Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.
1 вариант.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________________________
Часть 1
Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слова?
А) фонетика б) морфемика в) лексикология г) морфология
2. Укажите слова какой части речи склоняются?
А) глагол б) имя существительное в) наречие г) предлог
3. Укажите существительное с окончанием Е.
а) рассказывал об авари.. б) ошибка в упражнени.. в) заботиться о здоровь... г) был в Сибир.. 4. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м б) ш..фёр, приш..л, ткач..м в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад
5. В каком ряду во всех словах пишется -тся:
а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся. г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.
в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся. б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.
6. Какое слово неправильно разобрано по составу?
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) бежать б) катиться в) мчаться г) нестись
8. В каком ряду во всех словах пишется И
а ) вал..т, вид..л, высп..шься, леч.. мся б ) зависи..т, обид..л, обвар..шь слыш..м
в ) свищ..т, выглад..л, слыш..шь, стел.. м г ) смотр..т, кле..л, пил..шь, тащ..м
9. В каком примере «не» пишется слитно?
а) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу. б) Бабушке сегодня (не)здоровится.
в)(Не)бойтесь холода, закаляйтесь! г) Никто (не)мог предположить, что так похолодает.
10. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
а) нож.., мяч.., помощ.. б) мыш.., ран..ше, у руч..я
в) ноч.., печ..ка, руж..ё г) мелоч.., много дач.., печ..
11. Найдите ошибку в рассуждении:
а) ранн..ю порою - Е, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)
б) в поздн..ю пору - Ю, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., вин. (окончание -юю)
в) свеж..й зеленью - И, потому что сочетания букв жи-ши пишутся всегда через -и
12. Найдите ошибку в ударении.
а) алфавИт б) квАртал в) красИвее г) звонИт
13. В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?
а) к..нец, зар..сли, зац..пить б) изм..нение, по..виться, предл..гать
в) соед..нить, расст ..лил, увл..чение г) созд..ется, л..сной, прибл…жение
14. Найдите верное утверждение о предложении: Ветер, ты могуч!
а) главные члены – ветер могуч б)это предложение не осложнено
в) это предложение повествовательное г) это предложение распространённое
15. Найдите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.
а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.
в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
г) Не кричи так жалобно, кукушка
16. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
а) полет б) ехать в) южный г) подъём
17. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.
A. У меня прямо начиналось головокружение, когда я видел на улице мороженщика со своей тележкой.
Б. Но тогда это было что-то особенное.
B. Конечно, я его люблю и сейчас.
Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.
а)Г, А, Б, В б)А, Г, Б, В в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А
18. У какого слова лексическое значение определено неверно?
а) невежливый - грубый, неучтивый б) жюри - человек, который руководит конкурсом
в) изморось - очень мелкий дождь г) бирюзовый - зеленовато-голубой
19. Найдите сложное предложение (знаки не расставлены)
А) Но вот открылась боковая дверь и в сени вошли люди.
Б) Она посмотрела вслед уходящей маме и горько заплакала.
В) Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
20. Выберите пары антонимов:
А) смелый-трусливый б) мудрый-глупый в) щедрый-скупой г)белый-светлый д)большой-низкий е)север-запад
21. Выберите правильный ответ (какие гласные пишутся на месте пропуска):
Птиц.., конституц..я, на ц..почках, мотоц..кл
А) и, и, и, и Б) и, ы, ы, ы В) ы, ы, и, ы Г) ы, и, ы, и
22. Выберите правильный ответ (какие гласные пишутся на месте пропуска):
Отр..сль, подр..сти, прил..гательное, изл..жение
А) а, о, а, о Б) а, а, а, о В) о, а, о, а Г) о, о, о, а
23. Найдите предложение с обращением (знаки не расставлены):
А) Добро пожаловать скворцы
Б) Золотая осень неповторима
В) Любите свой родной край.
24. Почему в словах замирать, избирать, устилать в корне пишется И?
А) На корень не падает ударение Б) Перед л и р в корне пишется И В) В этих корнях всегда пишется И Г) После корня стоит суффикс А
25. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены)
А) Опустились лёгкие снежинки на лесные тайные тропинки
Б) Здравствуй старая знакомая ласково проговорила лиса
В) Прилетели в лес метели замостил мороз мосты
Г) Лиса зло посмеивалась над Серой Шейкой
Часть 2
(1)Мы это так понимаем, что всё ... болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)
В1. Определите тип речи: а) описание; б) рассуждение; в) повествование.
В2. В предложении (1) найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.
В3. Из предложения (5) выпишите служебные части речи.
В4. Из предложения(3) выпишите глагол несов. вида, I спряжения в форме прош.вр., ед.ч., ср.р.
В5 Сколько грамматических основ в предложении 3? Ответ запишите цифрой.
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.
2 вариант.
Фамилия, имя, класс_______________________________________________________________
Часть 1
В каком ряду даны понятия, относящиеся к разделу «Синтаксис»?
А) местоимение, форма слова, время глагола Б) окончание, основа, приставка В) ударение, мягкий звук, гласный Г) предложение, словосочетание, дополнение
2. Укажите слова какой части речи спрягаются?
А) имя прилагательное б) междометие в) глагол г) наречие
3. Укажите существительное с окончанием Е.
а) расположился на сидень.. б) не знал о событии.. в) путешествовал по Инди.. г) сидел на лошад..
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е(Ё)?
а ) щ...ки , плеч...м , испеч...м б ) яркой свеч...й , ш...л , крыш...й
в ) ж...лтый , саж...й , под душ...м г ) товарищ...м , гараж...м , силач...м
5. В каком ряду во всех словах пишется -тся:
а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит...ся целый день.
б ) Не оставь меня , кум милый. Дай ты мне собрат...ся с силой.
в ) Но курам никогда до облака не добрат...ся.
г ) Как взмолит...ся золотая рыбка.
6. Какое слово неправильно разобрано по составу?
7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а ) маленький б ) миниатюрный в ) небольшой г ) младший
8. В каком ряду во всех словах пишется Е?
а ) плач..т, се..л, зате..шь, вид..мся б ) хохоч..т, обид..л, откро..шь, слыш..м
в ) свищ..т, та..л, бре..шь, спрашива..м г ) кол..т, ненавид..л, стел..шь, бор..мся
9. В каком примере «не» пишется слитно?
а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.
б ) В прошлом году (не) было сильных морозов.
в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома.
г ) Дедушке (не) нравится моё пение.
10. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?
а ) гореч... , кирпич... , горяч…, встреч… б ) пять дач... , ноч... , глуш..., туч…
в ) вещ... , доч... , палач..., реч… г ) два руч...я , полноч... , озимая рож...
11. Найдите ошибку в рассуждении:
а ) могуч..го дуба - в безударных окончаниях прилагательных муж. рода ед. числа в род. падеже после шипящих пишется всегда е
б ) чай горяч... - пишется Ь после шипящей, потому что это прилагательное муж.рода
в ) в бескрайн...й степи - в окончаниях прилагательных в женском роде , предложном падеже, единственном числе после мягких согласных пишется Е
12. Найдите ошибку в ударении.
а) катАлог б) квАртал в) включИт г) тОрты
13. В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?
а ) разд...вать , увл...кать , гл...тать б ) выт..рать, отл...чаться , р..сток
в ) р...бина , к...лина , к...нфета г ) изл...жение , выр...с , обл...гчить
14. Найдите неверное утверждение о предложении: Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
а ) это предложение повествовательное б ) это предложение простое
в ) главные члены - тучи собирает г ) это предложение распространённое
15. Найдите предложение с ошибкой в постановке знаков препинания.
а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.
б ) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь .
в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.
г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.
16. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие:
а ) песня б ) шубка в ) жук г ) помощь
17. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.
А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан.
Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.
В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с шишкой на переносье.
Г. Собственно головы у него, казалось, не было.
а ) А , Г , Б , В б ) Г , В , А , Б в ) В , Г , Б , А г ) А , Г , В , Б
18. У какого слова лексическое значение определено неверно?
а) невежливый - грубый, неучтивый б) жюри - человек, который руководит конкурсом
в) изморось - очень мелкий дождь г) бирюзовый - зеленовато-голубой
19. В каком предложении надо поставить тире (знаки не расставлены):
А) Рассвет уже всё заметнее.
Б) Молодые деревья раньше желтеют.
В) Россия страна загадок.
20. Выберите пары антонимов:
А) надменный-скромный Б) отсталый-трусливый В) мудрый-подлый Г) гигант-карлик
Д) щедрый-скупой
21. Выберите правильный ответ (какие гласные пишутся на месте пропуска):
Куриц.., ц..плёнок, лекц..я, ц..ркуль
А) и, и, и, ы Б) ы, и, ы, ы В) ы, ы, и, и Г) и, и, ы, и
22. Выберите правильный ответ (какие гласные пишутся на месте пропуска):
Р..сток, изл..гать, зар..стёт, недор..сль
А) а, о, а, а Б) о, а, а, о В) а, а, о, о Г) о, а, о, а
23. Найдите предложение с обращением (знаки не расставлены):
А) Передайте мне эту тарелку
Б) Приходите ко мне на день рождения
В) Дорогая мама поздравляю с Новым годом
24. Почему в словах удирать, прибирать, замирать в корне пишется И?
А) В этих корнях всегда пишется И Б) Перед Л и Р всегда пишется И В) Корень в безударной позиции Г) За корнем следует суффикс А
25. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены)
А) Он говорил что всё умеет
Б) И сказала скалка мне Федору жалко
В) Если ночью был иней днём снег не выпадет
Г) Ты успеешь сегодня почитать книгу
Часть 2
(1)Мы это так понимаем, что всё ... болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)
В1. Определите тип текста: а ) рассуждение; б ) описание; в ) повествование.
В2. В предл. (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.
В3. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
В4. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.
В5. Сколько грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.