| Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
| 1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
| 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты, кусочку зеленого яблока или лимона, и просит попробовать на вкус. | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Скажите ребята, что объединяет эти предметы? (кислый вкус) -Какое вещество изучаемое в химии ,содержатся в этих предметах ? (аскорбиновая кислота) -Узнали ли вы, выданное вам вещество? -узнали,аскорбиновая кислота. | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
| 2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Какова тема нашего урока? (Кислоты) Часто ли в жизни вам встречаются кислоты? -Довольно часто В чем? -В овощах и фруктах., в зернах бобовых Можете ли вы назвать цель нашего урока? (дети называют) учитель конкретизирует цель урока на слайде. Что нам нужно сделать, чтобы добиться нашей цели? (алгоритм) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” |
| 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | «Открытие нового знания» -Можно ли распознать кислоты так, как это вы проделали с аскорбинкой и другими фруктами? (нет) -Почему? (Это опасно для здоровья) Как же можно определить кислоты без риска для жизни и здоровья? (с помощью других веществ и реакций) Учащиеся занимают рабочие места за столами ,делятся на группы. | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения |
| 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. Как вы думаете, что находится в одной из пробирок? (В одной из них кислота) Как мы сможем определить в какой пробирке находится кислота? В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами .Напомните правила техники безопасности при выполнении работ (в это время правила безопасности на слайде) (учащиеся называют правила работы с со щелочами, кислотами .стеклянной посудой).Как же мы сможем определить в какой из пробирок находится кислота? -Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты - Чем нужно воспользоваться (индикатором) - Выбирите нужный индикатор Пользуясь таблицей на слайде ,учащиеся определяют ,в какой из пробирок находится кислота. | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем |
| 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? (Атомы водорода) Исходя из состава .давайте с вами дадим определение понятию кислота (дети делают предположения) .На слайде появляется определение кислот. -Обратите внимании на формулы кислот. Рассмотрите их и ответьте на вопрос: можно сл сгруппировать кислоты? По какому признаку? Учащиеся работают в парах и выдвигают гипотезы классификации. (основой является водород .по числу атомов водорода кислоты можно разделить на 1.одноосновные 2 двухосновные 3трехосновные (основой является наличие атомов кислорода) 1 кислородсодержащие 2 бескислородные Третий признак (по растворимости) Учащиеся по таблице растворимости определяют кислоты растворимы е и нерастворимые -Предлагаю вам немного подумать и сказать .сможете ли вы дать характеристику кислоте .формула которой записана у вас на листе с заданием. (учащиеся выполняют задание) | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
| 3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | -Что нового мы сегодня узнали? -Какую цель нам необходимо было достичь? Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют индивидуальную, парную и групповую. | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
| 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Можно ли считать .что цель, которую вы перед собой ставили достигнута? Я узнал ,что кислоты, это… Я узнал ,что кислоты имеют признаки… Мне важно это знать ,так как… | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |