СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта подготовки обучающихся к ГИА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал посвещен к использованию рекомендаций по подготовке обучающихся 9  и 11 классов к ГИА по математике.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта подготовки обучающихся к ГИА.»


Подготовка выпускников к итоговой аттестации, выступление из опыта работы учителей математики Амурской области.


Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.

Совсем немного времени осталось на подготовку выпускников к итоговой аттестации. В своём выступлении я представлю систему работы педагогов школ Амурской области по подготовке выпускников к ЕГЭ по математике.

При неоднозначном отношении к ЕГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего ориентации на результат, который может быть, достигнут лишь в процессе продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям Единого государственного экзамена.

Педагоги математики выделяют следующие этапы подготовки учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

1)этап Информационный. Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. Учащихся знакомятся с особенностями итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, критериями оценивания заданий с развернутым ответом, условиями проведения экзамена, правилам заполнения бланков.

При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ЕГЭ. В начале учебного года, обычно проводится родительское собрание с приглашением учителей На этих собраниях учителя математики знакомят родителей с планом работы на учебный год подготовки выпускников к итоговой аттестации по математике; характеризуют структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказывают о формах заданий и поясняют подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируют содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращают внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик.

Динамику роста или неудач учащихся регулярно показывают и обсуждают с родителями на последующих собраниях в течение учебного года, призывая родителей участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.

2)этап Мониторинг и диагностика Регулярно рекомендуют педагоги проводить в выпускных классах диагностические работы, которые позволяют проверить уровень усвоения материала и определить пробелы в знаниях. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися. Мониторинг и диагностику планируют на основе экзаменационных материалов. Работая с КИМами еще с 10 класса, такую работу проводят многие педагоги, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок для запоминания). После проверки работ учителя выписывают все допущенные учащимися ошибки, фиксируют их на листе учета и контроля знаний.

3)этап Организация повторения: на уроке; на консультациях, самостоятельно дома. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение разделов курса алгебры 7–9-х классов и математики 5–6-х классов и систематический мониторинг продвижения отдельных учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.

Учителя математики предлагают на каждом уроке, включать материал на повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления необходимо показывать, как эта тема выходит на ЕГЭ. Предлагают при этом продемонстрировать на уроках всё разнообразие заданий из первой и второй части. Иногда можно предложить самостоятельно учащимся найти подобные задания в учебнике и в демонстрационных материалах.

Можно организовать заключительное повторение, используя технологию разноуровневого обучения.

Сначала можно провести диагностику всех учеников класса по качеству усвоения каждой темы, входящей в материалы ЕГЭ. Эта диагностика осуществляется как в течение года, так, в большей степени, по результатам тренировочных работ.

По результатам диагностики можно определить набор тем, хорошо усвоенных и, так сказать, провальных для всего класса и для каждого ученика в отдельности. В соответствии с этим спланировать временное и тематическое распределение материала на этап заключительного повторения.

Систему уроков заключительного повторения можно построить из тематических блоков: «Тригонометрия», «Логарифмы», «Иррациональные и степенные выражения», «Показательные уравнения и неравенства», «Функции, производные функций, их свойства и графики», «Общие приемы решения уравнений», «Уравнения и неравенства с модулем» и т.д.

Следующий этап.4) Решение задач ЕГЭ на уроках и консультациях, при этом можно начинать с заданий обязательного уровня, затем постепенно их усложнять, учитывая индивидуальные особенности ученика. Предлагать домашние тренировочные работы. Отдельные педагоги предлагают , « запустить » в классе профильный и базовый варианты тестов, с которыми учащиеся работают в течение недели, затем проводят консультацию, на которой учащихся разбиваются на группы с одним вариантом тестов либо с базовым, либо с профильным, после работы в группах идет разбор непонятных вопросов. И на доску выносят задания, вызвавшие затруднения у большинства учащихся

5)этап Обучение «технике сдачи теста»:

-отдельные учителя обучают строгому самоконтролю по времени (все тренировочные, диагностические работы проводят с жестким ограничением времени.)

Занятия по подготовке к тестированию всегда проводят в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжелый для уч-ся на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойней и собраннее);

-многие педагоги учат обучающихся определять трудность заданий: - знакомят с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- другие обучают приёму «спирального движения» по тесту, отметить то, что кажется простым, понятным и лёгким, выполнить задания, которые можно выполнить без раздумий.

-также часть педагогов обучают учащихся внимательному и осмысленному прочтению текстов задач, в том числе и геометрических, а также выбору оптимальной стратегии их решения.

Не менее важным является необходимость формирования у выпускников следующих умений:

-быстрее переключатся с одного типа заданий на другой

-выбирать оптимальную стратегию при решении как одной задачи, так и всей работы в целом; - проверять полученный результат решения.

6)этап Контроль знаний. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.

В систему контроля некоторые педагоги включают ведение диагностической карты. 

Разработанная система контроля знаний, умений и навыков учащихся позволит, во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе; в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей. 

Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 10-11 классов имеется почти во всех школах 1 час элективных занятий по математике в рамках подготовки к ЕГЭ. Кроме того, систематически учителя и проводят дополнительные консультации.

7. Еще один прием рекомендаций.

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс разбивается на 3 группы.

1 группа - группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов. В работе с учащимися первой группы отрабатываю в первую очередь практико - ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными. На каждом уроке таким учащимся учитель предлагает для решения карточки с задачами (по 5-7з), аналогичных тестовым, с обязательным включением задач уже успешно усвоенных учеником. Это позволяет удерживать в кратковременной памяти ученика необходимые приемы решения базовых задач и одновременно создавать мотивацию к изучению новых знаний на основании пережитых им эмоций от успешного решения освоенных им задач. Учителю необходимо учесть, чтобы учащиеся первой группы уверенно выполняли 7-8 заданий. После проведения диагностических работ, надо выявить у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепить то, что уже получается.

Организуя работу с такой группой учащихся надо спланировать повторение правила выполнения операций сложения, вычитания, умножения и деления десятичных и обыкновенных дробей. Вспомнить понятия часть от числа и процент от числа. Развить навыки решения задач на проценты. Повторить методы решения простейших рациональных, квадратных, иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений. Повторить формулы для выполнения преобразований: степенных, показательных, логарифмических, тригонометрических. Научить различать графический и табличный способы задания функции, считывать информацию представленную графически и таблично.

Развить умения осмысливать текст задачи (читать задачу по предложениям, пересказывать предложения, формулировать вопросы).

Объяснить смысл постановки оптимальных задач.

Развертывание внешних действий с проговариванием, переписыванием условий, рисованием схем и планов, подробным расписыванием арифметических действий и неоднократной проверкой ответа является необходимым условием в работе со слабоуспевающими учащимися. Такой вид учебной деятельности особенно актуален как одна из форм предотвращения ошибок и описок, связанных с невниманием и с низким уровнем сформированности умений и навыков.

2 группа - учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки. Выпускникам второй группы, необходимо уверенно выполнять 11 заданий первой части, а также стараться выполнить задания 13,15. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико - ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с учащимися второй группы в основном рекомендуется решить задачу по формированию навыков самопроверки при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.

Организуя работу с такой группой учащихся спланировать повторение геометрического и физического смысла производной, применение производной к нахождению экстремумов, наибольших и наименьших значений функции на отрезке. Повторить методы решения простейших неравенств: линейных, квадратных, рациональных, показательных, логарифмических.

Осуществляя межпредметные связи, лучше согласовать с педагогами других предметов, например, на уроках физики повторить формулы равномерного, равноускоренного движения, свободного падения тел; на уроках химии повторить понятия, связанные с растворами и смесями; на уроках обществознания - простейшие понятия, связанные с экономикой (прибыль, кредит, процентная ставка, депозит, квартал и т.д.) Повторить методы решения текстовых задач на движение, работу, проценты, смеси, сплавы.

На уроках геометрии организовать обобщающее повторение планиметрии (основные понятия) и стереометрии.

Работа с 3 группой. 3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ. С выпускниками третьей группы необходимо отработать умение уверенно выполнять задания 1 - 13 и ориентировать на выполнение заданий 14-17.

На уроках алгебры и начал анализа:

Повторить методы решения показательных, логарифмических тригонометрических уравнений и их систем.

Повторить методы решения квадратных показательных, логарифмических неравенств.

На уроках геометрии:

Организовать обобщающее повторение по теме «Взаимное расположение прямых и плоскостей». Рассмотреть пять типов задач на углы и расстояния в пространстве.

Повторить понятие многогранника, виды многогранников, площадь поверхности и объемы многогранников.

В связи с введением обязательного ЕГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке лучше отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики учителя используют устный счет по темам:

7 класс: Формулы сокращенного умножения. Решение простейших линейных уравнений. Действия со степенью.

8 класс: Линейные неравенства и числовые промежутки. Решение простейших линейных неравенств. Решение квадратных уравнений рациональными способами. Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс: Решение неравенств.

10 класс: Формулы приведения. Тригонометрические формулы. Значения тригонометрических функций. Вычисление производных. Простейшие тригонометрические уравнения.

11 класс: Вычисление первообразных. Вычисление логарифмов. Действия со степенями. Свойства логарифмов. Простейшие показательные уравнения и неравенства. Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВ.УР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.

Для устного счета, материалы по темам я сбросила в папку « Из опыта работы педагогов». В этой же папке «Форма диагностической карты», Карточки – тренажеры для ликвидации пробелов, Памятки для учащихся и Памятки для родителей. Форма для информирования родителей об успеваемости выпускника: »Информирование родителей о подготовке учащегося к ЕГЭ по математике» Форма уведомлений родителей о пробных экзаменах, и т.д. Тренировочная база 1 уровня и 2 уровня. И устные задания для 9 класса по алгебре и геометрии по темам.и для 5и 6 кл устные задания набор.


Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, рекомендуется проводит на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

И подготовку к выпускному экзамену по математике в форме ЕГЭ надо началась в 10 классе, а в форме ОГЭ уже с 7 класса..

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендовать учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.

СЛАЙД.Например: https://www.stat.grad.org/; https://www.eduniko.ru/ ; https://www.opengia.ru/ / ; http://ege.edu.ru/ru/

Сайты: « Сдала экзамен на 100 баллов», (автор Малькова), Максимус, Фоксфорд, , http://foxford.ru), http:www.ege-study.ru/

И отдельно сайты дали для учителей: (слайды 2 шт)

Обязательной составляющей процесса обучения, должно стать умение учащихся анализировать свои возможности. Поэтому необходимо учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; и учить их оценивать результаты своего труда.

Успехов в сдаче учениками экзаменов достичь можно только совместными усилиями ученика, родителей, учителями -предметниками, классного руководителя, администрации школы , то есть только при комплексном подходе всех заинтересованных лиц в подготовке учащихся к ЕГЭ.

На слайде представлен план урока- консультации по подготовке к экзаменам, с разноуровнеными заданиями для различных групп учащихся по уровню знаний.