1. Знакомство с текстом (чтение учителем). Пусть птица выводит птенцов! Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса. Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце. Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца. Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов! 2. Беседа по содержанию. О каком времени года говорится? Что на это указывало, какие слова? Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками? Зачем ребята отправились в лес? С кем они столкнулись в лесу? Как поступил лесник? Какова основная мысль текста? 3. Работа над составлением плана. На сколько смысловых частей можно разделить текст? Записали слово “план”. План 1. На помощь леснику. Отправились убирать, от рубки. 2. Природа оживает. Казался прозрачным, умылся. 3. Неожиданная находка. Что-то захлопало, зашумело, внизу. 4. Птенцы спасены. Поправил, повел. 4. Запоминание текста и пересказ по частям (в каждой части работа над синонимами). Русский язык очень богатый, и некоторые слова можно заменять близкими по значению - синонимами. 1 часть - отправились, остался. 2 часть - прокладывают, украсились, переливаются. 3 часть - добрались, вылетела, лежали. 5. Орфографическая подготовка (на доске). Объясните подчеркнутую орфограмму. Лесником, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки. 6. Чтение текста учителем последний раз. Напоследок, перед тем как вы начнете писать, мне бы хотелось зачитать вам такие строки: Ни за что не в ответе Словно самую малость, Нам на этой планете Жить и править осталось. И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем Не щадим, не жалеем. Я надеюсь, что после нашего урока, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее. |