СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы "Приёмы технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира в 3 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД через применение приёмов технологии критического мышления на уроке окружающего мира в 3 классе по теме "Присхождение имён"

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Приёмы технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира в 3 классе"»


Из опыта работы учителя начальных классов Березиной Г.А.

Ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).

Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни .

ТРКМ решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность.

  • Развитие таких базовых качеств личности , как критическое мышление,    коммуникативность,  самостоятельность, ответственность.

      Задачи, которые решает ТРКМ тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:

1.Личностные действия: умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

4. Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Базовая модель технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

      Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

Фрагменты урока окружающего мира в 3 классе(Начальная школа 21 века) по теме «Происхождение имён » с использованием приёмов ТРКМ.

Организация работы

Ход урока

Стадия вызова .

 Приём «Таблица «Знаю — хочу знать — узнал»



Детям было предложено отгадать загадку «Тебе дано, а люди пользуются?»,ответить на вопрос «Что такое имя?» , и записать в первый столбик таблицы ,что они знают об именах людей, а во второй столбик записать ,что хотели бы узнать об именах на уроке.

Стадия осмысления


Приёмы:

-Составление кластера










































-«Инсерт»

1)Работа в группах.

(Для каждой группы даны задания)






Что могли бы обозначать древние имена?

1)Прочитайте древние имена.

2)Подумайте ,по какому признаку они сгруппированы.

3) Найдите и подчеркните общее значение для этих имён

Характер, внешние особенности, порядковый номер ,профессия родителей ,время рождения ,звери.

4)Выберите и допишите ещё одно имя с таким же значением.

Четвёртый, Кудряш, Несмеяна , Лиса, Ночь, Гончар.



















Для каждой группы даны разные группы имён.

1-я группа - Мал, Черныш, Верзила

2-я группа- Добр, Молчун, Злоб

3-я группа- Первуш, Вторуня, Третьяк

4-я группа- Заяц, Ёрш, Гусь

5-я группа- Пекарь, Кузнец, Рыбак

6-я группа- Зима, Суббота, Май


В результате работы дети составляют кластер с ключевым вопросом: «Что могли обозначать древние имена?»

Характер,

порядковый номер

внешние особенности

Что могли обозначать древние имена?




в честь зверей,

птиц, рыб

профессия

родителей

время рождения




После составления кластера детям задан проблемный вопрос «К какой группе можно было отнести имя Ончутка ? Что оно могло обозначать ?»

-Ответ на этот вопрос находят в статье «Как рождалось имя», делая на полях пометки карандашом:

«V» - уже знал

«+» - новое


Стадия рефлексии 

Приём «Таблица «Знаю — хочу знать — узнал»

 

 


Дети заполняют третий столбик таблицы «Что нового узнали на уроке?» и делятся своими впечатлениями.

 

Я      постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию критического мышления.   Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.