ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к аттестационному материалу
для проведения промежуточной аттестации
для учащихся 8 класса по алгебре
2020-2021 учебный год
Назначение аттестационной работы-оценка уровня подготовки обучающихся по данному предмету, определение перспектив индивидуальной работы с обучающимися в следующем году.
Промежуточная аттестация по алгебре в 8 классе проводится в соответствии с:
1.ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., рег. № 19644), с изменениями, внесенным приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015 г., рег. №35915), от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016г., рег. № 40937)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2019 г., приказ № 233, от 18.05.2020 приказ № 249)
3. Приказа Минобрнауки России от 14.12.2015 г № №08-2355 «О внесении изменений в примерные основные образовательные программы»
4. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Луговской СОШ, в ред. От 28.11.2018 г., приказ №69-ОД, изменения внесены педагогическим советом, протокол №4 от 26.11.2018 г.
5. Учебного плана МАОУ Луговской СОШ на 2020-2021 учебный год, утвержденного приказом директора школы №79/ОД от 25.08.2020 г., принятым на педсовете (протокол №13 от 24.08.2020 г.) и согласованным с Управляющим советом школы (протокол №10 от 25.08.2020 г.)
6. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МАОУ Луговской СОШ, утвержденное приказом от 28.12.2018 г. № 61-ОД
7. В соответствии с авторской программой: Планирование учебного материала. Математика. Составитель: Т.А. Бурмистрова.-М.: «Просвещение», 2017
8. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2018 г
Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по алгебре разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 (ред. От 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования».
Время выполнения работы. На выполнение аттестационной работы отводиться 2 урока (90 минут).
Кодификатор контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по математике в 8 классе составлен в соответствии с кодификатором элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по математике.
Кодификатор элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в 8-х классах Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы (Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089). В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем. Во втором столбце указан код элементов содержания, для которого создаются проверочные задания.
Код раздела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
1 | | Числа и вычисления |
1.1 | | Натуральные числа |
1.1.1 | Десятичная система счисления |
1.1.2 | Арифметические действия над натуральными числами |
1.1.3 | Делимость натуральных чисел. Простые и составные числа, разложение натурального числа на простые множители |
1.1.4 | Признаки делимости на 2,3,5,9,10 |
1.1.5 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное |
1.1.6 | Степень с натуральным показателем (квадрат и куб числа) |
1.1.7 | Деление с остатком |
1.2 | | Дроби |
1.2.1 | Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение дробей |
1.2.2 | Арифметические действия с обыкновенными дробями |
1.2.3 | Нахождение части от целого и целого по его части |
1.2.4 | Десятичная дробь, сравнение десятичных дробей |
1.2.5 | Арифметические действия с десятичными дробями |
1.2.6 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной дроби в виде десятичной |
1.3 | | Рациональные числа |
1.3.1 | Целые числа |
1.3.2 | Модуль (абсолютная величина) числа |
1.3.3 | Арифметические действия с рациональными числами |
1.3.4 | Сравнение рациональных чисел |
1.3.5 | Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий |
1.4 | | Действительные числа |
1.4.1 | Квадратный корень из числа |
1.4.2 | Нахождение приближенного значения корня |
1.5 | | Измерения, приближения, оценки |
1.5.1 | Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости |
1.5.2 | Представление зависимости между величинами в виде формул |
1.5.3 | Проценты. Нахождение процента от величины и величины по её проценту |
1.5.4 | Отношение, выражение отношения в процентах |
1.5.5 | Прямая и обратно пропорциональная зависимости |
1.5.6 | Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений |
2 | | Алгебраические выражения |
2.1 | | Буквенные выражения |
2.1.1 | Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения |
2.1.2 | Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения |
2.1.3 | Подстановка выражений входящих вместо переменных |
2.1.4 | Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразования выражений |
2.2 | | Степень с целым показателем |
2.2.1 | Степень с целым показателем |
2.2.2 | Свойства степени с целым показателем |
2.2.3 | Одночлены |
2.2.4 | Умножение одночленов и возведение одночленов в степень |
2.3 | | Многочлены |
2.3.1 | Многочлен. Стандартный вид многочлена, степень многочлена |
2.3.2 | Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности; формула разности квадратов |
2.3.3 | Разложение многочлена на множители |
2.3.4 | Квадратный трехчлен. Теорема Виета |
2.4 | | Алгебраическая дробь |
2.4.1 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей |
2.4.2 | Действия с алгебраическими дробями |
2.4.3 | Рациональные выражения и их преобразования |
2.4.4 | Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях |
3 | | Уравнения и неравенства |
3.1 | | Уравнения |
3.1.1 | Уравнение с одной переменной, корень уравнения |
3.1.2 | Линейное уравнение |
3.1.3 | Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения |
3.1.4 | Решение рациональных уравнений |
3.2 | | Неравенства |
3.2.1 | Числовые неравенства и их свойства |
3.2.2 | Неравенство с одной переменной. Решение неравенства |
3.2.3 | Линейные неравенства с одной переменной |
3.2.4 | Системы линейных неравенств |
3.3 | | Текстовые задачи |
3.3.1 | Решение текстовых задач арифметическим способом |
3.1.2 | Решение текстовых задач алгебраическим способом |
4 | | Функции |
4.1 | | Числовые функции |
4.1.1 | Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. |
4.1.2 | Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы. |
4.1.3 | Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, её график |
4.1.4 | Линейная функция, её график, геометрический смысл коэффициентов |
4.1.5 | Функция, описывающая обратно пропорциональную зависимость, ее график. Гипербола |
5 | | Координаты на прямой и плоскости |
5.1 | | Координатная прямая |
5.1.1 | Изображение чисел точками координатной прямой |
5.1.2 | Геометрический смысл модуля Декартовы координаты на плоскости |
5.2.1 | Декартовы координаты на плоскости; координаты точки |
5.2.2 | Уравнения прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых |
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для проведения промежуточной аттестации по МАТЕМАТИКЕ в 8-х классах
Код раздела | Код контролируемого элемента | Требования (умения), проверяемые заданиями экзаменационной работы |
1 | | Уметь выполнять вычисления и преобразования |
| 1.1. | Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, находить в несложных случаях значения степеней с натуральными показателями, вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к другой |
| 1.2 | Округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений |
| 1.3 | Решать текстовые задачи , включая задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами |
| 1.4 | Изображать числа точками на координатной прямой Код раздела Код контролируемого элемента Требования (умения), проверяемые заданиями экзаменационной работы |
2 | | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
| 2.1 | Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования |
| 2.2 | Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями |
| 2.3 | Выполнять разложение многочлена на множители |
| 2.4 | Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений |
| 2.5 | Применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни |
3 | | Уметь решать уравнения и их системы |
| 3.1 | Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы линейных уравнений |
| 3.2 | Решать линейные неравенства с одной переменной и их системы |
| 3.3 | Применять графические представления при решении уравнений, систем |
| 3.4 | Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи |
4 | | Уметь строить и читать графики функций |
| 4.1 | Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами |
| 4.2 | Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу |
| 4.3 | Строить графики изученных функций, описывать их свойства |
5 | | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели |
| 5.1 | Решать несложные практические задачи; решать задачи связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов |
| 5.2 | Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимость между величинами. |
| 5.3 | Моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять выражения, уравнения по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры |
Содержание работы. Контрольная работа состоит из двух частей: А, В, содержит 13 заданий. Часть 1 содержит 8 заданий. К каждому заданию предложена одна из двух форм ответа: выбор ответа из четырех предложенных (надо записать номер задания и букву верного ответа), краткий ответ (надо записать номер задания и полученный ответ). Часть 2 содержит 5 заданий, требующих развернутого ответа (с полной записью решения). При этом для каждого задания надо указать его номер и записать полностью его решение. Исправления и зачеркивания, если они сделаны аккуратно, в каждой части теста, не являются поводом для снижения оценки. За выполнение каждого задания ученик получает определенное количество баллов. Всего 2 варианта работы.
Оценивание. Работа оценивается одной отметкой.
Таблица количества баллов за выполнение задания
Максимальное количество баллов за 1 задание | Количество баллов за работу в целом |
Часть 1 | Часть 2 |
задания 1-8 | задания 9-11 | задания 12-13 |
1 балл | 2 балла | 3 балла | 20 баллов |
Таблица перевода тестовых баллов в школьные отметки
Тестовый балл | Школьная отметка |
7-10 | «3» |
11-14 | «4» |
15-20 | «5» |
Ответы на итоговую аттестацию по алгебре в 8 классе:
№ | Вариант 1 | Вариант 2 |
Модуль «Алгебра» |
1 | 1,34 | 1,83 |
2 | 4 | 2 |
3 | 4135 | 3214 |
4 | 10 | 1 |
5 | -1,5 | 3 |
6 | 3 | 2 |
7 | 2 | 2 |
8 | (0;2] | [6; 12) |
Часть 2 |
9 | -6 | -5 |
10 | 2 | 2 |
11 | (1, 125; +∞) | (-1/3; +∞) |
12 | (1; 0) (- 1; - 4) | (3; 1) (- 3; 49) |
13 | 8 км/ч | 10 км/ч |
13.1. Второй ехал со скоростью x, значит первый: x + 4. Всю дорогу первый прошел за 96/(x+4) часа, а второй за 96/x часа. Значит: 4 + 96/(x+4) = 96/x
X2 + 28x = 24x + 96
X2 + 4x - 96 = 0
D = 4 + 96 = 100
x = -2 +-10 = -12 или 8
-12 не удовлетворяет, так как скорость не может быть минусовой.
Значит скорость второго: 8 км/ч, он же и пришел к финишу на 4 часа позже первого, значит:
Ответ: 8км/ч
13.2. Пусть скорость второго велосипедиста x км/ ч. Он ехал 130 / x часов.
Скорость первого велосипедиста (x + 3) км/ч. Он ехал 130 / (x + 3) часов.
Разница 130 / x - 130 / ( x + 3) = 3;
130 * (x + 3) - 130 x = 3x * (x +3);
130x + 390 – 130x = 3x2 + 9x;
3x2 + 9x – 390 = 0;
x2 + 3x – 130 = 0;
D = 32 – 4 * (-130 * 1) = 9 + 520 = 529 =232;
x1 = -3 - 23 / 2
x2 = -3 + 23 / 2 = 10.
Значит, скорость второго велосипедиста 10 км/ч.
Ответ: 10 км/ч.
При составлении аттестационного материала использована следующая литература:
Алгебра 8 класс. Дидактические материалы/ В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк — М.:Просвещение
ОГЭ 2021 Ященко И.В новый сборник по математике 9 класс 36 типовых тренировочных вариантов с ответами, создано разработчиками ОГЭ 2021, сборник составлен по новой демоверсии от ФИПИ (новая модель).
контрольная работа по алгебре за 8 класс
Вариант 1
Часть 1
1. Найти значение выражения
+0,09
2. Выберите неверное равенство:
1)
3. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1) у=2х 2) у=-2х 3) у=х+2 4) у=2 5) у = х2
4. Упростите выражение
1)
; 2)10; 3)
; 4)2.
5. Решите уравнение х2+3х-4=0.Найдите среднее арифметическое корней.
1)1. 2) -1,5. 3) -3. 4) нет корней.
6. Решите систему уравнений:
1) (- 3; 1); 2) (3; 1); 3) (1; - 3); 4) (- 1; - 3).
7. Решить неравенство
и выбрать, на каком рисунке изображено множество его решений.
8. Решите систему неравенств:
Часть 2. (запишите полное решение и ответ)
9. Найдите отрицательный корень уравнения 2х2-72=0
10. Решите уравнение:
.
11. Найти значения а, при которых уравнение
не имеет корней
12. Решите систему уравнений:
13. Два велосипедиста одновременно отправились в 96-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 4 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 4 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым.
Итоговая контрольная работа по алгебре за 8 класс.
Вариант 2.
Часть 1.
1. Найти значение выражения 0,08+
2. Выберите неверное равенство:
1)
3.Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают
1) у =
2) у = | х | 3) у=х+2 4) у=2 5) у = х2
4. Упростите выражение
1)1; 2)
; 3)
; 4)2.
5. Решите уравнение х2-7х+10=0. Найдите среднее арифметическое корней.
1) -3,5 2) 2 3) 3,5 4) нет корней
6. Решите систему уравнений:
1) ( 2; 1); 2) (2; 0); 3) (1; 2) ; 4) (1; 2).
7. Решить неравенство
1) (− ∞; 8) 2) (− ∞;1). 3) (8; +∞). 4) (1; +∞)
8. Решите систему неравенств:
Часть 2.
9. Найдите отрицательный корень уравнения 2х2 -50=0
10. Решите уравнение:
.
11. Найти значения а, при которых уравнение
имеет два различных корня.
12. Решите систему уравнений:
13. Два велосипедиста одновременно отправились в 130-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым.