Дифференцированный подход к обучению
русскому языку
Выступление
на заседании школы молодого специалиста
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Филиала МКОУ «СОШ №9 п. Известковый» в с. Двуречье
Барминой Г.В.
2012 г
Урок- это форма организации обучения. Обучение ведется с опорой на знания и опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Проблема усвоения урока заключается в том, как найти те условия, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и создавали такие условия, вследствие которых они не смогут не научиться. Изучение материала надо соотносить с познавательными структурами, схемами. Задача современного обучения состоит в том, чтобы превратить знания в инструмент творческого освоения мира. Очень важно пробуждать у учащихся интерес к теме урока, давать исследовать свои предположения, строить рассуждение таким образом, чтобы нашли применение теоретические и практические навыки. Подбор материала осуществляю таким образом, чтобы на уроке не осталось равнодушным ни одного ученика. Для того, чтобы создать на уроке рабочую обстановку, использую различные методы работы: поисковый, исследовательский, проблемный и другие.
Во многом успех работы учителя напрямую зависит от того, какие методы работы с классом он использует. Метод обучения- это способ совместной деятельности учителя и ученика. В каждом классе есть сильные и слабые ученики, поэтому дополнительный материал даю с учетом обученности данного ученика.
Особое место в работе занимают практические методы: работа с упражнением, практическая работа, работа с карточками. Расскажу о том, каким материалом и как пользуюсь.
При обучении русскому языку в 5,6,7 классах подготавливаю карточки по орфографии. При изучении темы «Правописание приставок -ПРЕ- - -ПРИ-,, безударных личных окончаний глаголов, корней с чередующимися гласными, Н и НН в разных частях речи использую перфокарты:
пр…лип пр…красный пр…ехал пр…большой пр…мчался пр…слонил пр…одолела пр…града пр…пятствие пр…сел пр…клеил пр…длинный пр…жадный | бега....т смотр…т стел…т слыш...т дыш...т колыш...т крас...т стро…т порха...т гон...т завис...т | прил…гательное предл…жение пол…гаться пол....жить пол…жение предл...гать сл…гаемое пол…жу изл…жить сл…гать | жела…ый друг даль тума…а ране…ый боец перплете…ый напряже…ый свяще..ый долг скоше…ая трава оживле...о груже..ый вагон |
Готовясь к урокам стараюсь подбирать материал из художественных произведений, и на их примере отрабатываем как орфографические, так и пунктуационные навыки.( но подбор заданий разного уровня сложности)
Ученики выбирают задания самостоятельно, это дает им возможность еще раз проверить себя, а учителю уточнить пробелы в знаниях. Если я вижу, что часто совершает одни и те же ошибки, то провожу в ходе каждого урока индивидуальную работу, подготавливаю карточки для повторения материала. Потом даю сильным детям самостоятельную работу, а с остальными провожу подробный анализ допущенных ошибок. Ученики объясняют, пользуясь карточками-подсказками.
Например:
●сильный уровень: подчеркнуть грамматическую основу расставить знаки препинания, объяснить графически, найти выразительные средства речи
◊ средний уровень: подчеркнуть грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.
◄-слабый уровень: списать, подчеркнуть основу предложения, обозначить части речи
Мелькает желтый лист на зелени дерев
Работы кончил серп на нивах золотистых
И покраснел уже вдали ковер лугов
И зрелые плоды висят в садах тенистых.(Н.Греков)
Начиная с 5 класса применяю на уроках тестовые задания, в которых сначала слабые ученики выполняют только те задания, с которыми они могут справиться самостоятельно.
1. Выбери нужную букву.
Но_ка, доро_ка, про_ьба,у_кая, ре_кий, ло_кий, сли_ки, ко_та, повя_ка,про_ка.
Выбери нужную букву.
●сильная группа: объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении. Найти в 3 предложении слова, которых количество букв и звуков не совпадаетне совпадает
◄-слабая группа: списать, подчеркнуть основу 4 предложения, обозначить части речи; объяснить орфограммы в слове тяжелые, желтоватые.
Серое небо, ни_кие, тяжелые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще.
Только бере_ки сохраняют еще свои желтоватые листья… Устлана земля листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.
Задание.
Запишите словосочетания, которые помогают определить о ком идет речь.
Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни- простое чириканье - мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ему почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаемся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей. (В. Песков)
●сильная группа: - Где можно расширить повествование?
- Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?
◄-слабая группа: - Удачно ли озаглавлен текст?
- Укажите предложения, которые не помогают раскрытию темы.
Кони в золоте лучей
Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.
Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!
Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…
Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клев удался. Бабушка нашим уловом была довольна.
- Удачно ли озаглавлен текст?
- Укажите предложения, которые не помогают раскрытию темы.
- Где можно расширить повествование?
- Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?
Качество знаний учеников отслеживаю в отдельной тетради.
Применяю в работе и такие карточки
В 7 классе при изучении темы «Причастие» использую такие перфокарты:
При выполнении заданий по карточкам заранее объяснить, какие оценки можно получить и за сколько заданий
№ 1. Синтаксис и пунктуация
Ответив на вопросы, заполните таблицу.
●сильный уровень.. подготовьте устное выступление на тему «Словосочетание и предложение
◊ средний уровень: С ее помощью расскажите о словосочетании и предложении. Примеры выпишите из задания 2.
◄-слабый уровень: расскажите о словосочетании и предложении, составьте словосочетание
словосочетание и предложение |
вопросы | словосочетание | предложение |
1. Какова роль в языке? | | |
2. Имеет ли интонацию сообщения? | | |
3. Каково строение? | | |
4.Как связываются слова | | |
●сильный уровень.. представьте, что вы редактор школьной газеты. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Выпишите из предложения одно именное и одно глагольное словосочетание, разберите их.
Я хочу рассказать за новую книгу. В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. В автобусе водитель просил оплатить за проезд. Скажите, если вы знаете правила уличного движения. Дерево отражалося в воде.
◊ средний уровень: выпишите три словосочетания, графически обозначив в них главное и зависимое слово.
Мячик прыгает цветной____________________________________
Во дворе передо мной______________________________________
Этот мячик очень мил______________________________________
Стекол он еще не бил_______________________________________
◄-ниже среднего. Допишите пословицы. Выделите в них графически словосочетания, конкретизирующие место и время действия.
В гостях хорошо,___________________________
Готовь сани летом__________________________
Друзья познаются___________________________
Не откладывай на завтра то,___________________
№2. Словообразование. Орфография.
●сильный уровень. прочитайте предложения. Выделите в словах основу и окончание. Определите, что означают окончания и основы в этом предложении. Докажите, что основа и окончание – значимые части слова.
Глокая куздра щтеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
◊ средний уровень: используя указанные слова, запишите известные пословицы и поговорки. Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложении? Сделайте вывод о том, какую роль играет эта морфема в слове. Определите, где пословицы, а где поговорки
Без, наука, рука, как, без.__________________________________
Что, люди, то, пожелать, и, получить, сам ____________________
Огонек, с, работать.________________________________________
◄- Определите, какие из слов изменяются. Запишите их в два столбика. Укажите, какой частью речи является каждое слово. Выделите в словах окончание.
Чисто, осень, издалека, аккуратный, слева, учить, аккуратно, пишешь._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
●сильный уровень. Подготовьте небольшую зарисовку для школьной стенгазеты, где бы вы передали свои впечатления о каком-либо уголке природы(лес, парк, луг), который вы наблюдали осенью или в начале лета.
◊ средний уровень:. выразительно прочитайте текст. Расскажите, встречался ли вам такой перелесок? Какие слова из текста вам хотелось бы использовать для описания своих впечатлений?
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу в березовом перелеске. Все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными, то совсем золотыми. А внизу под березами по траве, как волны, бегут и струятся синеватые тени.
№ 3. Простое и сложное предложение
●сильный уровень. Подготовьте лингвистическое сочинение на тему «Простое и сложное предложение»
◊ средний уровень: расскажите о простом и сложном предложении. В случае необходимости обращайтесь к таблице. Приведите примеры.
◄-слабый уровень: ответьте на вопросы, заполните таблицу «Простое и сложное предложение». Пользуясь ею, расскажите о простом и сложном предложении. Приведите примеры из текста.
Простое и сложное предложение |
вопросы | простое предложение | сложное предложение |
1. Как отличить простое предложение от сложного? | | |
2. Какие расставить знаки препинания? | | |
Вставьте пропущенные буквы. Выразительно прочитайте стихотворение. Какие слова в нем вам показались наиболее выразительными? Почему? Графически укажите, какими членами предложения являются эти слова. Составьте схему первого предложения. Объясните знаки препинания в нем.
Тяж..лый ветер тихо ве..т Ж..знью свежей дыш..т степь И курганов зеленее..т Уб..гающая цепь. И далёко меж курганов Темно-серою змеёй | До бл..днеющих туманов Прол..гает путь родной. К безотчетному в...селью Подымаясь в неб..са, Сыпл..т с неба трель за трелью Вешних птичек г…лоса. |
Работа с учащимися 8-9 классов. При изучении сложного и осложненного предложения использую карточки, в которых для слабых учеников используются рекомендации- инструкции. Например:
Начиная с 5 класса применяю тестовые технологии на уроках русского языка и литературы.
Домашнее задание ученики получают в нескольких вариантах: могут выполнить упражнение из учебника, найти примеры в художественном тексте, составить карточки по теме урока, написать небольшое сочинение- рассуждение, сочинение –миниатюру.