Е.И. Петухова,
г. Чернушка
Психологическое сопровождение детей, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
(Из опыта работы с «трудными» детьми).
Трудный подросток. Обычно определение «трудные» относится к детям, которые не только плохо учатся, но и при этом нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.
Очень редко, но всё-таки случается, что таких ребят в классе больше половины. Такой класс становится неуправляемым. Проблемы с дисциплиной не дают учителям проводить уроки.
Ко мне за помощью обратился классный руководитель такого «трудного», «неуправляемого» шестого класса, в котором отказывались работать педагоги. Мы с классным руководителем договорились о еженедельных занятиях с ребятами. По разрешению администрации мы ввели психологическое занятие в расписание уроков шестиклассников.
Для работы мною разработана программа «Дорогою добра». Цель программы – создание условий для социальной адаптации подростков и психологического комфорта в общеобразовательной среде.
Я понимала, что проведение данной программы будет зависеть от того как пройдёт первое занятие. Важно говорить понятным для них языком для того, чтобы выстроить мостик отношений со всем классом и каждым учеником в отдельности.
В основу работы легли принципы:
Здесь и сейчас,
Доверие,
Безоценочность,
Конфиденциальность.
Для планирования дальнейшей работы с детьми, анализировала каждый урок и в этом мне помогали сами дети. В заключение урока я раздала всем тетрадки и попросила записать число и продолжить фразу: «После этого занятия я…». Используя метод «Переписки», я быстро наладила контакт с ребятами. Они писали мне свои мысли об уроке, об одноклассниках, о себе и своих чувствах.
Для воспитания нравственных ценностей включила разные методы работы.
Беседа,
Музыкотерапия,
Медиатехнологии,
Библиотерапия,
Метод «Переписки»,
Арт- терапия,
Круг ценностей.
На занятиях мы смотрели и обсуждали мультфильмы «Цветик-семицветик», « Подарок для самого слабого» и др., кстати, старые добрые мультфильмы подростки не смотрят. Им трудно смотреть фильмы, которые затрагивают душу. «Что-то непонятное внутри происходит, возникают новые чувства и ощущения, которые пугают»- писали в тетрадях дети.
А ещё мы говорили о подвигах. Часто в подростковом возрасте школьники совершают необдуманные поступки, для того чтобы выделиться. Многие мечтают совершить подвиг, часто совершённые проступки считаются достижением в подростковой среде. В качестве положительного поступка мы рассмотрели подвиг комбата Солнечникова. К сожалению, ребята не знали о нём ничего. Обсуждали победы сборной России на олимпиаде 2012г. Ребята слышали о прошедшей олимпиаде, но не интересовались ею. После этого занятия несколько человек вновь посещают спортивные секции.
Для определения отношения ребят к себе, мы учились писать синквейны. Вот что получилось.
С.
Жизнерадостный, добрый
Помогать, любить, радоваться
Любовь и дружба – вот что нужно.
Человек.
В.
Грустная, несчастливая
______,___________,___________
___________________________
Никто!
Как элемент музыкотерапии использую на уроках песни в исполнении священника Валерия Логачёва. Истории о дружбе, об отношениях между людьми, о ценностях, рассказанные в песне проникают глубоко в душу подростка, что заставляет их задуматься.
Для налаживания межличностных отношений в классе использую элементы арт- терапии.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества.
Преимущества метода арт-терапии для работы с «трудными» подростками в том, что он:
1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере.
2) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии.
3) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения).
4) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;
5) усиливает ощущение собственной личностной ценности.
Используя в работе восстановительные технологии, удалось разрешить множество межличностных проблем у ребят. После проведения круга ценностей подростки стали более уважительны друг к другу, снизилось количество конфликтов. Появились лидеры, которые вмешивались в ситуацию, не доводя её до ссоры, обращались за помощью к взрослым. Ребятам было важно, что в решении проблемы не было виноватых и правых, а была возможность понять и разрешить конфликт, где обе стороны чувствовали удовлетворённость.
Результаты работы:
- Успешное окончание 6 класса.
- Снижение конфликтных ситуаций в классе.
- Участие в школьных мероприятиях.
- Повышение самооценки учащихся.
P.S. Однажды, на альбоме одного ученика, я увидела надпись: «Сорняк – это цветок, который никто не любит». Вот так, наверное, и трудные дети появляются там, где нет любви. Если ребёнок не получает любви и понимания ни в стенах родного дома, ни в школе, он начинает требовать внимание со стороны взрослых. Индикатором достатка любви у подростка служит его поведение. Чем больше дефицит любви, тем сложнее выстраиваются отношения с самим собой и окружающим миром.