СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы по организации урока - исследования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы системно - деятельностного подхода в образовании заложены  в уроке - исследовании.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы по организации урока - исследования»


Козьминых Н.В.. учитель начальных классов


Выступление на школьном методическом семинаре по теме

«Из опыта работы по организации урока – исследования»


В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Деятельность - активный взгляд на окружающую действительность, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Технология урока - исследования обеспечивает формирование универсальных учебных действий, развитие коммуникативных навыков и высокой познавательной мотивации. Учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает знаниями и способами решения проблем в процессе познания. Особенностью урока - исследования является целостность, т. е. связность, последовательность всех этапов в процессе поиска и открытия нового знания. На уроках - исследованиях учитель ставит две цели: обучение предмету (дидактическая, или образовательная цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний.

Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить, на мой взгляд, поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. На уроках-исследованиях возможно использование разнообразных форм обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования учащихся является исследование в малых группах. Остановлюсь на некоторых моментах организации.

Многие педагоги опасаются  «выпадения» из учебного процесса ряда учеников. Но при системной работе дети в большей мере, чем учитель, способны вовлечь в работу своих одноклассников. И при правильной организации групповой работы каждый её участник увлекается в работу.

Оптимальный размер малой группы на уроке-исследовании 4-5 человек. Это количество детей необходимо для управления, исполнения и контроля, так как каждая рабочая группа должна представить результаты своей работы всему классу.

Должен ли быть состав рабочей группы постоянным? Сильных учеников объединять со слабыми или формировать смешанные группы? Прежде всего надо иметь в виду, что распределение ролевых позиций происходит у детей самостоятельно. Знание учителем межличностных отношений учащихся становится необходимым условием успешного планирования состава групп. В моей практике урока преобладает групповая работа в составе 4-5 человек. Состав группы постоянный. Каждая группа учащихся – отдельная научная единица со своим руководителем.

С чего начинается любое исследование? С накопления информации, постановки проблемы.

Организации урока - исследования предполагает шесть основных этапов:

I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

На следующих уроках темы

VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия)

Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.  Рассмотрим  основные шаги при конструировании урока – исследования:

Этап

Содержание деятельности

Задача учителя

1

Сформулировать обобщение урока

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объём, характер, форму предъявления информации на основании значимых критериев

3

Определить тип учебного исследования

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)

5

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах


Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок

Возникновение сомнения, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации.  

Способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования.

На этапе исследования дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации. При работе с тестом они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия и т.п. Для этого важно использовать специальные рабочие листы, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию и структурировать её.  Чтобы обеспечить включение каждого ребёнка в процесс групповой работы, можно дать индивидуальное задание.

С первых дней применения методики исследования дети учатся представлять результаты своей работы: устный отчёт, рисунок, схема, модель, инсценировка и т.д. Презентация результата – ответственный момент урока. Желательно, чтобы отчёт о работе был сделан всеми участниками группы.

1. Мы изучали ______________________ и выяснили, что ___________.

2. Это подтверждается следующими фактами (примерами) _______ .

3. Мы представили результаты своего исследования в _______________.

4. Мы сделали вывод, что _______________.

Другой вариант

1. Мы  прочитали рассказ о ___________________.

2. Мы выяснили, что _________________.

3.  Оказывается, ___________________.

4.  В ходе работы мы определили _______________.

5.  Мы сделали заключение, что _________________.

При подведении итогов и рефлексии отметить, какими способами проводила исследование каждая группа, что оказалось наиболее эффективным и привело к положительному результату и т.д.

Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся. Таким образом, организация исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия  для развития универсальных учебных действий у младших школьников.