СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговый урок по теме: "Древняя Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по теме: "Древняя Русь"»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

Цель урока: повторить, обобщить и структурировать знания учащихся по теме Русь Древняя.

Тип урока: повторительно-обобщающий и систематизации знаний с использованием презентации Microsoft Power Point

Фома урока: урок-состязание

Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.

Воспитательные задачи:

- привитие интереса к изучению истории нашей Родины;

- воспитание внимательного отношения друг к другу во время групповой работы, умения слушать чужое мнение и корректно высказывать свою точку зрения

Используемое оборудование: 

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • Мультимедийная презентация «Русь Древняя»

  • Для каждого учащегося листки для работы.

  • Цветные фишки за правильные ответы

Ход урока: 

Эпиграф урока: "Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться". Нестор. (слайд 2)

Класс заранее делится на команды

 Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на котором мы повторим и обобщим знания, полученные в процессе изучения истории Древней Руси. Его мы проведем в форме состязания двух команд. Вам необходимо выбрать капитанов, которые в конце игры будут давать оценку работы каждого из группы и предлагать поставить заслуживающую его оценку.

Соревнование будет состоять из нескольких конкурсов:

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ, УЗНАЙ ГЕРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ, АУКЦИОН ВОПРОСОВ и др.

 В процессе изучения истории мы с вами познакомились с возникновением на территории Восточно-Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей.

В период изучения данной темы мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в эпиграфе сегодняшнего урока. (слайд 2)

"Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться". Нестор.

«Разминка»

1 Вопрос: В каком своем великом произведении монах Нестор написал эти строки и в каком веке?»

"Повесть временных лет". 1113 год.

(слайд 3)

Вопрос: Развитие экономических, политических и культурных процессов в Древней Руси породили большое количество новых понятий. Давайте сейчас вспомним, что же означали эти слова:


ВЕРВЬ (МИР) - община (коллектив земледельцев)

ПОЛЮДЬЕ – форма сбора дани («ходить по людям»)

УРОКИ – размер дани

ПОГОСТЫ – места сбора дани

ВЕЧЕ – народное собрание на Руси

КНЯЗЬ – вождь племени

ИДОЛ- Изображение божества для поклонения язычников. Из камня или дерева.

ПЕРУН - Бог грома и войны

РЯДОВИЧ – лица, служившие феодалам по договору (ряду), близкие к закупам

ХОЛОПЫ (ЧЕЛЯДЬ) – зависимые люди, бесправные, близкие к рабам

ХОРОМЫ – жилища князей и бояр

ФРЕСКА – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

ЖИТИЕ – биография человека, причисленного к лику святых


3 Вопрос: На каких территориях проживали различные славянские племена, как место жительства некоторых из них было связано с названием племен?

Поляне проживали в среднем течении реки Днепр, центром был город Киев. Славяне на озере Ильмень и на реке Волхов. Вятичи на реке Оке. Древляне проживали на севере от полян. Дреговичи на реке Припять. Название племени дреговичи произошло от слова «дрягва», что означает «болото». Место проживания было болотистым. Северяне – название произошло от того, что эти племена проживали на севере от полян. показывает на карте

Молодцы! Справились с заданием. Начинаем наше соревнование.

Итак, первый конкурс: «Соотнести даты и события»

На слайде (слайд 4) переставлены даты в хронологическом порядке и события. Но события перемешаны.

Ваша задача: правильно расположить события и даты. Каждая команда по одному представителю называет дату и соответствующее ей событие. При этом дату называем в том порядке, в котором они представлены на слайде.   За каждый правильный ответ дается 1 жетон (щелкать мышкой по пустому месту на слайде после каждого ответа)»

 Следующий конкурс «Узнай героя Древней Руси»

На слайде (слайд 10) представлены видные деятели Древней Руси. Я буду загадывать загадки про них, а вы должны догадаться, о ком идет речь. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку. За правильный ответ 1жетон.

 Итак, начали.

 1. Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир Святославович)

2.  Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

3.   Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

4.  Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

5.   Воин честный, храбрый, смелый,

Жизнь в походах проводил.

Но однажды на Дунае хан Куря его убил.

Повелел он чашу сделать.

Из нее вино стал пить.

Думал хан Куря, что это всех поможет победить.(Святослав)

6. Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем»,
Древлянами был уничтожен он. (Игорь)

Молодцы! Хорошо справились с этим конкурсом

 Внимательно посмотрите на доску (слайд 12 ).  



Следующий конкурс называется «Найди ошибки»

Представлен текст. Вам нужно найти не  менее 6 ошибок. На это вам дается 2 минуты. По истечении этого времени команды по очереди называют по 1 ошибке. За каждый правильный ответ дается 1 жетон

После пожара, уничтожившего дом и все хозяйственные постройки, боярин Микула пошел в замок к смерду просить у него «купу» для постройки нового жилища. Микула по бетонной дорожке подошел прямо к дверям замка. Его встретили хозяин замкасмерд Вышата. Он пригласил его попить чай. Долго Микула уговаривал Вышату, но тот так и не согласился дать ему в займы. За полученную «купу» Микула соглашался стать тиуном у Вышаты

 Смерд - крестьянин-общинник, свободный и лично зависимый (простолюдин)

Купа – ссуда. Закупы – свободные крестьяне, но зависимые люди, пока не выплатят взятую «купу». Сохраняли некоторые права, но могли подвергаться телесным наказаниям. При попытке бегства – превращались в холопов ( зависимых, близких к рабам).

Тиун – слуга, управляющий боярским или княжеским хозяйством.

Впервые о существовании чая в России узнали в 1638 г.,(в 17 веке) когда русский посол в Монголии Василий Старков привёз монгольскому хану богатые подарки от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял посла и, в свою очередь, передал через него разные подарки для русского царя. Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями. «А это что такое?» - с обидой спросил боярин, брезгливо указывая на них. «Мой самый дорогой подарок русскому царю», - ответил с улыбкой монгольский правитель. Не хотелось боярину возиться с невзрачными свёртками, да не решился он выбросить таинственный подарок. Так и привез он его в Москву. Попробовав неведомое «зелье» из далёкой страны, царь отёр парчовым рукавом бороду и приказал: «Ещё!».

В 1665 году русский посол в Китае Иван Перфильев снова привёз в Россию чай. Первым его попробовал придворный врач царя Алексея Михайловича, опасаясь предложить царю напиток, о котором не было сведений в травниках, но когда царь «занемог животом», его вылечили настоем чая.

Молодцы!  Следующий конкурс «Аукцион вопросов». (слайд 14)

Команда выбирает тему вопроса и его стоимость. Каждый вопрос стоит определенное количество баллов. Право ответа принадлежит команде первой понявшей руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество  баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ – та же сумма со счета команды снимается, и право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Следить за тем, кто первый поднимет руку, будут капитаны. На обдумывание дается 5 секунд.

 А сейчас мы определим, кто начнет игру.  Игру начнет команда, которая первая поднимает руку и ответит на вопрос «Кто был первый русский князь?» (Олег)

Далее конкурс КАПИТАНОВ называется «Вопрос - ответ». (слайд 55)

Я по очереди задаю вопросы капитанам. За правильный ответ 1 жетон

В заключении я предлагаю командам вспомнить, составить и записать как можно больше терминов и имен собственных, начинающихся с этих букв. (слайд 66) Все они должны иметь отношение к Древней Руси.

В Л П С Г Я О Б Р Х

Капитаны подсчитывают количество слов

Ответ:

Вира, вече, волхвы, власть, война, вал, вервь, вече, летопись, погост, посад, половцы, Перун, печенеги, полюдье, подол, становище, скань, соха, смерд, гривна, государство, гость, город, язычество, оброк, община, бояре, былины, раб, русская правда, рало, Русь, радимичи, ремесло, Рюрик, христианство, холоп, хазары, хоры и др.


Молодцы! Хорошо справились и с этим конкурсом. На этом наше соревнование подошло к концу. Мы попросим капитанов посчитать количество жетонов, и мы определим команду, которая победила в сегодняшнем соревновании.

Слово капитанам.

 Молодцы ребята. Вы успешно справились с задачей, восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.

 Выставление оценок. Командир каждой команды дает оценку работы каждого из группы и предлагает поставить заслуживающую его оценку.

  Домашнее задание: Придумать и записать рассказ о жизни в Древней Руси (по выбору) крестьянина, горожанина, купца, князя












ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Размер дани (урок)

2. Старший дружинник (боярин)

4. Начальник народного ополчения (тысяцкий)

5. Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (закуп)

6. Человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина (рядович)

11. Имя князя, который в 988 г. крестил Русь (Владимир)

12. Биография человека, причисленного церковью к лику святых (житие)

13. Имя киевского митрополита, который написал «Слово о Законе и Благодати» (Иларион)

14. Княжеские раздоры (усобица)

15. Наследственное земельное держание (вотчина)

16. В его правление был создан первый письменный свод законов (Ярослав)

17. Человек, выполнявший какие-либо повинности в пользу князя (смерд)

18. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани (полюдье)

19. Один из византийских монахов, создавших славянскую азбуку (Кирилл)




Список использованной литературы и Интернет ресурсов:


1. Древнерусское государство IX – XVII века учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.В. Гуляевой М. издательство «Академический проспект» 2006г.

2.. Литвинов А.В История становится ближе задачник М. «Народное образование» 1996г. стр.9-16

3. Пчелов Е.И. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы М. «Русское слово» 2007г.

4. Снегирева. Л.И Практикум по Отечественной истории учебное пособие для самостоятельной работы студентов ч.1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 2002г. стр. 9-26


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!