СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый индивидуальный проект: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-познавательный проект "Функционаные стили русского языка. Особенности использования".

Просмотр содержимого документа
«Итоговый индивидуальный проект: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» города Магнитогорска



Тип проекта: информационно-познавательный

Тема итогового индивидуального проекта:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ





Проект выполнил:

обучающийся 7 «» класса

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы



Работа допущена к защите 10 марта 2022г.

Подпись руководителя проекта: __________ /







Магнитогорск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………4-10

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие стиля. Классификация стилей речи………………………………………4 -5

1.2. Функциональные стили книжно-литературного языка………………………………5

1.3. Научный стиль речи…………………………………………………….…………….5-6

1.4. Официально — деловой стиль речи…………….……………………………………6-7

1.5. Публицистический стиль речи ………………………………………………………7-8

1.6. Художественный стиль речи ……….…………………………………………………9

1.7. Разговорный стиль речи………………….……..……………………………..…….9-10

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………… .……………………………………………….……..11

2.1. ССЫЛКА НА ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ……..…….……………….11-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………………………..13





ВВЕДЕНИЕ

Основные сферы использования русского языка  — это печать, телевидение, интернет-пространство, кино, наука, образование, законодательство, делопроизводство, бытовое общение культурных людей.

Обучающийся должен понимать, что языковые средства, которые целесообразно употреблять при написании статьи в школьной газете, не годятся в лирическом стихотворении; научный оборот неуместен в обиходной речи; разговорная конструкция недопустима в официальном письме.

В этом мы видим актуальность темы проекта. Именно информационно – познавательный проект даёт возможность рассказать сверстникам о функциональных разновидностях литературного языка: грамотный человек обязан знать основные функциональные стили русского языка, уметь их различать и использовать свои знания в повседневной жизни.

В проекте даны основные определения из курса русского языка по теме «Функциональные стили русского языка».

Целью проекта является изучение функциональных стилей русского языка и их особенностей, а также выработка умения различать эти стили. Надеюсь, проект поможет вызвать интерес к этой теме у одноклассников. Также надеемся вызвать интерес к теме с помощью тренировочных упражнений, таким образом можно проверить свои знания.

Задачи исследования:

— изучение понятия «стиль речи» и классификации стилей речи;

— изучение особенностей каждого стиля речи;

— создание интерактивного тренировочного упражнения в сервисе LearningApps.org.

Методы исследования:

— теоретические (анализ литературы, систематизация знаний, теоретические обобщения);

— информационные (поиск, обработка информации, создание мультимедийного продукта).

План работы над проектом:

— изучить литературу по теме, проанализировать найденный материал, систематизировать свои знания и сделать теоретические обобщения;

— приготовить презентацию и представить продукт проекта - интерактивное тренировочное упражнение в сервисе LearningApps.org


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие стиля. Классификация стилей речи

Правильно построить речевое произведение, подобрать необходимые слова, грамотно их произнести или написать — всё это возможно лишь при наличии средств языка. Нормами литературного языка «ведает» стилистика.

Стилистика — это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения.

Слово «стиль» происходит от лат. stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова.

Вскоре слово «стиль» стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.

Стиль – это разновидность языка, которая характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке.

Чем отличается ваша речь в первом случае, чем – во втором? В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь. Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.

Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.

Важнейшая функция языка – общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились функциональные разновидности языка – книжная и разговорная, представленные функциональными стилями.

Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями.


Классификация стилей речи


Функциональные стили речи


Разговорный Книжные


Научный Официально-деловой Публицистический Художественный


1.2. Функциональные стили книжно-литературного языка

Поскольку книжный литературный язык обслуживает разные стороны жизни общества, он подразделяется на функциональные стили такие разновидности книжного языка, которые свойственны различным сферам человеческой деятельности и обладают определённым своеобразием в использовании языковых средств.

Выделяются следующие функциональные стили современного русского книжно-литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах конкретных видах текстов, обладающих, с одной стороны, специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а с другой общностью, которая обусловлена тем, что определённые группы жанров принадлежат к одному функциональному стилю (например, такие речевые жанры, как статья закона, деловое письмо, инструкция, заявление, принадлежат к официально-деловому стилю).

1.3. Научный стиль речи

Научный стиль — разновидность книжного стиля литературного языка. Научный стиль зародился в античную эпоху, когда в языке начала создаваться научная терминология. Он применяется в устной и письменной речи для общения в области науки и техники, он ориентирован на систематизацию знаний. Научному стилю присущи общие условия функционирования и определённые языковые особенности: предварительное обдумывание, монологический характер высказывания, строгий отбор языковых средств. Научный стиль отличается тщательным отбором языкового материала (аргументов, фактов). Основная функция научного стиля — точная передача и доказательное изложение научной информации. В научном стиле можно выделить такие речевые жанры: статья, монография, диссертация, учебник, рецензия, обзор, аннотация, научный комментарий текста, доклад на специальную тему, лекция некоторые другие. Школьный индивидуальный проект обучающегося тоже нужно отнести к научному стилю.

Образцы научного стиля:

Аллергия (греческий allos — другой и ergon — действие) — повышенная чувствительность организма к различным веществам, связанная с изменением его реактивности. Термин был предложен австрийскими педиатрами Пирке и Шиком (С. Pirquet, В. Schick, 1906) для объяснения наблюдаемых ими явлений сывороточной болезни у детей при инфекционных заболеваниях. Повышенная чувствительность организма при Аллергии специфична, то есть она повышается к тому антигену (или другому фактору), с которым уже ранее был контакт и который вызвал состояние сенсибилизации.

(Большая медицинская энциклопедия)

Среди разнообразных причин старения в последнее время всё чаще упоминают трансляционные ошибки, или ошибки в синтезе белка. Все белки в наших клетках синтезируются специальными молекулярными комплексами — рибосомами, состоящими из специальных рибосомных РНК и рибосомных белков. Информация о белке приходит к рибосомам на длинной матричной РНК (которая, в свою очередь, представляет собой копию с того или иного гена в ДНК). Рибосомы читают последовательность нуклеотидов в матричной РНК и в соответствии с ней собирают полипептидную цепь из аминокислот.

(Журнал «Наука и жизнь». — 2022. — №3) Мы видим, что в обоих текстах отчётливо выражена тенденция к однозначности употребляемых слов и терминов. Статьи отличаются строгой логичность изложения, значительным числом специальных терминов, лексика используется преимущественно книжная, преобладают сложные предложения.

1.4. Официально – деловой стиль речи

Официально-деловой стиль — это стиль, который используется для написания различных служебных документов, деловых бумаг: заявлений, докладных записок, протоколов и др. Основная функция делового стиля — точная передача деловой информации. Для него характерно наличие стандартной внешней формы, отражающей определённый порядок и регламентированность деловых отношений; точность формулировок (которая исключала бы неоднозначность понимания); некоторая безличность и сухость изложения (выносится на обсуждение, а не мы выносим на обсуждение; отмечаются случаи невыполнения обязательств и т.п.).

В связи с этими свойствами официально-делового стиля большую роль в нём играют устойчивые, клишированные обороты: вменить в обязанность, ввиду отсутствия, принять меры, за неимением, по истечении срока и т.п.

Здесь выделяется значительное число речевых жанров: закон, резолюция, коммюнике, дипломатическая нота, договор, инструкция, объявление, рапорт, объяснительная записка, жалоба, заявление, различные виды судебно-следственной документации: протокол, обвинительное заключение, акт экспертизы, приговор и т. п.

Образцы официально-делового стиля:

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы… (из статьи 37 Конституции РФ)

Учитывая волеизъявление народа Луганской Народной Республики, отказ Украины от мирного урегулирования конфликта в соответствии с Минскими соглашениями, признать Луганскую Народную Республику в качестве суверенного и независимого государства… (из указа Президента РФ от 21.02.2022г. № 72 "О признании Луганской Народной Республики")

Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания (из заявления).

Все эти отрывки из разных документов относятся к официально-деловому стилю, на это указывает жанр, в котором они составлены, точные формулировки, стандартные внешние формы, устойчивые обороты (без сохранения содержания, урегулирование конфликта, независимое государство, требования безопасности и т. д.)

1.5. Публицистический стиль речи

Публицистический стиль (от лат. publicus — «общественный») — это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Он характерен прежде всего для средств массовой информации — газет, телевидения. Он используется также во всех случаях, когда наряду с передачей определённого содержания необходимо воздействовать на читателя или слушателя: внушить ему какие-то идеи, побудить к той или иной деятельности и т.п.

Сочетанием двух функций языка — информационной и агитационной (побудительной) — и отличается публицистический стиль от научного и официально – делового. Именно поэтому публицистический стиль соединяет в себе экспрессивные, стилистически-окрашенные средства языка и нейтральные.

Агитационная направленность публицистического стиля находит выражение в использовании экспрессивно-оценочной лексики и фразеологии: труженик, вояка, пособник, злодеяния, работать с огоньком, дать отпор и т. п. В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражается отношение автора к высказыванию.

В публицистическом стиле выделяются следующие подстили: газетно-публицистический (язык газеты); официальный политико-идеологический (политические постановления и т. п.); массово-политический (выступления на политических собраниях), агитационный (призывы, листовки, воззвания и т. п.).

Выделяются следующие жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия, доклад на политические, экономические и тому подобные темы, корреспонденция, интервью, спортивный комментарий, выступление на митинге или собрании и нек. др.

Образцы публицистического стиля:

Канадцам хватило пороху лишь на первый период, когда они сумели сохранить в неприкосновенности свои ворота. Даже превосходная реакция канадского вратаря не спасла его партнёров от крупного поражения — 0:5. (Сов. Россия. – 1988. – 26 фев.)

Патриотизм это не право, а обязанность, хоть и кровная, почетная, но тяжелая обязанность, которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли, что отдана ему под Отечество. Пусть не восторгаться, но гордиться каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем не повредит. Армянину, что он армянин, эстонцу, что он эстонец, еврею, что он еврей, а буряту, что бурят. Позвольте уж и русскому пристраститься к этой шеренге семьи вольной. Кое-какие заслуги перед мировой культурой и цивилизацией есть и у него. (В. Распутин «К вопросу о патриотизме»).

В отрывках, приведённых нами в качестве примера публицистического стиля, используется экспрессивно-оценочная лексика (превосходная реакция, кровная обязанность, хватило пороху, гордиться принадлежностью); кроме сообщения читатель понимает отношение автора к высказыванию, так как речь его образна, эмоциональна и призывна.


1.6. Художественный стиль речи

В учебнике «Русского языка» за 7 класс авторы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова относят язык художественной литературы к одному из функциональных стилей литературного языка. Хотя эта точка зрения не единственная и подчас считается ошибочной. Для нас важным при изучении художественной литературы будет то, что для художественной речи характерным является использование всех языковых средств, и не только единицы функциональных разновидностей литературного языка, но и элементы просторечия, социальных и профессиональных жаргонов, местных диалектов. Отбор и употребление этих средств писатель подчиняет эстетическим целям, которых он стремится достичь созданием своего произведения.

То, как в художественном тексте сочетаются разнообразные языковые средства, какие стилистические приёмы использует писатель, как он «переводит» понятия в образы и т. д., составляет предмет стилистики художественной речи. Наиболее ярко и последовательно принципы и методы этой научной дисциплины отражены в трудах академика В. В. Виноградова.

Мы, как обучающиеся общеобразовательной школы по определённой программе, должны запомнить, что так называемый художественный стиль речи относится к книжному и он вобрал в себя все языковые средства языка.


1.7. Разговорный стиль речи

Разговорная речь — это речь непринуждённая, без специального предварительного отбора языковых средств. В ней часто используется разговорная и просторечная лексика. Разговорная речь создаётся в процессе говорения и зависит от ответной реакции собеседника (собеседников). Большую роль в звучащей речи играет интонация, логическое ударение, темп, паузы. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами, мимикой.

Отличительной чертой разговорного стиля является неофициальный характер отношений между участниками общения, их непосредственное участие в разговоре.

Эта разновидность литературного языка не столь чётко членится на речевые жанры. Однако и здесь можно выделить различные речевые особенности – в зависимости от условий, в которых происходит общение, от взаимоотношений участников разговора и т. п.: сравните, например, беседу друзей, сослуживцев, разговор за столом, разговор взрослого с ребёнком, диалог продавца и покупателя и др.



Образцы разговорной речи:

— Тридцать пятый у вас есть тапочки?

— Рядом.— А вот эти шлёпки сколько стоят?

— Цена на подошве, переверните. (Из разговора в обувном магазине)


— Маша, ты просто не представляешь, какие у нас соседи. У них четыре собаки и двое маленьких детей. Там целый день: гав, гав. Я чувствую себя, как в будке целый день. А дети начинают бегать – потолок трясётся. (Монолог соседки).

Оба отрывка мы относим к разговорному стилю речи, так как им присуще такие черты, как неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность (сравните, например с чтением защиты проекта, текст которого написан заранее), непосредственность контакта между участниками общения.

























2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Продуктом проектной деятельности, который представлен в практической части, является интерактивное тренировочное упражнение в сервисе LearningApps.org

Ознакомиться с ним можно, пройдя по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=ppobf115t22

https://learningapps.org/display?v=p6j9058aj22

Тренировочное упражнение может быть использовано на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, при изучении школьниками темы «Функциональные стили речи».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении к проекту хочется отметить, что было выполнено всё запланированное. Мы выполнили поставленные задачи к проекту, изучив литературу и систематизировав полученные знания. Было интересно искать и обрабатывать полученную информацию, а также учиться создавать тренировочные упражнения в сервисе LearningApps.org., а после создания – выполнять, пройдя по ссылке.

Также увлёк процесс подбора образцов текстов (публицистического, научного, официально-делового) для проекта. А тексты – образцы разговорной речи - было решено придумать самостоятельно.

Удивило, что художественный стиль речи академик В. В. Виноградов не относит к функциональным стилям, как указано в школьном учебнике. Оказывается, язык художественной литературы изучает научная дисциплина «Стилистика художественной речи».

Радует, что полученные при работе над проектом знания пригодятся во время учебного процесса на уроках русского языка. Надеемся привлечь внимание одноклассников к этой интересной теме «Функциональные стили русского языка».

Выбранный информационно - познавательный тип проекта дал возможность рассказать сверстникам о функциональных разновидностях литературного языка, о жанрах и особенностях, свойственных каждому стилю речи.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Антонова Е.С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.–М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320с.

2.Виноградов В.В... Наука о языке художественной литературы и ее задачи. М., 1958

3.Ладыженская Т. А. «Живое слово», М. , «Просвещение», 2016 г.

4. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина. – 19 изд. – М. : Просвещение, 2017

5. Русский язык: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2  ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский.— 3-е изд.— М.: Просвещение, 2014

6. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., науч. ред. Н.М. Шанский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. - С. 49-50

7. Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М: Просвещение, 2017. – С. 27-31, 186-189.

8. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 26-е изд., испр. И доп. – М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009

ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ


ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова (gramota.ru)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс