III. Совместное открытие новых знаний в форме исследования Физминутка звучит песня «Я, ты, он, она» Самостоятельная работа | Научить решать учебные задачи Выявить уровень усвоения материала | Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить классификацию по заданным критериям; заполнять предложенную схему с опорой на про- читанный текст; работать с информацией, представленной в разных форматах; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях; уметь структурировать информацию в определенном порядке. (Познавательные УУД.) Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.) Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативное УУД.) | Имена, имена, имена В нашей жизни звучат не случайно: Как загадочна эта страна, Так и имя – загадка и тайна. А. Бобров 1) Организую работу со словарем. – Что же означает слово «имя»? – Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребенок при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно свое имя. – Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. – А вам интересно узнать, что означает ваше имя и откуда оно появилось ? Как вы думаете, случайно ли даются имена? Вот, например, моё имя «Светлана» (светлая, чистая ) – имя славянского происхождения – от слова «светлая». Это женский вариант редкого мужского имени Светлан ( от слова « светл »). В греческом языке ему соответствует имя Фотина. Какой вывод можно сделать? А сколько, как вы думаете, имён на свете? 4 миллиарда!!! Как появились имена? Как в древних поселениях из толпы выделялся человек? Каждый народ придумывал своим детям самые лучшие имена и все по-разному. – Имя человеку придумывали родители. В древности они верили, что имя обладает определенной таинственной силой, которая может человеку помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение: оно рассматривалось как оберег. – Что такое оберег? (Организую работу со словарем.) 2) Организую работу со статьей учебника. – Как происходил этот обряд, вы узнаете из статьи учебника «Как рождались имена». 3) Организую парную работу по созданию схемы «Как рождалось имя». Анализ результатов парной работы и создание обобщенной схемы «Как рождалось имя». - Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребенок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребенку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения. -В чём отличие древних имён? Как вы думаете, что же произошло и почему современные русские имена совершенно другие? Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Русь, в10 век, когда правил князь Владимир. -Кто может сказать, какое знаменательное событие произошло на Руси в то время? -А кто из вас знает ,в чём заключался обряд крещения ,обращения в христианскую веру? Так,Жданы, Несмеяны, Третьяки становились Иванами, Александрами, Аннами. Новые имена в основном греческого,латинского, римского происхождения. – Что такое прозвище? – Чем похожи имя и прозвище? – Чем они отличаются? – Вспомните, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели прозвища? – Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным? – Как вы относитесь к прозвищам? Провожу беседу об обидных прозвищах. 7) Организует парную работу по изучению статьи учебника «Имя, отчество, фамилия». Анализ результатов парной работы и создание обобщенной схемы «Происхождение фамилии» Давайте попробуем объяснить происхождение фамилий. От названия профессий | | Курносов | Мельников | Перепёлкин | Жуков | От особенностей наружности | Белоголовый | Зайцев | Тараканов | Токарев | От особенностей черт характера | Беспалов | Усатов | Хлебников | Водолазов | От названия животных или растений | Калинин | Цветков | Рыжов | Соколов | От местности, которой владел данный род | | Вяземский | Тверской | | – Личное название человека, даваемое ему при рождении. – Имена даются в честь родственников, литературных героев, в честь святых. Иногда родители сами придумывают имена. Каждое имя имеет своё значение. Предположение уч-ся. – Оберег – предмет, обере-гающий от бед и нечистой силы. Самостоятельное чтение с.40 учебник Как рождалось имя Отражало радость родителей: Ждан, Любим, Любава, Милуша. Особенности внешности и характера: Неупокой, Бессон, Хорош, Злоб, Мил. «Порядковый номер» в семье: Третьяк, Пятыш, Сёмушка, Вторак. Имя-оберег: Опухлой, Ончутка. У осетинского народа есть такие имена: Саукудз- чёрная собака, Саучизг-чёрная девушка. Отражало цвет волос: Черныш, Беляй. Рост: Мал, Верзила. Место и время появления ребенка: Суббота, Зима, Дорога. Профессию родителей: Сом, Пушкарь, Муковоз. Могло быть дано в честь зверей, птиц, рыб: Заяц, Кот, Гусь, Орел, Щука, Ерш. Дети делают вывод. -Древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища. Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству. Выполнение движений с ведущим под музыку. Ребята высказывают свои предположения. Ребята говорят о крещении Руси 988г. Обряд крещения состоял в том, что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они трижды омывали тело, чтобы смыть «скверну» языческой скверны и старое «языческое» имя. Предположения уч-ся. Без имени нельзя прожить, а без прозвища можно. Нельзя давать прозвища по физическим недостаткам человека. Самостоятельное чтение с.43 учебника – Фамилия, отчество. – Откуда произошли фамилия, отчества? Как возникают отчества и фамилии? Заполняют листы ответов по плану: 1. Значение слова «фамилия». 2. Происхождение отчества. 3. Составить схему «Происхождение фамилии» |
V. Самостоятельная работа | Выявить уровень усвоения материала | Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях. (Личностные УУД.) | Организую самостоятельную работу по плану с проверкой по эталону, подготовленному им заранее для каждого ученика. Дети работают со словарем личных имен. 1. Мое имя... 2. Пришло из языка... 3. Оно означает... | Выполняют самостоятельную работу Таймураз –( из персидского ) что в переводе означает «хитрая лиса».Аланы служили у грузинского царя Таймураза.Этим именем называли только детей богатых. Ацамаз – ( нартские сказания) – музыкант. Казбек. Когда -то жил у подножья высокой горы грузинский князь Казбеги. Гору он считал своей собственностью. Поэтому люди и назвали её Казбек, значащий дословно Кази (Кади) – судья, Бек- господин. Так гора стала носить имя князя Казбек ,а затем люди называли новорождённых мальчиков именем горы, чтобы они росли могучими, сильными,крепкими ,как гора. Величественный Казбек воспели в своих стихах Пушкин, Лермонтов и многие другие. Азамат (араб.)-честный Агунда-дочь солнца. Зарина( осет.)- золотоволосая, дочь солнца. Зарема- богатая. Заретэ – «пойте» |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса | Уметь обобщать и делать выводы. (Познавательные УУД.) Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативное УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.) | – Так зачем человеку дают имя? - Нужны ли современным людям клички и прозвища? -Не имя красит человека,а человек имя! Оценивание активных учащихся. Домашнее задание: узнать историю возникновения своей фамилии, рабочая тетрадь (с. 10 № 19, 20) | Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями,с историей нашей страны. – Имя задает программу жизни человека, его судьбу, выделяет из числа других людей, дает индивидуальность человеку. Называют основные позиции нового материала и то, как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Делают анализ работы, самооценку своей работы. Отмечают свое эмоциональное состояние |