СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Юный турист - программа дополнительного образования

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дополнительному образованию для летних каникул

Просмотр содержимого документа
«Юный турист - программа дополнительного образования»



Содержание



Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования - ---------------3

Пояснительная записка ……..Ошибка! Закладка не определена.

Содержание программы 4

Планируемые результаты 6

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 6

Календарный учебный график 6

Условия реализации программы 7

Форма аттестации 7

Источники 8






























Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования


Пояснительная записка

Программа юный турист –путешественник имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована типовая программа Юный турист –путешественник. В отличии от действующих в данной программе уделяется большое внимание практической деятельности школьников исследованиям природы родного края, что способствует развитию (ТКД)учащихся.

Важнейшей задачей начальной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности. ТКД обладает большими возможностями, позволяя в комплексе решать образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные задачи. Походы выходного дня дают ребятам заряд бодрости и энергии, правильно организованное физическое воспитание способствует у детей развитию логического мышления, памяти, инициативы. Хорошая физическая подготовка является базой для туристской подготовки.

Программа расширяет и дополняет разделы: краеведение, мир природы, туризм, физ. подготовка, ориентирование, азбука безопасности и нацелен на:

  • развитие наблюдательности и внимания, физических качеств необходимых в повседневной жизни, когнитивных качеств личности.


  • воспитание ответственности за свои поступки, о воспитание собственного мнения и самостоятельного взгляда на жизнь.

  • формирование общеучебных навыков самостоятельного анализа

проблемы, ее осмысления, поиска решения, туристско-краеведческих и экологических знаний, бережного отношения к природе, основных правил техники безопасности, организовывать быт в походе.


Актуальность программы.

Учебно-воспита­тельный процесс требует от учащегося начальной школы в основном умст­венного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка на­правлена на активную физическую деятельность и непосредственное позна­ние окружающего его мира.

Содержание программы «Юный турист: изучаю родной край» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения.

Школьный краеведческий музей занимает в туристско-краеведческой деятельности особое место, выступая как своеобразная моделирующая система культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

История страны, города (своего населённого пункта), своей школы, улицы, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, эмоционального сострадания и соучастия, — вот что воспитывает младшего школьника как настоящего патриота и гражданина.


Отличительная особенность программы.

В основе замысла программы лежит- идея развивающего обучения (В.В.Да­выдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и специально подго­товленного организатора детской оздоровительно-познавательной, турист­ской деятельности (учитель, родитель, старший школьник). Содержание программы опира­ется на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружаю­щий мир» и предпола­гает активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой оздо­ровительно-познавательной деятельности.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образо­вательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.


Педагогическая целесообразность программы.

Программа направлена на то, чтобы через труд и стремление к познанию приобщить детей к туристическо-краеведческой деятельности.


Новизна программы заключается в том, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и понятным для детей, повысить интерес к туристическо-краеведческой деятельности.

Программа адресована детям 10-12 лет. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием разнообразных форм работы, в том числе игровых. Практические занятия проводятся во время туристско-спортивных мероприятия, экскурсий, а также на местности, в помещении (в классе, спортзале).


Содержание программы


Правила поведения юных путешественников

Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями. Правила поведения юных путешественников на экскурсии по зданию школы или в школьном краеведческом музее.

Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря. Обязанности завхоза по снаряжению.

Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.

Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе.

Телефоны аварийных служб.

Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.


Азбука туристско-бытовых навыков

Личное снаряжение юного путешественника для участия в туристской прогулке или экскурсии. Требования к рюкзачку юного путешественника. Обувь для лета, межсезонья и зимы. Требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор, дождевик, рукавицы и пр.). Личная посуда и средства личной гигиены.

Требования к упаковке продуктов для приёма пищи на прогулке или экскурсии. Укладка и регулировка рюкзачка. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с конкретными погодно-климатическими условиями и сезоном года.

Тенты и палатки: их назначение, устройство и правила ухода за ними.

Организация биваков и охрана природы. Понятия: бивак, охрана природы.

Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы.

Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий. Их свойства, назначение и использование.

Организация приёма пищи (приготовление пищи) на туристской прогулке в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой). Перекус и его организация.

Техника безопасности при приготовлении пищи.

Азбука туристского ориентирования

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам.

Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.

Ориентирование по компасу, азимут. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу.

Путешествие во времена года

Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители растений, птиц, насекомых, следов животных и т. д.

Природное наследие. Изменения в природе. Растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные, причудливые формы рельефа, растений. Голоса птиц и животных, следы их жизнедеятельности.

Оказание помощи братьям меньшим. Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии. Ведение совместно с родителями дневников наблюдений и впечатлений.

Путешествие в мир моей школы

Экскурсия в школьный краеведческий музей, библиотеку: выставка картин с изображением природы, пейзажей; выставка книг о путешественниках и природе родного края. Соблюдение правил поведения и культуры общения в музее. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты.

Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте. План школьного двора (территории). Назначение сооружений школьного двора. Стадион и спортивная площадка школьного двора. Условные знаки плана школьного двора. Ориентировка плана школьного двора по сторонам горизонта. Масштаб. Измерение расстояний на школьном дворе.

Виды растений (фауны) и животных (флоры) обитателей школьного двора. Пришкольный участок.

Экология школьного двора: охрана природы, загрязнение территории. Участие в природоохранных акциях.

Азбука путешественника

Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий.

Организация движения туристской группы по тропинкам и дорожкам в парке, по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах). Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.

Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимодействия в команде юных путешественников, взаимовыручка.

Зачётное мероприятие (однодневный поход)

Передвижение группы на местности с преодолением естественных препятствий (3-5 км). Организация взаимопомощи при преодолении препятствий. Ритм движения. Походная колонна.

Разбивка и обустройство лагеря группы. Установка тента для укрытия от дождя. Оборудование костра. Приготовление пищи на костре. Сервировка походного стола.

Соблюдение норм гигиены и санитарии. Соблюдение требований техники безопасности.

Выполнение обязанностей в системе должностно-ролевого самоуправления.

Подвижные игры на местности. Юмористические физкультурно-туристские состязания между командами или «Папа, мама, я — туристская семья».

Охрана окружающей среды. Трудовой десант — сохраним родной край потомкам!

Планируемые результаты:

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.


Учебно – тематический план



Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Правила поведения юных путешественников



2



2



-

Азбука туристко-бытовых навыков

4

1

3

Азбука путешественника

1

1

-

Азбука туристского ориентирования

5

1

4

Путешествие во времена года

4

1

3

Путешествие в мир моей школы

4

-

4

Зачётный летний однодневный поход

вне сетки

часов

-

вне сетки

часов

Итого

20

6

14





Условия реализации программы

Форма обучения – групповая, очная. Количество обучающихся в группе – 10 человек. Программа рассчитана на 10 учебных дней в летнее время. Занятия проводятся 1 раз в день по 2 часа. Общее количество часов программы – 20.

Данный курс носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды заданий, направленных на развитие физических, туристических способностей учащихся, умелого подхода к решению различных ситуаций. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при отдыхе на природе с родителями.

Форма аттестации

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

Входной мониторинг. Выявление расположенности детей к физическому и туристическому направлениям.

Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий, проведения устных опросов, викторин, дидактических игр, турслёта.

Итоговый контроль - мониторинг освоения программы и личностного развития обучающегося.

Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребёнка, является турслёт.


Литература для педагога:


  1. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

  2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». – М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с.

  3. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. – М., Вече, 1997. – 448 с.

  4. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.

  5. Константинов Ю.С. «Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие» - М., Издательство ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

  6. Куликов В. М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии» - М., ЦДЮТиК МО РФ, 2004.

  7. Маслов А.Г. «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

  8. Маслов А.Г. «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» - М., ФЦДЮТиК, 2007.

  9. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И., М., Большая российская энциклопедия, 1993.


Литература для детей и родителей

  1. Волович В.Г. «Академия выживания». – М., Толк, 1995. – 368 с.

  2. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.

  3. Карманная энциклопедия туриста./ Автор-сост. Шабанов А.Н. – М., «Вече», 2000.

  4. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Штюрмер Ю.А., М., Профиздат, 1985.

  5. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., Константинова Ю.В. «Словарь юного туриста» - М., ЦДЮТ, 2003. – 76 с.

  6. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М., «Физкультура и спорт», 1998.

  7. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И., М., Большая российская энциклопедия, 1993.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!