложно­сти

Мак­си­маль­ный балл за вы­полне­ние

1.

Биология – наука о живых организмах

Биология как наука. Умение объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

2.1.1.

ВО

Б

1

2.

Биология – наука о живых организмах

Свойства живых организмов. Умение называть свойства живых организмов. Умение сравнивать проявление свойств живого и неживого.

2.4.

ВО

Б

1

3.

Биология – наука о живых организмах

Методы изучения живых организмов.

2.2.1.

ВО

Б

1

4.

Биология – наука о живых организмах

Методы изучения клетки. Умение объяснять устройство увеличительных приборов

2.1.3.

ВО

Б

1

ВО

Б

1

5.

Биология – наука о живых организмах

Строение и жизнедеятельность клетки. Умение сравнивать растительную и животную клетки. Умение проводить множественный выбор

2.3.1.,2.4.

КО

П

2

6.

Многообразие живых организмов

Умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий.

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

ВО

Б

1

7.

Многообразие живых организмов

Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение проводить множественный выбор

2.1.2.,3.1.

КО

П

2

8.

Многообразие живых организмов

Умение объяснять роль вирусов и бактерий в природе и жизни человека. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение работать с текстом биологического содержания

2.1.2.,2.6.,3.1.

РО

В

3

9.

Многообразие живых организмов

Умение характеризовать главные признаки растений.

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

10.

Многообразие живых организмов

Умение сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Умение устанавливать соответствие

2.4.,2.5.

КО

П

2

11.

Многообразие живых организмов

Умение характеризовать главные признаки животных

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

12.

Многообразие живых организмов

Умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

Б

1

13.

Жизнь организмов на планете Земля.

Умение различать и характеризовать разные природные сообщества.

2.4.

ВО

Б

1

14.

Жизнь организмов на планете Земля.

Умение объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Умение устанавливать соответствие.

2.1.4.

КО

П

2

15.

Человек на планете Земля.

Умение описывать внешний вид предков человека. Умение характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека.

2.7.

ВО

Б

1



КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии


Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать


1.1

признаки биологических объектов


1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)

2.Уметь


2.1

объяснять


2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;


2.1.2

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;


2.1.3

устройство увеличительных приборов


2.1.4

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе


2.2

изучать биологические объекты и процессы


2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов


2.3

распознавать и описывать


2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки


2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения


2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)


2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями


2.7

характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни


3.1

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами















Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 5 класса


Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 17 заданий.

Часть А содержит 10 заданий (А112). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В14). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Вариант 1.

Часть А. При выполнении заданий А1 – А12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный.

А1. Наука о живой природе:

1) география 2) физика 3) химия 4) биология.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу 2) способны к обмену веществ

3) не состоят из химических элементов 4) имеют форму.

А3. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения 2) эксперимента

3) описания 4) анкетирования.

А4. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп 2) телескоп 3) весы 4) лупа.

А5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз 2) 200 раз 3) 250 раз 4) 300 раз.

А6. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты 2) автотрофы

3) гетеротрофы 4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные 2) Растения 3) Грибы 4) Вирусы.

А8. Животные способны к:

1) фотосинтезу 3) активному передвижению

2) накапливанию крахмала 4) питанию неорганическими веществами.

А9. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение 2) неклеточное строение

3) тканевое строение 4) ядро.

А10. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты 2) автотрофы

3) сапрофиты 4) паразиты.

А11. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя 2) производителя

3) «разлагателя» 4) хищника.

А12. Раньше на Земле появились:

1) животные 2) растения

3) бактерии 4) грибы.




Часть В.

В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части (выберите три верных ответа):

А) ядро

Б) цитоплазму

В) хлоропласты

Г) наружную мембрану

Д) клеточную стенку

Е) вакуоли с клеточным соком


В2. Бактерии используются человеком для получения (выберите три верных ответа):

А) кефира и йогурта

Б) молока

В) квашеной капусты

Г) солёных грибов

Д) витаминов и некоторых лекарств

Е) ваты и бинтов.


В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение Отдел

А. Василёк русский 1. Хвойные

Б. Ель 2. Цветковые

В. Груша

Г. Лиственница

Д. Кедр

Е. Кактус

В4. Установи соответствие между надцарством и животными, которые там обитают.

Животное Надцарство

А. Инфузория туфелька 1. Одноклеточные

Б. Заяц-беляк 2. Многоклеточные

В. Лось

Г. Амеба обыкновенная

Д. Амурский тигр

Е. Эвглена зеленая























Часть С.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «По­лез­ные бак­те­рии» и свои зна­ния, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Что не­об­хо­ди­мо для про­из­вод­ства про­сто­ква­ши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий?

3) В чём за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между аэроб­ным и анаэ­роб­ным об­ме­ном ве­ществ?


По­лез­ные бак­те­рии

 Тер­мин анаэ­ро­бы ввёл Л. Па­стер, от­крыв­ший в 1861 г. бак­те­рии мас­ля­но­кис­ло­го бро­же­ния. «Ды­шать без воз­ду­ха» (анаэ­роб­но) — не­при­выч­ное сло­во­со­че­та­ние. Но имен­но так по­лу­ча­ют энер­гию для своих жиз­нен­ных про­цес­сов мно­гие бак­те­рии. Они очень рас­про­стра­не­ны в при­ро­де. Каж­дый день, съе­дая тво­рог или сме­та­ну, вы­пи­вая кефир или йо­гурт, мы стал­ки­ва­ем­ся с мо­лоч­но­кис­лы­ми бак­те­ри­я­ми — они участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов.

В 1 ку­би­че­ском сан­ти­мет­ре пар­но­го мо­ло­ка на­хо­дит­ся боль­ше 3000 мил­ли­о­нов бак­те­рий. При ски­са­нии мо­ло­ка коров, ко­то­рых раз­во­дят на Бал­кан­ском по­лу­ост­ро­ве, по­лу­ча­ет­ся йо­гурт. В нём можно найти бак­те­рию под на­зва­ни­ем бол­гар­ская па­лоч­ка, ко­то­рая и со­вер­ши­ла пре­вра­ще­ние мо­ло­ка в мо­лоч­но­кис­лый про­дукт.

Бол­гар­ская па­лоч­ка из­вест­на во всём мире — она пре­вра­ща­ет мо­ло­ко во вкус­ный и по­лез­ный йо­гурт. Все­мир­ную славу этой бак­те­рии принёс рус­ский учёный И.И. Меч­ни­ков. Илья Ильич за­ин­те­ре­со­вал­ся при­чи­ной не­обыч­но­го дол­го­ле­тия в не­ко­то­рых де­рев­нях Бол­га­рии. Он вы­яс­нил, что ос­нов­ным про­дук­том пи­та­ния дол­го­жи­те­лей был йо­гурт, и вы­де­лил в чи­стую куль­ту­ру мо­лоч­но­кис­лую бак­те­рию, а затем ис­поль­зо­вал её для со­зда­ния осо­бой про­сто­ква­ши. Он по­ка­зал, что до­ста­точ­но до­ба­вить в све­жее мо­ло­ко не­мно­го этих бак­те­рий, и через не­сколь­ко часов в тёплом по­ме­ще­нии из мо­ло­ка по­лу­чит­ся про­сто­ква­ша.

Бол­гар­ская па­лоч­ка сбра­жи­ва­ет лак­то­зу мо­ло­ка, т. е. рас­щеп­ля­ет мо­ле­ку­лу мо­лоч­но­го са­ха­ра на мо­ле­ку­лы мо­лоч­ной кис­ло­ты. Мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии для своей ра­бо­ты могут ис­поль­зо­вать не толь­ко сахар мо­ло­ка, но и мно­гие дру­гие са­ха­ра, со­дер­жа­щи­е­ся в ово­щах и фрук­тах. Бак­те­рии пре­вра­ща­ют све­жую ка­пу­сту в ква­ше­ную, яб­ло­ки — в мочёные, а огур­цы — в кис­ло-­солёные. В любом слу­чае из са­ха­ра об­ра­зу­ет­ся мо­лоч­ная кис­ло­та, а энер­гия рас­па­да мо­ле­кул са­ха­ра идёт на нужды бак­те­рии. Про­цесс бро­же­ния у таких бак­те­рий за­ме­ня­ет им про­цесс ды­ха­ния. Соб­ствен­но го­во­ря, это и есть их ды­ха­ние — осво­бож­де­ние энер­гии на свои нужды. По­сколь­ку энер­гия ре­ак­ций бес­кис­ло­род­но­го окис­ле­ния за­мет­но мень­ше, чем кис­ло­род­но­го — бак­те­ри­ям при­хо­дит­ся пе­ре­ра­ба­ты­вать боль­шие ко­ли­че­ства ве­ществ и вы­де­лять много про­дук­тов об­ме­на ве­ществ.

Бол­гар­скую па­лоч­ку от­но­сят к фа­куль­та­тив­ным (не­обя­за­тель­ным) анаэ­ро­бам. Это озна­ча­ет, что они могут ис­поль­зо­вать и кис­ло­род для сво­е­го ды­ха­ния.



















Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 5 класса


Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 17 заданий.

Часть А содержит 10 заданий (А112). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В14). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Вариант 2.

Часть А.При выполнении заданий А1 – А12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Биология – это наука о:

1) космосе

2)строении Земли

3) живой природе

4) веществах.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) неподвижны

2) имеют клеточное строение

3) состоят из химических элементов

4) имеют цвет.

А3. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение

2) измерение

3) рассматривание

4) эксперимент.

А4. Увеличительный прибор:

1) предметный столик

2) микроскоп

3) тубус

4) штатив.

А5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз 2) 200 раз 3) 250 раз 4) 300 раз.

А6. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты

2) автотрофы

3) гетеротрофы

4) эукариоты.

А7. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:

1) дыханию

2) питанию

3) фотосинтезу

4) росту и размножению.

А8. Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза

2) готовыми органическими веществами

3) водой и углекислым газом

4) неорганическими веществами.

А9. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы 2) бактерии 3) грибы 4) растения.

А10. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:

1) прокариоты

2) автотрофы

3) сапрофиты

4) паразиты.

А11. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

1) потребителя

2) производителя

3) «разлагателя»

4) хищника.

А12. Самые древние организмы на Земле:

1) Растения

2) Бактерии

3) Животные

4) Грибы.


Часть В.

В1. Каждая клетка животных и растений (выберите три верных ответа):

А) дышит

Б) питается

В) имеет хлоропласты

Г) растёт и делится

Д) может участвовать в оплодотворении

Е) образует питательные вещества на свету.


В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как (выберите три верных ответа):

А) туберкулёз

Б) холера

В) грипп

Г) СПИД

Д) чума

Е) гепатит.





В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение Отдел

А. Сосна 1. Хвойные

Б. Рис 2. Цветковые

В. Томат

Г. Лиственница

Д. Подсолнечник

Е. Пихта


В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное Надцарство

А. Зебра 1. Многоклеточные

Б. Амеба обыкновенная 2. Одноклеточные

В. Эвглена зеленая

Г. Страус

Д. Инфузория туфелька

Е. Лев



Часть С.

Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «По­лез­ные бак­те­рии» и свои зна­ния, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Что не­об­хо­ди­мо для про­из­вод­ства про­сто­ква­ши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий?

3) В чём за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между аэроб­ным и анаэ­роб­ным об­ме­ном ве­ществ?


По­лез­ные бак­те­рии

 Тер­мин анаэ­ро­бы ввёл Л. Па­стер, от­крыв­ший в 1861 г. бак­те­рии мас­ля­но­кис­ло­го бро­же­ния. «Ды­шать без воз­ду­ха» (анаэ­роб­но) — не­при­выч­ное сло­во­со­че­та­ние. Но имен­но так по­лу­ча­ют энер­гию для своих жиз­нен­ных про­цес­сов мно­гие бак­те­рии. Они очень рас­про­стра­не­ны в при­ро­де. Каж­дый день, съе­дая тво­рог или сме­та­ну, вы­пи­вая кефир или йо­гурт, мы стал­ки­ва­ем­ся с мо­лоч­но­кис­лы­ми бак­те­ри­я­ми — они участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии мо­лоч­но­кис­лых про­дук­тов.

В 1 ку­би­че­ском сан­ти­мет­ре пар­но­го мо­ло­ка на­хо­дит­ся боль­ше 3000 мил­ли­о­нов бак­те­рий. При ски­са­нии мо­ло­ка коров, ко­то­рых раз­во­дят на Бал­кан­ском по­лу­ост­ро­ве, по­лу­ча­ет­ся йо­гурт. В нём можно найти бак­те­рию под на­зва­ни­ем бол­гар­ская па­лоч­ка, ко­то­рая и со­вер­ши­ла пре­вра­ще­ние мо­ло­ка в мо­лоч­но­кис­лый про­дукт.

Бол­гар­ская па­лоч­ка из­вест­на во всём мире — она пре­вра­ща­ет мо­ло­ко во вкус­ный и по­лез­ный йо­гурт. Все­мир­ную славу этой бак­те­рии принёс рус­ский учёный И.И. Меч­ни­ков. Илья Ильич за­ин­те­ре­со­вал­ся при­чи­ной не­обыч­но­го дол­го­ле­тия в не­ко­то­рых де­рев­нях Бол­га­рии. Он вы­яс­нил, что ос­нов­ным про­дук­том пи­та­ния дол­го­жи­те­лей был йо­гурт, и вы­де­лил в чи­стую куль­ту­ру мо­лоч­но­кис­лую бак­те­рию, а затем ис­поль­зо­вал её для со­зда­ния осо­бой про­сто­ква­ши. Он по­ка­зал, что до­ста­точ­но до­ба­вить в све­жее мо­ло­ко не­мно­го этих бак­те­рий, и через не­сколь­ко часов в тёплом по­ме­ще­нии из мо­ло­ка по­лу­чит­ся про­сто­ква­ша.

Бол­гар­ская па­лоч­ка сбра­жи­ва­ет лак­то­зу мо­ло­ка, т. е. рас­щеп­ля­ет мо­ле­ку­лу мо­лоч­но­го са­ха­ра на мо­ле­ку­лы мо­лоч­ной кис­ло­ты. Мо­лоч­но­кис­лые бак­те­рии для своей ра­бо­ты могут ис­поль­зо­вать не толь­ко сахар мо­ло­ка, но и мно­гие дру­гие са­ха­ра, со­дер­жа­щи­е­ся в ово­щах и фрук­тах. Бак­те­рии пре­вра­ща­ют све­жую ка­пу­сту в ква­ше­ную, яб­ло­ки — в мочёные, а огур­цы — в кис­ло-­солёные. В любом слу­чае из са­ха­ра об­ра­зу­ет­ся мо­лоч­ная кис­ло­та, а энер­гия рас­па­да мо­ле­кул са­ха­ра идёт на нужды бак­те­рии. Про­цесс бро­же­ния у таких бак­те­рий за­ме­ня­ет им про­цесс ды­ха­ния. Соб­ствен­но го­во­ря, это и есть их ды­ха­ние — осво­бож­де­ние энер­гии на свои нужды. По­сколь­ку энер­гия ре­ак­ций бес­кис­ло­род­но­го окис­ле­ния за­мет­но мень­ше, чем кис­ло­род­но­го — бак­те­ри­ям при­хо­дит­ся пе­ре­ра­ба­ты­вать боль­шие ко­ли­че­ства ве­ществ и вы­де­лять много про­дук­тов об­ме­на ве­ществ.

Бол­гар­скую па­лоч­ку от­но­сят к фа­куль­та­тив­ным (не­обя­за­тель­ным) анаэ­ро­бам. Это озна­ча­ет, что они могут ис­поль­зо­вать и кис­ло­род для сво­е­го ды­ха­ния.

















Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии

Вариант 1.

Часть А.

А1.

А2.

А3.

А4.

А5.

А6.

А7.

А8.

А9.

А10.

А11.

А12.

4

2

1

4

1

4

2

3

2

4

3

3


Часть В.

В1.

АБГ

В2.

АВД

В3.

21212

В4.

121212


Вариант 2.

Часть А.

А1.

А2.

А3.

А4.

А5.

А6.

А7.

А8.

А9.

А10.

А11.

А12.

3

2

4

2

4

1

3

2

1

3

2

2


Часть В.

В1.

АБГ

В2.

АБД

В3.

122121

В4.

122121


Часть С.

 Формат ответа и критериев такой:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

По­яс­не­ние.

1) Мо­ло­ко, куль­ту­ра бак­те­рий, тёплое по­ме­ще­ние.

2) Энер­гия из­вле­ка­ет­ся при рас­щеп­ле­нии (бро­же­нии) мо­ле­кул са­ха­ра.

3) При аэроб­ном об­ме­не (с уча­сти­ем кис­ло­ро­да) син­те­зи­ру­ет­ся боль­ше АТФ и про­ис­хо­дит пол­ное окис­ле­ние мо­ле­кул глю­ко­зы до СО2 и Н2О. В анаэ­роб­ном об­ме­не кис­ло­род не участ­ву­ет.



Правильно заполнены три элемента

3

Правильно заполнены два элемента

2

Правильно заполнен один элемент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!