Якимова Татьяна Ильинична, МБОУ СОШ№52, г.Чита учитель химии, высшая квалификационная категория .
Тема урока: «Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке». 9 класс.
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.
Используемые технологии: дифференцированного обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения
Методы урока: частично-поисковый, работа в паре, самоконтроль.
Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная беседа.
Цель: Сформировать умение решать задачи на «избыток и недостаток». обеспечить усвоение основных понятий, умение решать задачи на избыток и недостаток. Развивать математические навыки, химическую грамотность
Задачи:
Образовательные:
-
Формировать понятия: «избыток», «недостаток».
-
Вспомнить формулы для вычисления массы, объема и количества вещества.
Развивающие:
-
Развивать логическое мышление, память, внимание;
-
Развивать умение решать задачи по уравнению реакции.
Воспитательные:
-
Формировать навык самостоятельного решения задач.
-
Используя соревновательный элемент, мотивировать учащихся на решение задач;
-
Прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: план решения задач на «избыток и недостаток»; список задач 3-х уровней; решённые задачи; чистые листы для решения задач
Ход урока.
Мотивация урока: Любите ли вы готовить? С чего начинается путешествие в мир кулинарии?
С кулинарной книги! В ней собрано большое количество рецептов. Чтобы блюдо получилось вкусным, надо соблюдать рецепт. Например, самый простой рецепт приготовления теста блинов: на 1 литр молокаи 500 граммов муки. А в холодильнике 0.5 литров молока. Получится ли в данном случае тесто для блинов и сколько граммов муки необходимо взять? Вывод:расчет ведем по недостаточному количеству одного из продуктов.
1. Организационный этап.
Объявление темы и цели урока;
2. Изучение новой темы
Перейдем на химическую кухню.
Демонстрация опыта: взаимодействия CaCO3+HCE
В:Что наблюдаете? (выделение газа, а на дне пробирки белый осадок).
В: Откуда в наблюдаемом эксперименте осадок?
Вывод:CaCO3 взят в избытке и поэтому не весь прореагировал с HCE
В: Как количественно определить, какое из веществ дано в избытке?
3. Решение задач.
Алгоритм! Расчёты по уравнению реакции, если один из реагентов взят в избытке
1.Записать условие задач
2. Написать уравнение реакции
3. Найти по уравнению реакции количество вещества, относительную молекулярную массу, 4 молярную массу, массу, объем для тех веществ, которые указаны в условии задачи.
5.Найти количество вещества, реагирующих соединений и продуктов реакции в соответствии с условиями задачи.
6.Вычислить, какое вещество дано в избытке.
7.Вычислить массу, объем, количество вещества по тому веществу, которое дано в недостатке.
8. Записать ответ.
:m (ν, V, W) реагентов
Найти: m (ν, V, W) продукта
Решение: 1. Составляем уравнение реакции
a A + b B → c C a моль b моль c моль
2. Нахождение количества вещества реагентов ν(А) и ν(В):
ν = m/M; ν = V/Vm; Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора
mвещества= (Wвещества• mраствора)/100%
3. Сравнение дробей – нахождение недостатка:
Если, ν(А)/a ν(В)/b, то вещество В в недостатке, расчёт ν(С) ведём по ν(В)
Если, ν(А)/a
Если, ν(А)/a = ν(В)/b, то расчёт ν(С) ведём по ν(В) или ν(А)
4. Определение ν(С) по УХР путём составления и решения пропорции:
ν(В)/b = ν(С)/с или ν(А)/a = ν(С)/с
5. Нахождение величин, требуемых по условию:
m = ν•M; V = ν•Vm; Wвещества = (mвещества •100%)/mраствора
Задача-образец:
Этапы решения задачи: 1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:
Cu + Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2
2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:
n(Cu) = m\Ar =3.2 г \ 63.5 г\моль = 0,05 моль
m(Hg(NO3)2) = m\Mr = 20 \ 324 = 0,06 моль
3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:
Cu + Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2
0,05 моль 0,06 моль
по уравнению реакции меди и нитрат ртути реагируют 1:1, значит, их количество моль тоже должно быть одинаковым 0,05 моль
Задачи на избыток и недостаток всегда решаются ПО НЕДОСТАТКУ
Почему по недостатку? Это аналогично вопросу — «сколько целых яблок можно сложить из 5 половинок? «
4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:
Cu + Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2
0,05 моль —— 0,05 моль
m(Hg)= n*Ar = 0,05 моль * 200 г\моль = 10 г
Ответ: m (Hg)= 10г
4. Физкультминутка
5.Самостоятельная дифференцированная работа по уровням
Первый уровень 1. На оксид магния количеством вещества 0,1 моль подействовали раствором, содержащим 15 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли. (Ответ: m Mg(NO3)2)= 14,8 г) 2. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия 7,3 г хлороводорода с 5,6 л аммиака (н. у.) (Ответ: m(NH4Cl) = 10,7 г) 3. Вычислите объём водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим 30 г серной кислоты (н.у.). (Ответ: V(H2) = 4,48 л) Второй уровень 1. Какое количество вещества гидросульфата натрия образуется при смешивании 200 г 12% - го раствора серной кислоты со 100 г 8% - го раствора гидроксида натрия? (Ответ: 0,2 моль) 2. К раствору объёмом 153,5 мл с массовой долей гидроксида калия 16% и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объёмом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20% и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли. (Ответ: 34,8 г K2SO4) Третий уровень 1. Смешали 100 г раствора, содержащего нитрат серебра массой 10,2 г, с раствором массой 50 г, содержащим ортофосфат натрия массой 6, 56 г. Определите массовые доли солей в полученном растворе. (Ответ: 3,6% NaNO3; 2,3% Na3PO4) 2. Водный раствор, содержащий гидроксид кальция массой 3,7 г, поглотил оксид углерода (IV) объёмом 1,68 л (н. у.). Определите массу осадка. (Ответ: m(CaCO3) = 2,5 г) |
Домашнее задание
Составить по 2 задачи на данную тему, или найти 5 задач и решить их (у всех должны быть разные