СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы со слабоуспевающими обучающимися.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит конкретные приемы работы со слабоуспевающими обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы со слабоуспевающими обучающимися.»

Ох, уж эти «слабыши»! Сидорова Ирина Юрьевна,
учитель начальных классов,
высшая категория.


С огромным нетерпением будущие первоклашки ждут первого учебного дня и, конечно же, все мечтают учиться только на «4» и «5». Пройдёт время и несколько ребят из коллектива детей попадут в категорию слабоуспевающих. Как жаль! Ведь причиной слабой успеваемости обучающихся чаще всего становятся взрослые, которые вовремя не развивали, не воспитывали необходимые для учебного труда качества, не учили преодолевать трудности, не помогали восполнять пробелы в знаниях. Это и есть одна из основных причин неуспеваемости младших школьников - неготовность к обучению. Поэтому особая миссия возлагается на учителя начальных классов, который должен вовремя увидеть проблему и найти пути её решения. Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Хочу поделиться своим педагогическим опытом работы со «слабышами».
В первую очередь определяю причины неуспешности, используя для этого следующие приёмы и методы:
• анализ самостоятельных работ обучающихся;
• наблюдение за способами деятельности ребенка на уроке;
• беседа с обучающимися по поводу возникших трудностей в усвоении материала.
Поняв проблему, определяю индивидуальный коррекционный маршрут ребёнка и составляю план коррекционной работы, содержание которого зависит от причины неуспешности.
Маршрут № 1 - коррекция детей с пробелами в предметных знаниях. А если говорить о первоклассниках, то это неготовность к школьному обучению.
Активно включаю следующие приёмы работы:
1. Индивидуальные занятия с ребёнком и тренинги с родителями по устранению пробелов в знаниях.
2. Дифференцированный подход (на уроке, во внеурочное время, в домашних заданиях использую средства невербального общения: опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, планы, алгоритмы , карточки-подсказки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, перфокарты, карточки-тренажёры, задание с выбором ответа, деформированные задания).

 3. Правила взаимодействия:
• не ставить обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса;

• если ребёнок испытывает неуверенность или тревожность, то необходимо попросить ответить не в устной, а в письменной форме;
• не забывать хвалить и поощрять обучающихся даже за незначительные, на первый взгляд, успехи;
4. Дидактические игры: математическое лото, игры с кубиками, диктант «Ассорти», глухой телефон и другие приёмы игровой технологии.
5. Методы взаимного обучения.
С 1 класса и до 4-ого на моих уроках работают консультанты. Эти обучающиеся помогают ребятам, которые испытывают трудности в решении поставленных задач.
Считаю эффективной в отработке умений и навыков парную и групповую работу.
Моим ученикам очень нравится активно взаимодействовать в процессе обучения и поэтому результатом такой продуктивной работы являются не только предметные знания и высокий уровень коммуникативных УУД, но и то, что ребята сами стали изобретать приёмы работы друг с другом. «Дружная парочка» так назвали дети один из приёмов парной работы. Дружная парочка отрабатывает вычислительные умения, находит соотношение между величинами, определяет падежи, склонения, спряжения и т.д. Правила заключаются в том, что решив одно выражение или доказав равенство, неравенство или другую практическую задачу ученик должен сверить результат своего решения с партнёром, а сигналом для начала проверки является соединённые руки в солнышко. Так дети сигнализируют о том, что выражение решено. Если проверка показала несоответствие ответов, то партнёры должны друг другу, используя алгоритм, объяснить или доказать решение, а если результаты сошлись, то оба ученика решают дальше. Такие приёмы замечательны тем, что учащиеся повторяют, проговаривают, рассуждают неоднократно, а, значит, у них развиваются познавательные, коммуникативные УУД. Результат предметного диалога между детьми иногда был эффективнее многократного моего объяснения. В качестве доказательства приведу слова М. Мантессори «Единственный, кто понимает ребёнка, это другой ребёнок».

 

Маршрут № 2 определила для детей, у которых причины неудач в учёбе связаны чаще всего с их воспитанием. Это проявляется в следующем: неумение преодолевать трудности, низкий уровень или отсутствие самоорганизации и самоконтроля, отсутствие навыков физического труда, низкая самооценка.
Пути решения:
1.Индивидуальная работа с семьей, которая направлена на коррекцию поведения ученика: беседы, тренинги, совместный анализ результатов;
2.Карточки для самоконтроля и взаимоконтроля, опорные критерии для самооценки и взаимооценки, самооценка с опорой на алгоритмы, памятки, планы работы, вопросы;
3.Помощь в планировании учебной деятельности;
4.Использование разных приёмов самооценки и самоконтроля.

В моей копилке подобраны и классифицированы приёмы работы для развития самооценки:
• листы индивидуальных достижений;
• ассоциативные;
• самооценка умений с опорой на алгоритмы, памятки, планы работы, критерии оценивания;
• игры и упражнения для развития адекватной самооценки;
5.Привлечение учащегося к социально-значимым мероприятиям и поручениям.
Маршрут № 3 для детей со слабым здоровьем. Эти обучающиеся часто пропускают занятия по болезни, быстро утомляются, плохо воспринимают учебный материал. В данном случае осуществляю индивидуальную работу с родителями, со школьным врачом, наблюдаю за вниманием учащихся, степенью их утомляемости.
С целью устранения пробелов в знаниях провожу следующие мероприятия:
1. дистанционное обучение во время болезни: консультация родителей, индивидуальные задания, проверка и анализ самостоятельных домашних заданий;
2.дифференцированные домашние задания для ребёнка;
3. оказание помощи при изложении нового материала:
• часто обращаться с вопросами.
• привлекать в качестве помощников при подготовке наглядности, приборов, опытов.
• привлекать к формулировке выводов, обобщений.
4. Оказание помощи на уроке:
• разбивать задания на дозы;
• выделать в сложных заданиях ряд простых;
• предлагать ссылки на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
5. Обязательные минутки релаксации.
Педагогическая практика показывает, что невозможно точно определить для какой-либо категории учащихся определённый коррекционный маршрут, т.к причины неуспешности в обучении может быть несколько, а также особенности психики ребёнка индивидуальны. Значит, учителю необходимо проводить диагностику, анализировать причины и искать способы их решений.
Все наши дети индивидуальны! Но каждый ребёнок должен самореализоваться, а для этого ему необходимо создать условия. Поэтому я искренне желаю учителям быть неравнодушными наставниками!