«Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД по математике в 5 классе». Михалева Татьяна Борисовна учитель математики МБОУ «Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»
Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД
по математике в 5 классе
Внедрение ФГОС нового поколения на уровне основного и среднего общего образования предполагает изменение технологической составляющей методической системы учителя, где методологической основой ФГОС ООО является системно – деятельностный подход:
- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- обеспечение преемственности образования;
- разнообразие организационных форм.
При разработке комплекта «Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД по математике в 5 классе» опиралась на опыт предшественников. Комплект состоит:
из фондов оценочных средств по математике для 5 класса
с системой автоматизированного учета достижений обучающихся в программе Microsoft Excel.
По результатам подготовки по индивидуальным образовательным маршрутам и проведения вводной диагностической работы в новой форме проводились консультации с обучающимися, которые сообщали учителю о местах, которые кажутся им сложными или, наоборот, простыми.
Таким образом в апробации диагностики уровней сформированности предметных умений и УУД участвовали учитель, учащиеся и родители.
Фонд оценочных средств по математике в 5 классе был разработан на основании:
ФГОС ООО;
Авторской программы «Математика: программы : 5–9 классы» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2016;
Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД .Математика. 5 класс / авт.-сост. Дюмина Т. Ю., Махонина А. А. – Волгоград: Учитель, 2014;
Дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ .Математика: 5 класс: / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
Данный комплект состоит из двух диагностических контрольных работ (вводной и итоговой) и десяти тематических контрольных работ, составленных в двух вариантах. Тексты диагностических контрольных работ полностью соответствуют текстам работ из методического пособия « Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД», авт.-сост. Дюмина Т. Ю., Махонина А. А. – Волгоград: Учитель, 2014»
Работы представлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Вводная диагностическая контрольная работа была проведена во второй неделе сентября.
Для оптимизации работы учителя данные таблицы на каждого учащегося сформированы в программе Microsoft Excel «Анализ ВВОДНОЙ диагностической работы по математике 5 кл .xlsx.».
Спецификация заданий вводной диагностической работы.
В работе 7 заданий базового уровня с выбором ответа (задания группы А)
5 заданий базового уровня, требующих развернутого решения (задания группы В) и 2 задания повышенного уровня, требующие самостоятельного поиска решений (задания группы С).
Авторами пособия предложена следующая шкала оценивания:
Высокий уровень – 19-23 балла,
Средний уровень – 12-18 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов.
В данном ФОС вышеприведенная шкала используется для оценки предметных умений. Перевод в пяти бальную шкалу оценивания предметных умений осуществляется следующим образом:
Отметка «3» – 7-11 баллов (частично выполнены задания базового уровня)
Отметка «4» – 12-18 баллов (задания базового уровня выполнены полностью или задания базового уровня выполнены частично, но учащийся приступил к заданиям повышенного уровня)
Оценка «5» – 19-23 балла (задания базового уровня выполнены полностью, и учащийся приступил или выполнил задания повышенного уровня).
Метапреметные умения можно проследить в заданиях групп В и С, поэтому за выполнение каждого из этих заданий выставляется 1 балл.
Наибольшее количество баллов, которое может при этом получить ученик, выполнивший полностью или частично всю работу, составляет 7.
Предлагается следующая шкала оценки метапредметных умений:
Высокий уровень – 6-7 баллов.
Повышенный уровень – 4-5 баллов.
Базовый уровень – 1-3 балла.
Низкий уровень – 0 баллов.
Учитель оценивает уровень сформированности предметных и метапредметных умений обучающихся и заносит результаты в таблицу оценки предметных и универсальных учебных действий.
Для предупреждения сбоя программы случайными действиями страницы программы защищены, код защиты – 1.
Незаблокированными оставлены ячейки, предназначенные для ввода информации. На Листах, «1» - «36», можно корректировать информацию в столбце «рекомендации».
Программа, автоматизирующая процесс проверки диагностической работы, позволяет:
осуществить анализ достижений учащихся по классу
спланировать дальнейшую работу по повторению предметного
материала;
оценить уровень сформированности как предметных, так и
метапредметных умений и навыков учащихся;
предоставить анализ диагностики по предмету каждому учащемуся в отдельности и его родителям с целью восполнения пробелов и коррекции знаний;
на основе персональных данных проследить динамику роста
каждого учащегося.
Данная программа универсальна, так как она работает на параллель (списки классов импортируются) при сохранении структуры контрольной работы существует возможность изменения каждого задания по отдельности в зависимости от уровня класса.
Использование данного продукта позволяет оптимизировать усилия педагога по получению объективных сведений о процессе формирования УУД в процессе обучения.
Автоматизированные элементы комплекта позволяют сократить время на обработку и протоколирование полученных данных, высвободить часть времени педагога на свободный педагогический поиск.
Само изучение представленных вариантов контрольных работ позволит значительному числу учителей осознать базовые понятия стандарта, а также оттолкнуться при создании собственной оценочной системы.
Список используемой литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие, М.: Просвещение, 2008;
Дюмина Т. Ю., Махонина А. А. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД .Математика. 5 класс / Волгоград: Учитель, 2014
Калашникова Н.Г., Никитина М.Г. Динамика формирования универсальных учебных действий младших школьников: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2012. С. 15-47;
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. Программа «Математика: программы : 5–9 классы» /. — М. : Вентана-Граф, 2016;
3