СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педагогической деятельности — подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Эта цель достигается решением ряда задач:

•        вырабатывать у учащихся специальные трудовые навыки;

•        воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;

•        формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); 

•         подготовка к производительному труду, которая позволяет учащимся, окончившим школу работать на производстве;

•        активно способствовать духовному росту и эстетическому развитию учащихся, развивать творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы учителя технологии»

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Куулар Артем Валериевич, 1987г. рождения. Учитель технологии МБОУ Шеминская СОШ муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун с 2008 года. Образование: высшее, Тувинский Государственный университет, по специальности учитель технологии. Педагогический стаж 11 лет. Награжден школьными, районными грамотами.

Как учитель, я обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление, умение адаптироваться в жизни, научить применять знания, умения и навыки полученные на уроках технологи при ведении домашнего хозяйства и, наконец, я должен быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.

Что же такое творчество? Нахожу ответ в словах В.А.Сухомлинского «Это живой, подвижный процесс, который поглощает человека целиком и полностью, и он, приобщившись однажды, становится творцом надолго, а может быть на всю жизнь».

В своей работе формирую и развиваю творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения, на мой взгляд, творчеству можно и нужно учить, направляя процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся. Чем раньше развивается эта деятельность, тем существеннее и значительнее результаты.

Переработанная и составленная мною рабочая программа успешно решает вопросы обучения не только традиционным технологиям обработки материалов, но и специальным, необходимым при выполнении конкретных изделий и построена на взаимосвязи методов обучения с 5-8 классы.

Работаю в 5-8 классах. Хорошо владею методикой преподавания предмета в разделе: «технология обработки древесины». Накоплены технические и практические знания в области декоративно-прикладного искусства (технология резьбы по дереву, точение древесины, металлопластика, плетение). Очень сожалею, что утрачивается опыт, знания по подготовке трактористов для сельского хозяйства.

Учебные программы технологии 5-8 преследуют следующие основные цели:

-формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологий;

- освоение технологического подхода как универсально алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладении необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально-обоснованных ценностных ориентаций.

В программе 8 класса особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Использование нетрадиционных форм уроков:

- Профориентационных игр («Профессия на букву», «Угадай профессию». И т, д,)

- межпредметных интегрированных уроков (столярное дело, предпринимательство) - внеклассных интегрированных мероприятий.

- проектной деятельности по ключевым темам уроков. Изучение технологии в 10-11 классах на базовом уровне направлено на уточнение школьниками профессиональных планов.

Учебный процесс на занятиях строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности. Творческая деятельность школьников ориентирована на освоение методов проектирования материальных обьектов или услуг и способствует профессиональному самоопределению учащихся.

В процессе работы использую личностно-ориентированный подход к учащимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.

Включаю тренинги, упражнения и задачи которые в интересной и разнообразной форме позволяют работать с детьми. Вызывая у них необходимые ответные действия, развивая знания и умения и активизируя их практическую деятельность и самостоятельность. Таблицы, демонстрационный материал, схемы применяемые во время уроков развивают сообразительность, инициативу.

Творчество ребенка, его умения развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

Хорошо прижился на практике проблемный метод обучения. На вопрос ученика: «Что и как делать?» Отвечаю: «А как ты думаешь?» Не тороплюсь дать полный ответ, а призываю найти самостоятельное решение, Иногда коллектив не может сразу справиться с какой-либо задачей, тогда рекомендую ребятам использовать дополнительную литературу, оставляя вопрос отрытым до следующего занятия.

Весь учебный процесс невозможен без познавательного интереса, который выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Увидеть что-то по новому, не так как раньше – очень не простая задача. Чтобы учащимся было интересно заниматься, ввожу в урок элементы игры. Меняю виды и формы контроля.

Развитию технического мышления учащихся отвожу важное место в своей работе. Вначале небольшая разминка с решением творческих задач разной трудности. Использую для этого сборники по техническому труду, материал интернета. Привлекаю знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам.

Тестовые задания, решение кроссвордов и т.д. позволяют проверить уровень каждого ученика.

Учебные игры – эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся. Игра на уроках технологии вызывает состояние соревнования, желание победить, учит сопереживании, стимулирует деятельность, постоянно создаются ситуации, требующие немедленного самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.

Забочусь о повышении производительности труда своих воспитанников, так, как именно труд доставляет человеку радость, наслаждение и удовлетворение.

К урокам готовлю объекты труда. В процессе их изготовления уточняется технология и норма времени. Образцы будут служить в качестве наглядного пособия и подражания.

На занятиях, сопровождая объяснением, демонстрирую приемы выполнения операций и трудовых действий, обращения с инструментами, рабочую позу. Это способствует четкому представлению о предстоящем действии, облегчает его воспроизведение и помогает выполнению заданий, способствует более высокому и быстрому усвоению умений и навыков. Затем по моему предложению один или два ученика воспроизводят показанные приемы, что всегда повышает активность класса, и учащиеся более внимательно слушают объяснение.

Оценка деятельности учащегося должна отражать его знания и умения, поэтому всегда предельно справедлив в оценке знаний учащихся, при этом не сковываю их инициативу. На уроках делаю так, чтобы ребятам было приятно услышать о себе хорошее. Отмечаю опрятный внешний вид, правильный ответ, удачно принятое решение. Я дарю им этим искорку радости от выполненной работы. Делаю все, чтобы каждый ученик достигал успеха как можно чаще.

Метод проектов занимает особое место в обучении технологии. На мой взгляд, именно метод проектов способен наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребенка в процессе обучения.

Овладевая методом проектов, учащиеся планируют свою работу. Я считаю, что работать по плану – значит осуществить научную организацию труда: вместо «авось» делать точный расчет, вместо «кое-как» давать развернутый план работы, вместо «как-нибудь» применять проверенные методы, вместо «когда-нибудь» устанавливать точные календарные сроки. И как результат проектной деятельности, учащиеся постоянные участники призеры выставок.

На занятиях по технологии с особой остротой стоит проблема обеспечения техники безопасности. Чтобы достигнуть высокого уровня ее выполнения, осуществляю систему мер: инструктирование, обучение учащихся правильным приемам труда, использование наглядной агитации, оформление журналов по технике безопасности, создание специальных уголков.

Случается, что учащиеся допускают ошибки в процессе работы с теми или иными инструментами и на станочном оборудовании, нарушают правила техники безопасности ради какой-то незначительной выгоды (сокращение времени на изготовление), а иногда не соблюдают трудовую и технологическую дисциплину, На каждого ученика заведена карточка учета нарушений правил техники безопасности.

В дальнейшем «провинившийся» допускается к работе лишь после изучения соответствующего раздела правил техники безопасности, Если ученик получил три предупреждения, провожу с ним дополнительное изучение правил безопасной работы. После проверки уровня усвоения правил он получает допуск к работе и расписывается в журнале.

Учет нарушений помогают мне проводить коллективный учет нарушений правил, анализировать их и принимать необходимые организационные, технические и технологические решения. Итог учета контроля и учета нарушений правил техники безопасности- их профилактическая направленность. Они помогают изжить наиболее часто встречающиеся нарушения. Результат этой работы: отсутствие травм полученных учащимися на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов. Развитию творческих способностей, овладению приемами самоконтроля. Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих.

Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом. Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы считать себя творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи. Кроме этого, я должен обладать мастерством изобретателя, талантом артиста, реакцией водителя, аргументированностью оратора.

На что делаю упор в своей практической деятельности для развития познавательного интереса и творческого потенциала учащегося?

Специфика выполнения работ требует от учащегося большого объёма знаний и умений, а также творческого мышления, что открывает широкие возможности к раскрытию индивидуальных особенностей детей. Необходимой предпосылкой для успешной деятельности учащихся является декоративно-прикладное искусство, которое представляет собой особый род познания действительности.

Я, как наставник учу подрастающее поколение видеть все прекрасное, созданное человеком. Резьба по дереву способствует гармоничному развитию учащихся, воспитанию у них трудолюбия, высоких нравственных качеств. Занятия резьбой отвечают запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Взяв в руки резец, сделав первые узоры, ученик испытывает радость первого своего достижения. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей.

Знакомство с художественной обработкой древесины начинаю с геометрической резьбы. Она наиболее доступна и не требует сложных инструментов. Для этого вида резьбы используется любая древесина. Композиционные комбинации трехгранных углов позволяют создавать мотивы геометрического, растительного и анималистического характера. Основной элемент узора – треугольник.

Приступаю к обучению со знакомства с «азбукой резьбы». Работа начинается с подготовки деревянной основы, разметки узоров и непосредственно выполнения элементов. Занимаясь геометрической резьбой, учащиеся быстрее и качественнее приобретают навыки, которые способствуют успешному освоению более сложных видов резьбы.

Всегда напоминаю учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно, Предлагаю полюбоваться текстурой древесины. Подчеркиваю, что резьба, на изделиях и выжигание, покрытие лаком, выявляют прелесть природного материала.

На уроках народного творчества учащиеся 5-7 классов занимаются плетением изделий из вязального шпагата, изготовление различных изделий из алюминиевых банок. Моя задача состоит в том, чтобы научить учащихся создавать вещи необходимые в повседневной школьной и домашней жизни. Знакомство с плетением начинаем с создания простой домашней кисти, где учащиеся осваивают первые приемы работы с нитками. В дальнейшем усложняются приемы вязания узлов, переплетений, повышается сложность изделий. С учащимися 5-8 классов изготавливали конные упряжки. Алюминевые банки – замечательный, дешевый, доступный исходный материал для изготовления всевозможных поделок, ребята на практике видят как из бросового материала можно изготовить великолепные вещи, используемые в разных областях жизни. На уроках художественной обработки древесины, плетения из шпагата, изготовление поделок из алюминиевых банок органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения специфическими трудовыми навыками, вырабатывается точность и координация движений. Эта точность координации контролируется двигательными ощущениями рук. Работа над изделиями, несмотря на свою интенсивность, не утомляет учащихся, так как периодически чередуются операции, а следовательно, рабочие позы. Поэтому статистическая работа мышц в одном положении продолжается недолго. Это способствует укреплению здоровья, повышение выносливости, выработке у ребят множества двигательных умений и навыков, содействует приспособлению организма к интенсивной работе.

Проводимые занятия носят, в основном практический характер. Приемы работ учащиеся осваивают при выполнении каждого задания.

Особенностью этих уроков состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над своим изделием, провожу выставки-итоги на каждом уроке, при этом отмечаю результативность и значимость труда. В этом случае учащиеся наглядно видят результат своего труда, участвуют в обсуждении, учатся самоанализу и самоконтролю.

Когда ученик достигнет определенного уровня навыков и умений в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства.

Большое значение имеют выставки, проводимые в школе, районе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя, родители.

Среди учащихся есть ребята, которые воспитываются без отца, а если и есть отец, то он не уделяет достаточного внимания воспитанию мужского начала. Поэтому воспитываю в своих учениках убеждение, что настоящий мужчина должен, прежде всего, уметь преодолевать препятствия, быть настойчивым в достижении цели, брать на себя всю меру ответственности.

Для учащихся старшего звена были созданы определенные условия для обоснованного профессионального самоопределения на основе формирования системы знаний учащихся по устройству, техническому обслуживанию, эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин, развитие интереса школьников к технике. Основной идеей являлось поддержание готовности к осуществлению профессионального выбора, стремление реализовать свои возможности в сельскохозяйственной деятельности. К большому сожалению, это направление учебной деятельности было прекращено, не по вине учебного заведения. Я считаю, что для сельских школьников получение документов на управление сельскохозяйственной техникой просто необходимо.

На занятиях формирую мотивацию к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Использую разные подходы к образовательному процессу компетентностный, личностно- ориентированный и деятельностный. Уделяю внимание решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределения, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Пропагандирую и воспитываю такие качества личности как предприимчивости деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.

Ребята выполняют творческие проекты, как результат учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда – изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

Обеспечиваю преемственность на содержании учебного материала, реализую развивающую и воспитывающую функцию предмет «Технология», учитываю возрастные особенности учащихся.

На уроках воспитываю трудолюбие, потребность в труде, уважение к мастерам своего дела, качеств рачительного хозяина.

На практических занятиях, во внеурочное время создаю условия для формирования у учащихся общетрудовых и профессиональных умений и знаний, необходимых для участия в труде по обустройству личного подсобного хозяйства.

В летний период, работая в хозяйствах разных видов собственности, учащиеся получают опыт применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной деятельности.

Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с малых лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. Но для того, чтобы развить технический интерес и склонность детей к конструированию и одновременно с этим решить проблему свободного времени учащихся, одних уроков недостаточно. Детей необходимо увлекать техническим творчеством, используя внеклассную работу.

Считаю, что учитель технологии должен вести кружок по своему профилю. Он нужен в равной степени учителю и детям. Учителю – потому, что это значительно расширяет возможности для обучения и воспитания школьников. Детям – помогает использовать внеурочное время с пользой для себя, развивать творческий потенциал и открыть дорогу своим способностям и талантам.

В нашей школе и районе уделяется внимание кружковой работе. Ежегодно проводятся муниципальные конкурсы «Город мастеров». У нас много талантливых и трудолюбивых школьников. На базе школьной мастерской работает кружок «Юный столяр». Дети в большинстве своем нетерпеливы, поэтому первые поделки самые простые, чтобы они могли скорее завершить их. И когда первая поделка получилась, ребенок почувствовал вкус к этому ремеслу, поверил в себя, тогда следующее изделие будет более сложное. Как показывает опыт, даже простые модели ребята не просто копируют, а вносят свои изменения и новшеств. При разработке последующих изделий ставлю перед кружковцами различные задачи по проектированию и конструированию, как отдельных элементов, так и изделии в целом. Это прививает самостоятельность, развивает смекалку и творческое мышление.

Занимаясь в кружке, они изучают современные методы обработки материалов, процессы связанные сними. Это дает богатый практический материал для углубления и закрепления знаний по ряду вопросов школьных курсов физики, химии и технологии, расширяет политехнический кругозор учащихся и развивает их творческий потенциал. Подведением итогов работы кружковцев являются выставки поделок.

Моя педагогическая деятельность в области «Технология» держится в основном на энтузиазме. Учебная мастерская находится в отдельном здании. Благодаря усилиям администрации школы, и помощи мужчин работников провели отопление. В здании находятся столярные станки. Пиломатериал для проведения занятий по обработке древесины в мастерской готовим своими силами вместе с работниками школы. Необходимые инструменты, материалы то есть все необходимое для проведения уроков еще на более высоком уровне в достатке имеется в торговых сетях. Дело за малым – необходимы финансовые вливания.

Я никогда не смогу научить мальчишек строгать, пилить и т. д. если это будет происходить виртуально. Мое мнение ФГОС будет выполняться в полном обьеме, если государство обеспечит для этого учителей всем необходимым. Пока же создается впечатление, что наверху не знают истинного положения в школах, особенно сельских.

В своей работе использую методическую литературу, интернет ресурсы. Составляю карточки-задания, графические изделия, схемы. Для ребят как средство организации самостоятельной работы.

Но, пока главное для меня впереди – не растерять достигнутое, а шаг за шагом двигаться вперед по дороге обучения мастерству, развития творчества, а также воспитания у мальчишек рабочего характера. На занятиях надо продолжать идти от простого к сложному, от легкого к трудному, давая возможность каждому ребенку постоянно совершенствовать свой творческий потенциал.

Убежден, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов воспитания, и только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность. И только отдавая работе всю душу, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни и радость труда!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!