СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Дифференцированный подход к обучению русскому языку"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет из опыта работы на тему "Дифференцированный подход к обучению русскому языку"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Дифференцированный подход к обучению русскому языку"»

Дифференцированный подход к обучению

русскому языку

Выступление

на заседании школы молодого специалиста


Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Филиала МКОУ «СОШ №9 п. Известковый» в с. Двуречье

Барминой Г.В.

2012 г



Урок- это форма организации обучения. Обучение ведется с опорой на знания и опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Проблема усвоения урока заключается в том, как найти те условия, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и создавали такие условия, вследствие которых они не смогут не научиться. Изучение материала надо соотносить с познавательными структурами, схемами. Задача современного обучения состоит в том, чтобы превратить знания в инструмент творческого освоения мира. Очень важно пробуждать у учащихся интерес к теме урока, давать исследовать свои предположения, строить рассуждение таким образом, чтобы нашли применение теоретические и практические навыки. Подбор материала осуществляю таким образом, чтобы на уроке не осталось равнодушным ни одного ученика. Для того, чтобы создать на уроке рабочую обстановку, использую различные методы работы: поисковый, исследовательский, проблемный и другие.

Во многом успех работы учителя напрямую зависит от того, какие методы работы с классом он использует. Метод обучения- это способ совместной деятельности учителя и ученика. В каждом классе есть сильные и слабые ученики, поэтому дополнительный материал даю с учетом обученности данного ученика.

Особое место в работе занимают практические методы: работа с упражнением, практическая работа, работа с карточками. Расскажу о том, каким материалом и как пользуюсь.

При обучении русскому языку в 5,6,7 классах подготавливаю карточки по орфографии. При изучении темы «Правописание приставок -ПРЕ- - -ПРИ-,, безударных личных окончаний глаголов, корней с чередующимися гласными, Н и НН в разных частях речи использую перфокарты:


пр…лип

пр…красный

пр…ехал

пр…большой

пр…мчался

пр…слонил

пр…одолела

пр…града

пр…пятствие

пр…сел

пр…клеил

пр…длинный

пр…жадный

бега....т

смотр…т

стел…т

слыш...т

дыш...т

колыш...т

крас...т

стро…т

порха...т

гон...т

завис...т

прил…гательное

предл…жение

пол…гаться

пол....жить

пол…жение

предл...гать

сл…гаемое

пол…жу

изл…жить

сл…гать

жела…ый друг

даль тума…а

ране…ый боец

перплете…ый

напряже…ый

свяще..ый долг

скоше…ая трава

оживле...о

груже..ый вагон



Готовясь к урокам стараюсь подбирать материал из художественных произведений, и на их примере отрабатываем как орфографические, так и пунктуационные навыки.( но подбор заданий разного уровня сложности)

Ученики выбирают задания самостоятельно, это дает им возможность еще раз проверить себя, а учителю уточнить пробелы в знаниях. Если я вижу, что часто совершает одни и те же ошибки, то провожу в ходе каждого урока индивидуальную работу, подготавливаю карточки для повторения материала. Потом даю сильным детям самостоятельную работу, а с остальными провожу подробный анализ допущенных ошибок. Ученики объясняют, пользуясь карточками-подсказками.

Например:

●сильный уровень: подчеркнуть грамматическую основу расставить знаки препинания, объяснить графически, найти выразительные средства речи

◊ средний уровень: подчеркнуть грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания.

◄-слабый уровень: списать, подчеркнуть основу предложения, обозначить части речи


Мелькает желтый лист на зелени дерев

Работы кончил серп на нивах золотистых

И покраснел уже вдали ковер лугов

И зрелые плоды висят в садах тенистых.(Н.Греков)


Начиная с 5 класса применяю на уроках тестовые задания, в которых сначала слабые ученики выполняют только те задания, с которыми они могут справиться самостоятельно.

1. Выбери нужную букву.


Но_ка, доро_ка, про_ьба,у_кая, ре_кий, ло_кий, сли_ки, ко_та, повя_ка,про_ка.


Выбери нужную букву.

●сильная группа: объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении. Найти в 3 предложении слова, которых количество букв и звуков не совпадаетне совпадает

◄-слабая группа: списать, подчеркнуть основу 4 предложения, обозначить части речи; объяснить орфограммы в слове тяжелые, желтоватые.


Серое небо, ни_кие, тяжелые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще.

Только бере_ки сохраняют еще свои желтоватые листья… Устлана земля листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.


Задание.

Запишите словосочетания, которые помогают определить о ком идет речь.

Каждый человек с самого детства знает маленьких вороватых птиц. Возле нас они кормятся, согреваются. Их песни- простое чириканье - мы часто вовсе не замечаем. Но стоит ему почему-то утихнуть, мы чувствуем, что привыкли к этим нехитрым звукам… И если мы расстаемся с родными местами, воспоминание о доме непременно связано с этой серенькой птицей. (В. Песков)


●сильная группа: - Где можно расширить повествование?

- Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?

◄-слабая группа: - Удачно ли озаглавлен текст?

- Укажите предложения, которые не помогают раскрытию темы.


Кони в золоте лучей


Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Брат в прошлом году закончил техническое училище и теперь работает на заводе. Осенью он пойдет в армию, а потом будет учиться в институте.

Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку. Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу реки. В это время появилось солнце! Было так прекрасно: кони в золотых лучах солнца!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы развевались на ветру и казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко. Клев удался. Бабушка нашим уловом была довольна.


- Удачно ли озаглавлен текст?

- Укажите предложения, которые не помогают раскрытию темы.

- Где можно расширить повествование?

- Какое из предложений является ключевым, раскрывающим тему?


Качество знаний учеников отслеживаю в отдельной тетради.


Применяю в работе и такие карточки

В 7 классе при изучении темы «Причастие» использую такие перфокарты:







При выполнении заданий по карточкам заранее объяснить, какие оценки можно получить и за сколько заданий


1. Синтаксис и пунктуация

  1. Ответив на вопросы, заполните таблицу.

●сильный уровень.. подготовьте устное выступление на тему «Словосочетание и предложение

◊ средний уровень: С ее помощью расскажите о словосочетании и предложении. Примеры выпишите из задания 2.

◄-слабый уровень: расскажите о словосочетании и предложении, составьте словосочетание


словосочетание и предложение

вопросы

словосочетание

предложение

1. Какова роль в языке?



2. Имеет ли интонацию сообщения?



3. Каково строение?



4.Как связываются слова




сильный уровень.. представьте, что вы редактор школьной газеты. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Выпишите из предложения одно именное и одно глагольное словосочетание, разберите их.

Я хочу рассказать за новую книгу. В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. В автобусе водитель просил оплатить за проезд. Скажите, если вы знаете правила уличного движения. Дерево отражалося в воде.

средний уровень: выпишите три словосочетания, графически обозначив в них главное и зависимое слово.

Мячик прыгает цветной____________________________________

Во дворе передо мной______________________________________

Этот мячик очень мил______________________________________

Стекол он еще не бил_______________________________________

-ниже среднего. Допишите пословицы. Выделите в них графически словосочетания, конкретизирующие место и время действия.

В гостях хорошо,___________________________

Готовь сани летом__________________________

Друзья познаются___________________________

Не откладывай на завтра то,___________________


2. Словообразование. Орфография.


сильный уровень. прочитайте предложения. Выделите в словах основу и окончание. Определите, что означают окончания и основы в этом предложении. Докажите, что основа и окончание – значимые части слова.

Глокая куздра щтеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

средний уровень: используя указанные слова, запишите известные пословицы и поговорки. Какую морфему вы употребили, чтобы связать слова в предложении? Сделайте вывод о том, какую роль играет эта морфема в слове. Определите, где пословицы, а где поговорки

Без, наука, рука, как, без.__________________________________

Что, люди, то, пожелать, и, получить, сам ____________________

Огонек, с, работать.________________________________________

◄- Определите, какие из слов изменяются. Запишите их в два столбика. Укажите, какой частью речи является каждое слово. Выделите в словах окончание.

Чисто, осень, издалека, аккуратный, слева, учить, аккуратно, пишешь._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


сильный уровень. Подготовьте небольшую зарисовку для школьной стенгазеты, где бы вы передали свои впечатления о каком-либо уголке природы(лес, парк, луг), который вы наблюдали осенью или в начале лета.

средний уровень:. выразительно прочитайте текст. Расскажите, встречался ли вам такой перелесок? Какие слова из текста вам хотелось бы использовать для описания своих впечатлений?


Солнечный день в самом начале лета.


Я брожу в березовом перелеске. Все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными, то совсем золотыми. А внизу под березами по траве, как волны, бегут и струятся синеватые тени.


3. Простое и сложное предложение


сильный уровень. Подготовьте лингвистическое сочинение на тему «Простое и сложное предложение»

средний уровень: расскажите о простом и сложном предложении. В случае необходимости обращайтесь к таблице. Приведите примеры.

◄-слабый уровень: ответьте на вопросы, заполните таблицу «Простое и сложное предложение». Пользуясь ею, расскажите о простом и сложном предложении. Приведите примеры из текста.

Простое и сложное предложение

вопросы

простое предложение

сложное предложение

1. Как отличить простое предложение от сложного?



2. Какие расставить знаки препинания?




Вставьте пропущенные буквы. Выразительно прочитайте стихотворение. Какие слова в нем вам показались наиболее выразительными? Почему? Графически укажите, какими членами предложения являются эти слова. Составьте схему первого предложения. Объясните знаки препинания в нем.



Тяж..лый ветер тихо ве..т

Ж..знью свежей дыш..т степь

И курганов зеленее..т

Уб..гающая цепь.

И далёко меж курганов

Темно-серою змеёй


До бл..днеющих туманов

Прол..гает путь родной.

К безотчетному в...селью

Подымаясь в неб..са,

Сыпл..т с неба трель за трелью

Вешних птичек г…лоса.




Работа с учащимися 8-9 классов. При изучении сложного и осложненного предложения использую карточки, в которых для слабых учеников используются рекомендации- инструкции. Например:














Начиная с 5 класса применяю тестовые технологии на уроках русского языка и литературы.

Домашнее задание ученики получают в нескольких вариантах: могут выполнить упражнение из учебника, найти примеры в художественном тексте, составить карточки по теме урока, написать небольшое сочинение- рассуждение, сочинение –миниатюру.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!