СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения итогового контроля по русскому языку за курс 7 класса. Задания соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Расчитана на 20 минут времени.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса»

Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 класс

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Проснувшись, капитан Грэй на какое-то мгновение забыл, как он попал в эти места. С немалым удивлением обнаружил он счастливый блеск раннего утра. Всё вокруг было залито солнечным светом.

Он увидел крутой обрыв берега среди ярко-зелёных ветвей деревьев и манящую даль синего моря. Внизу шипел тихий прибой. Блестела на солнце трава, пели птицы. Влажные цветы были похожи на только что умытых холодной водой детей.

Холодная капля росы медленно растекалась по сонному лицу. Поднявшись с земли, Грэй быстро пошёл вперёд. Он выбрался из небольшой рощицы. Перед ним был кустарник, разбросанный3 по склону холма. Колючие кусты постоянно цеплялись за него, мешая движению. Наконец капитан выбрался на открытое место, которое заросло пёстрыми цветочками. (По А. Грину)


1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1. Капитан Грэй проснулся солнечным утром.

    2. Когда Грэй проснулся, он увидел синее море.

    3. Мокрые от росы цветы автор сравнивает с умытыми холодной водой детьми.

    4. На склоне холма в беспорядке росли деревья.

    5. Выбравшись из небольшой рощицы, Грэй подошёл к морю.

Ответ: ____________________________________________________________________


2. Найдите многозначное слово во 2-м предложении 2-го абзаца. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ: ____________________________________________________________________


3. Выполните морфологический анализ слова, обозначенный в тексте цифрой 3.

Ответ: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

    1. Мы долго говорили (на)счёт похода.

    2. (В)течени.. реки много водоворотов.

    3. (Не)взирая на дождь, мы собирались на экскурсию.

    4. Дельфин показался (с)боку и поплыл рядом с лодкой.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


5. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

    1. Я сделаю проектную работу так(же), как ты.

    2. У правды язык суров, за(то) душа добра.

    3. Я читаю то(же) самое, что и ты.

    4. Врач приехал, что(бы) помочь больному.

Ответ: ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Обоснуйте Ваш выбор.

    1. Я прыгая с камня на камень умел быстро переходить горную речку.

    2. Между деревьями тесно прижавшимися друг к другу царит полумрак.

    3. Пробегая по листве деревьев лёгкий ветерок чрезвычайно освежал меня.

    4. Путники вышли из деревни и направились к синеющей вдали роще.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 класс

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Серёжа быстро шёл по влажной траве, всё ещё отягощённой3 росой, к дальнему озеру. Низкие луговые колокольчики приветливо кивали ему синими головками, отовсюду слышались звонкие птичьи голоса.

Вблизи озеро было прозрачное. Его песчаный берег был совершенно чист. В озеро впадал ручей из родника, находящегося рядом. В водовороте плавали головастики.

Серёжа охотно выпил из ладоней родниковой воды. А потом стянул через голову рубашку, сбросил штаны и, подняв фонтан брызг, влетел в озеро. Он плыл в верхнем тёплом слое воды, распластавшись, как лягушка. И всё-таки его ноги обжигало холодом. Тогда мальчик пугался и поворачивал к берегу. Так здорово преодолеть опасность! А потом где-нибудь на печке вспомнить о своём удальстве и уже испугаться по-настоящему. (По С. Романовскому)


1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Серёжа шёл по росистой траве к реке.

  2. В реке, находящейся недалеко от озера, плавали головастики.

  3. Когда мальчик плыл, его ноги обжигало холодом.

  4. Главный герой испугался лягушки и поплыл к берегу.

  5. По дороге к озеру росли колокольчики.

Ответ: ____________________________________________________________________

2. Найдите многозначное слово в 4-м предложении 3-го абзаца. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Ответ: ____________________________________________________________________


3. Выполните морфологический анализ слова, обозначенный в тексте цифрой 3.

Ответ: ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

    1. (В)течени.. этого года оценки Павлика стали лучше.

    2. (В)продолжени.. получаса шёл сильный снег.

    3. (На)встречу с известным писателем пришли школьники.

    4. Катя прошла в комнату, (не)смотря в сторону брата, открывшего дверь.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


5. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

      1. Бабочка раскрыла крылья, что(бы) взлететь.

      2. Моя подруга задержится, за(то) принесёт торт.

      3. Тучи ползли по небу так(же) скучно и уныло, как и вчера.

      4. Мама сказала то(же), что и в прошлый раз.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________


6. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Обоснуйте Ваш выбор.

        1. Деревья и кустарники растущие в небольшом саду посажены в начале двадцатого века.

        2. Изучая итальянскую поэзию Яна читала книги ещё не переведённые на русский язык.

        3. Сделав необходимые вычисления архитекторы приступили к созданию макета здания.

        4. По берегу шёл напевая весёлую песенку паренёк в белой кепке.

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Система оценивания итоговой контрольной работы

7 класс

Вариант 1

1.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ: 1, 2, 3


Верно указаны все номера предложений

2

Допущена одна ошибка

1

Допущены две ошибки и более

0

Максимальный балл

2


2.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание многозначного слова: шипел;

  2. самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: Иван Семёнович шипит: «Спи!».

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

ИЛИ

    1. распознавание многозначного слова: тихий;

    2. самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: Таня была девочкой мягкой и тихой.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.

ИЛИ

      1. распознавание многозначного слова: прибой;

      2. самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: У самого прибоя стояла избушка.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях


1. Распознавание многозначного слова в тексте


Верно найдено многозначное слово

1

Неверно найдено ИЛИ не найдено многозначное слово

0

2. Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении


Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в составленном предложении может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)

1

Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


3.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Выполнение морфологического анализа

Разбросанный (кустарник) - причастие.

  1. Обозначает признак предмета по действию (какой?). Образовано от глагола разбросать.

Н. ф. - разбросанный.

  1. Морфолог. признаки:

пост. - страдат., прош. вр., сов. вид, невозвр.;

непост. - в полн. ф., в ед. ч., в м. р., в И. п.

  1. Кустарник (какой?) разбросанный по склону холма.


Анализ выполнен верно

3

При анализе допущена одна ошибка

2

При анализе допущены две ошибки

1


При анализе допущено более двух ошибок

0


Максимальный балл

3


4.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложений с предлогом: Мы долго говорили насчёт похода. Невзирая на дождь, мы собирались на экскурсию;

  2. правильное написание предлогов: насчёт, невзирая на



1. Распознавание предложений



Правильно определены и выписаны два предложения

1


Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ

Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ

Оба предложения не выписаны

0


2. Правильное написание предлогов



В написании предлогов орфографических ошибок нет

1


В написании предлогов допущена одна ошибка или более

0


Максимальный балл

2


5.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложений с союзом: У правды язык суров, зато душа добра. Врач приехал, чтобы помочь больному;

2) правильное написание союзов: зато, чтобы





1. Распознавание предложений



Правильно определены и выписаны два предложения

1


Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ

Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ

Оба предложения не выписаны

0




2. Правильное написание союзов



В написании союзов орфографических ошибок нет

1


В написании союзов допущена одна ошибка или более

0


Максимальный балл

2


6.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложения и места постановки запятой: Пробегая по листве деревьев, лёгкий ветерок чрезвычайно освежал меня;

  2. обоснование выбора предложения: деепричастный оборот в начале предложения выделяется запятой. ИЛИ

х

[|д,о.|, =].

Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.



1. Распознавание предложения и места постановки запятой



Правильно определено предложение и место постановки запятой

1


Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно.

ИЛИ

Ответ неправильный

0


2. Обоснование выбора предложения



Верно обоснован выбор предложения

1


Обоснование отсутствует.

ИЛИ

Обоснование неправильное

0


Максимальный балл

2










Вариант 2

1.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ: 3, 5


Верно указаны все номера предложений

2

Допущена одна ошибка

1

Допущены две ошибки и более

0

Максимальный балл

2


2.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание многозначного слова: ноги;

  2. самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: В комнате всё перевёрнуто вверх ногами.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное

слово употреблено в иных значениях.

ИЛИ

  1. распознавание многозначного слова: обжигало;

  2. самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: Я обжёг руку утюгом.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное

слово употреблено в иных значениях.

ИЛИ

      1. распознавание многозначного слова: холодом;

      2. самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.

Вариант ответа: От собеседника Саши веяло холодом.

Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях


1. Распознавание многозначного слова в тексте


Верно найдено многозначное слово

1

Неверно найдено ИЛИ не найдено многозначное слово

0

2. Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении


Дан правильный ответ; в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ; в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в составленном предложении может быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)

1

Дан правильный ответ; в предложении допущено более трёх ошибок.

ИЛИ

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


3.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Выполнение морфологического анализа

(По) отягощённой (траве) - причастие.

  1. Обозначает признак предмета по действию (какой?). Образовано от глагола отяготить.

Н. ф. - отягощённый.

  1. Морфолог. признаки:

пост. - страдат., прош. вр., сов. вид, невозвр.;

непост. - в полн. ф., в ж. р., в ед. ч., в Д. п.

  1. По траве (какой?) всё ещё отягощённой росой.


Анализ выполнен верно

3

При анализе допущена одна ошибка

2

При анализе допущены две ошибки

1


При анализе допущено более двух ошибок

0


Максимальный балл

3


4.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложений с предлогом: В течение этого года оценки Павлика стали лучше. В продолжение получаса шёл сильный снег;

  2. правильное написание предлогов: в течение, в продолжение



1. Распознавание предложений



Правильно определены и выписаны два предложения

1


Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ

Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ

Оба предложения не выписаны

0


2. Правильное написание предлогов



В написании предлогов орфографических ошибок нет

1


В написании предлогов допущена одна ошибка или более

0


Максимальный балл

2


5.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложений с союзом: У правды язык суров, зато душа добра. Врач приехал, чтобы помочь больному;

2) правильное написание союзов: зато, чтобы





1. Распознавание предложений



Правильно определены и выписаны два предложения

1


Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ

Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ

Оба предложения не выписаны

0




2. Правильное написание союзов



В написании союзов орфографических ошибок нет

1


В написании союзов допущена одна ошибка или более

0


Максимальный балл

2


6.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложения и места постановки запятой: Сделав необходимые вычисления, архитекторы приступили к созданию макета здания;

  2. обоснование выбора предложения: деепричастный оборот в начале предложения выделяется запятой.

ИЛИ

X

[|д.о.|, =].

Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе



1. Распознавание предложения и места постановки запятой



Правильно определено предложение и место постановки запятой

1


Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно.

ИЛИ

Ответ неправильный

0


2. Обоснование выбора предложения



Верно обоснован выбор предложения

1


Обоснование отсутствует.

ИЛИ

Обоснование неправильное

0


Максимальный балл

2


Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный первичный балл за выполнение работы – 14.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале:



Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-7

8-10

11-12

13-14