СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение существительных по числам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Изменение существительных по числам".

Просмотр содержимого документа
«Изменение существительных по числам»

Ход урока

Здравствуйте ребята!

Прежде чем взяться за ручку предлагаю вам не много, размять ваши пальчики.


Пальчиковая гимнастика.

Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»)


Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук.)


Утром весенним раскрыл лепесток, (Соответственно.)


В мягкой землице его корешки. (Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.)


Слайд 1

Отгадайте загадки


Весной от снега очищаются

И хвоя, и валежник.

И первым появляется

В проталине ...



Пышный, круглый как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он,

Замечательный…



В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него негорячи.


Какая первая буква в названиях этих цветов?

Пропишем строчную, а затем заглавную букву Пэ в воздухе, а затем в тетради.


Во время письма не забывайте ребята.

Красиво пишет тот, кто правильно сидит!

Между вами и партой кулачок, спинка стула прижата к вашей спинке, тетрадь под наклоном, локоть не свисает.





Подснежник






Пион






Подсолнух




Буква Пэ

Что объединяет эти слова?

Какой частью речи они являются?

Молодцы!

Как Вы думаете, почему я загадала загадки про цветы?

Конечно, ведь скоро праздник! А на 8 марта принято дарить цветы.

Много цветов!

А как сделать так чтобы наших цветов стало много?

Помогите мне, как это сделать?

Запишем слова в два столбика.

Сначала в ед.ч. затем во мн.ч.

Обратите внимание, как будут называться столбики.

Изменилось ли лексическое значение слова?

Что изменилось в слове?

Подчеркните изменяемую часть слова.


К нам в гости прилетела мудрая сова, она предлагает прочитать правило на стр.62.


Как мы изменили существительные?

Как будет звучать тема нашего урока?

Как Вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Молодцы!



Это цветы

существительные


В преддверии 8 марта.




Изменить их

Ед.ч. Мн.ч.

Подснежник – подснежники

Пион – пионы

Подсолнух – подсолнухи





Изменилось форма слова.





Изменили их по числам

Изменение сущ. по числам



А сейчас мы проверим, как вы усвоили правило мудрой совы, поиграем в игру

«Наоборот».

И поучимся изменять существительные.

Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., письмо - …….., пироги - ………, туфля - …………, ученики - ……….., дождь - ………, тетради - ………

Отвечают по рядам


Работа по учебнику


Откройте Упр.106. на стр.62

Прочитайте задание про себя.

А теперь громко …. читает в слух.

Что нужно сделать в этом упражнении?


А теперь я предлагаю выполнить это задание самостоятельно.

(Самопроверка) (Слайд 1-2)


Тýфля (ед. ч.) − тýфли (мн. ч.), я́года (ед. ч.) − я́годы (мн. ч.), мóре (ед. ч.) − моря (мн. ч.), óблако (ед. ч.) − облака (мн. ч.).

Прóстыни (мн. ч.) − простыня (ед. ч.), ýлицы (мн. ч.) − ýлица (ед. ч.), блю́дца (мн. ч.) − блю́дце (ед. ч.), одея́ла (мн. ч.) − одея́ло (ед. ч.).






Изменить число имён существительных, подпишите над ними число. Подчеркни изменяемую часть.



Физминутка


-А теперь ребята поиграем в игру «Один - много»

-Если я называю имя существительное в единственном числе – прыгаем и делаем хлопок перед собой, а если существительное во множественном числе – садимся на корточки.

Кузнечики, жаворонок, бабочка, пчелы, лужа, облака, луч, капли, скворец, ласточки, божья коровка, ручеек, первоцвет.














Работа в парах.

Ребята, а теперь я предлагаю поработать в парах. Вы можете советоваться в выполнении данного задания.

На ваших столах лежат карточки.

Ваша задача составить предложение, пользуясь словами для справок, записать, и подчеркнуть грамматическую основу.

Слова для справок: Птица, почка, ромашка.


Прилетают с юга ….

На деревьях распускаются ….


Проверим вашу работу. Слайд 3.











Прилетают с юга птицы.

На деревьях распускаются почки


Дети, а какое слово оказалось лишним в вашей карточке?

ромашка



Рефлексия.

У каждого из Вас на столе лежит ромашка.

Оцените свою работу на уроке.

Если вы довольны своей работой на уроке и у вас все получилось, раскрасьте серединку ромашки желтым цветом.

Но, а если вам было сложно и вы не совсем справились, закрасьте серединку зеленым карандашом.

Покажите свои ромашки. Пусть они останутся у вас в память о нашем уроке.

Что у вас получилось?

Чему мы учились с вами на уроке?


Д/З с.61 правило, с.62 упр.107.