СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Избыток и недостаток

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока  "Решение задач на избыток и недостаток" Закрепление умений решать задачи по типу "Расчет по уравнению реакции"Сформировать понятие "Избыток", "Недостаток" Научить решать задачи данного типа.

Просмотр содержимого документа
«Избыток и недостаток»

Якимова Татьяна Ильинична, МБОУ СОШ№52, г.Чита учитель химии, высшая квалификационная категория .

Тема урока: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке». 9 класс.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.

Используемые технологии: дифференцированного обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения

Методы урока: частично-поисковый, работа в паре, самоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная беседа.

Цель: Сформировать умение решать задачи на «избыток и недостаток». обеспечить усвоение основных понятий, умение решать задачи на избыток и недостаток. Развивать математические навыки, химическую грамотность

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать понятия: «избыток», «недостаток».

  • Вспомнить формулы для вычисления массы, объема и количества вещества.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание;

  • Развивать умение решать задачи по уравнению реакции.

Воспитательные:

  • Формировать навык самостоятельного решения задач.

  • Используя соревновательный элемент, мотивировать учащихся на решение задач;

  • Прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: план решения задач на «избыток и недостаток»; список задач 3-х уровней; решённые задачи; чистые листы для решения задач

Ход урока.

Мотивация урока: Любите ли вы готовить? С чего начинается путешествие в мир кулинарии?

С кулинарной книги! В ней собрано большое количество рецептов. Чтобы блюдо получилось вкусным, надо соблюдать рецепт. Например, самый простой рецепт приготовления теста блинов: на 1 литр молокаи 500 граммов муки. А в холодильнике 0.5 литров молока. Получится ли в данном случае тесто для блинов и сколько граммов муки необходимо взять? Вывод:расчет ведем по недостаточному количеству одного из продуктов.

1. Организационный этап.

Объявление темы и цели урока;

2. Изучение новой темы

Перейдем на химическую кухню.

Демонстрация опыта: взаимодействия CaCO3+HCE

В:Что наблюдаете? (выделение газа, а на дне пробирки белый осадок).

В: Откуда в наблюдаемом эксперименте осадок?

Вывод:CaCO3 взят в избытке и поэтому не весь прореагировал с HCE

В: Как количественно определить, какое из веществ дано в избытке?

3. Решение задач.

Алгоритм! Расчёты по уравнению реакции, если один из реагентов взят в избытке

1.Записать условие задач

2. Написать уравнение реакции

3. Найти по уравнению реакции количество вещества, относительную молекулярную массу, 4 молярную массу, массу, объем для тех веществ, которые указаны в условии задачи.

5.Найти количество вещества, реагирующих соединений и продуктов реакции в соответствии с условиями задачи.

6.Вычислить, какое вещество дано в избытке.

7.Вычислить массу, объем, количество вещества по тому веществу, которое дано в недостатке.

8. Записать ответ.

:m (ν, V, W) реагентов

Найти: m (ν, V, W) продукта

Решение: 1. Составляем уравнение реакции

a A    +    b B    →    c C a моль     b моль      c моль

2. Нахождение количества вещества реагентов ν(А) и ν(В):

ν = m/M;  ν = V/Vm; Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора

mвещества= (Wвещества• mраствора)/100%

3. Сравнение дробей – нахождение недостатка:

ν(А)/a    и     ν(В)/b

 Если,  ν(А)/a  ν(В)/b, то вещество В в недостатке, расчёт ν(С) ведём по ν(В)

Если,  ν(А)/a 

Если,  ν(А)/a = ν(В)/b, то расчёт ν(С) ведём по ν(В) или ν(А)

4. Определение ν(С) по УХР путём составления и решения пропорции:

ν(В)/b  =  ν(С)/с   или    ν(А)/a = ν(С)/с  

5. Нахождение величин, требуемых по условию:

m = ν•M; V = ν•Vm; Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора

Задача-образец: 

Этапы решения задачи: 1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

 Cu + Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

 2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

 n(Cu) = m\Ar =3.2 г \ 63.5 г\моль = 0,05 моль

m(Hg(NO3)2) = m\Mr = 20 \ 324 = 0,06 моль

 3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:

 Cu  +  Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

0,05 моль     0,06 моль

 по уравнению реакции меди и нитрат ртути реагируют 1:1, значит, их количество моль тоже должно быть одинаковым 0,05 моль  

 Задачи на избыток и недостаток всегда решаются ПО НЕДОСТАТКУ

Почему по недостатку? Это аналогично вопросу — «сколько целых яблок можно сложить из 5 половинок? «

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:

 Cu  +  Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

0,05 моль   ——  0,05 моль

m(Hg)= n*Ar = 0,05 моль * 200 г\моль = 10 г

Ответ: m (Hg)= 10г

4. Физкультминутка

5.Самостоятельная дифференцированная работа по уровням

Первый уровень

1. На оксид магния количеством вещества 0,1 моль подействовали раствором, содержащим 15 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли. (Ответ: m Mg(NO3)2)= 14,8 г)

2. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия 7,3 г хлороводорода с 5,6 л аммиака (н. у.) (Ответ: m(NH4Cl) = 10,7 г)

3. Вычислите объём водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим 30 г серной кислоты (н.у.). (Ответ: V(H2) = 4,48 л)

Второй уровень

1. Какое количество вещества гидросульфата натрия образуется при смешивании 200 г 12% - го раствора серной кислоты со 100 г  8% - го раствора гидроксида натрия? (Ответ: 0,2 моль)

2. К раствору объёмом 153,5 мл  с массовой долей гидроксида калия 16%  и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объёмом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20% и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли. (Ответ: 34,8 г K2SO4)

Третий уровень

1. Смешали 100 г раствора, содержащего нитрат серебра массой 10,2 г, с раствором массой 50 г, содержащим ортофосфат натрия массой 6, 56 г. Определите массовые доли солей в полученном растворе. (Ответ: 3,6% NaNO3; 2,3% Na3PO4)

2. Водный раствор, содержащий гидроксид кальция массой 3,7 г, поглотил оксид углерода (IV) объёмом 1,68 л (н. у.). Определите массу осадка. (Ответ: m(CaCO3) = 2,5 г)



 Домашнее задание

Составить по 2 задачи на данную тему, или найти 5 задач и решить их (у всех должны быть разные






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!