СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в природе в связи с деятельностью человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Первичный котроль полученных знаний:

https://multiurok.ru/tests/1095831/ 

Просмотр содержимого документа
«Изменения в природе в связи с деятельностью человека»

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

ВСПОМНИТЕ

  1. Какие искусственные сообщества вы знаете?

  1. Почему агросообщества являются весь­ма неустойчивыми?


Влияние деятельности человека на природные сообщества. С самого момента своего появления как вида человек стал использовать богатства окружающей среды для удовлетворе­ния своих жизненно важных потреб­ностей. Древние люди в основном занимались охотой и собирательством. От такой деятельности человека страдали только отдельные виды растений или животных.

Постепенно люди начали разводить домашних животных и сажать куль­турные растения, пользуясь при этом продуктами, которые эти живые суще­ства производили. С этого времени началось более сильное воздействие чело­века на природные сообщества — люди начали вырубать леса под пашни и пастбища, строить плотины на реках, осушать болота, а также создавать на месте естественных сообществ искусственные. Это сказалось на жизни мно­гих обитателей нашей планеты — некоторые виды растений и животных под воздействием человека вымерли полностью, а численность многих других существенно сократилась. Изменения затронули и целые сообщества: степи и саванны начали превращаться в пустыни, леса— в болота, а некоторые участки пустынь — в небольшие рощицы.

Исследования археологов показали, что ещё 10 тыс. лет назад на территории Сахары была влажная саванна. Здесь жили антилопы, жирафы, бегемоты, слоны, страусы. Одна из причин опустынивания Сахары - деятельность человека. Он распахивал саванну под поля, а также пас домашний скот на богатых травой территориях. С исчезновением трав в Сахаре исчезли антилопы. жирафы, страусы.

В XX веке эти изменения нарастали, человек начал оказывать воздействие уже на всю биосферу. Именно тогда, как справедливо отметил отечественный учёный, создатель науки биогеохимии Владимир Иванович Вернадский, «человечество превратилось в геологическую силу планетарного масштаба, оказывающую воздействие на все оболочки Земли».

Стремясь к улучшению условий своей жизни, человек постоянно наращи­вает темпы производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отхо­дов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Кроме того, человек, преследуя свои экономические интере­сы, заменяет естественные экосистемы искусственными, что также может при­водить к негативным последствиям.


Рис. 1. Промышленное загрязнение

Экологические проблемы биосферы. В результате деятельности человека в биосфере нашей планеты, происходят изменения и возникают различные экологические проблемы. Принято выделять местные (локальные), региональные и глобальные экологические проблемы. Загрязнение атмосферы, реки, озера отходами какого-либо предприятия пример местной экологической проблемы.

Загрязнение морей, речных бассейнов, природной среды городов, загрязне­ние обширных территорий в результате крупных техногенных аварий (напри­мер, радиоактивное заражение местности при аварии на Чернобыльской атом­ной станции) являются региональными экологическими проблемами.

Если деятельность человека существенно изменяет ход течения ряда про­цессов в биосфере, то возникают глобальные экологические проблемы. К ним можно отнести потепление климата, истощение озонового слоя, массовое све­дение лесов и другие.

Лесные массивы в настоящее время занимают площадь около 40 млн км2, или 1/3, поверхности суши. Среди них 30 % - это хвойные, а 70 % - лиственные леса.

С ними вы будете знакомиться в старших классах. Рассмотрим такую глобальную экологическую проблему, как загрязнение окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды. Загрязнением называют появление в природной среде новых веществ (загрязнителей), вызванное деятельностью человека (рис. 1) или какими-либо природными явлениями (например, вул­канической деятельностью). К загрязнителям же относят все те вещества, которые до процесса загрязнения не присутствовали в природных сообществах в таком количестве, как после него.

Основная опасность загрязнения состоит в том, что оно может не только нарушать жизнедеятельность отдельных организмов, но и разрушать целые природные сообщества. Например, попавшая на поверхность небольшого озе­ра нефть создаёт непроницаемую для воздуха плёнку, которая приводит к гибели всех обитателей водоёма от удушья и, следовательно, уничтожению всего сообщества целиком.

Кроме того, поскольку обитатели любого сообщества всегда связаны друг с другом, попавший в один организм загрязнитель через какое-то время появится в теле большинства жителей сообщества. Например, оказавшиеся в воде соли ртути сначала заглатываются мелкими рачками, потом они оказы­ваются в организме рыбы, питающейся этими рачками, а потом попадают в тело человека, поймавшего и съевшего эту рыбу.

Таким образом, загрязнения представляют собой опасность для всех обита­телей нашей планеты, в том числе и для нас с вами, поскольку всё, что мы выбрасываем в окружающую среду, возвращается к нам с пищей, строи­тельными материалами и другими необходимыми для нашей жизни ресурса­ми. Именно поэтому с загрязнениями необходимо бороться.

Можно ли предотвратить загрязнение окружающей среды? Конечно же, можно. Например, перейти на безотходные технологии. Этот способ уже используется на некоторых заводах и фабриках, на трубы которых ставятся специальные фильтры, препятствующие выходу загрязнителей в атмосферу. После использования эти фильтры очищаются, а задержанные ими ядовитые вещества превращаются в безопасные, которые вновь применяются на произ­водстве. Часто в роли разрушителей ядовитых веществ используются специ­альные микроорганизмы, выведенные для этой цели учёными. При исполь­зовании таких фильтров опасность загрязнения сводится к минимуму.

Истощение ресурсов. Ежегодно люди добывают около 100 млрд т руды, угля, нефти и сырья для минеральных удобрений. Быстрый рост потребности в топливе, металлах, минеральном сырье и их добычи ведёт к истощению этих ресурсов. Поэтому нельзя забывать об экологическом принципе, кото­рый гласит: «Ресурсы ограниченны и не должны расходоваться впустую; нельзя бесконечно открывать новые ресурсы».

Рис. 2. Ветрозащитные посадки

Рис. 3. Лошадь Пржевальского

разводится человеком и впоследствии возвращается в дикую природу


Как сохранить природу. За последние сто лет люди научились компенси­ровать ущерб, который наносит природным сообществам их деятельность. Они восстанавливают леса, в степях сажают ветрозащитные посадки, которые пре­дотвращают сдувание почвы сильными ветрами (рис. 2). Человек научился разводить в неволе особей исчезающих видов растений и животных, а потом возвращать их обратно в дикую природу (рис. 3).

В 1972 году в Стокгольме под эгидой Организации Объединённых Наций прошла международная конференция, посвящённая проблемам окружающей среды. Представители 113 стран обсуждали необходимость перехода человече­ства к экоцентрическим отношениям с природой. Участники конференции единогласно приняли Декларацию по окружающей среде, которая содержит основные принципы устойчивого развития общества — развития, при котором сохраняется баланс между удовлетворением потребностей людей, с одной сто­роны, и возможностями окружающей среды, с другой стороны.

В обществе с устойчивым развитием существующее поколение поддержива­ет стабильную экономику, обеспечивает справедливость в отношениях между всеми членами общества, заботится об охране окружающей среды и разумно управляет использованием природных ресурсов.

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека не проходит бесследно для природы. Человек, как часть природы, сам наносит ей вред и сам же страдает от этого. В нашей стране приняты законы об охране и раци­ональном использовании природы, созданы особо охраняемые природные тер­ритории. Однако многое зависит от осознания каждым человеком необходимо­сти бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её сохранение. Природные ресурсы нашей планеты весьма ограничены. Только знание и соблюдение законов природы даст нам возможность сохранить её многообразие.

Хочется верить, что воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу удастся снизить и следующий её этап можно будет назвать эпохой рационального природопользования.

ЗАПОМНИТЕ

ЗагрязнениеБезотходные технологииРациональное природопользо­вание


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  1. В чём заключается основная опасность загрязнения окружающей среды?

  2. К чему может привести вырубка лесов?

  3. Почему в настоящее время необходим переход на безотходные технологии?

  4. Используя справочную литературу и Интернет, объясните значение термина «рациональное природопользование».

  5. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Влияние деятельности человека на экосистему моего города (края)». Представьте сообщение в виде презентации.

ПОДУМАЙТЕ!

Какие примеры рационального природопользования уже используются или пла­нируются в вашем регионе?



Моя лаборатория

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Известно, что любой загрязнитель, выброшенный во внешнюю среду, в конце концов окажется в человеческом организме. Поэтому самый лучший способ изба­виться от этой опасности — не выбрасывать во внешнюю среду вообще никаких загрязнителей. Именно поэтому люди изобрели безотходные технологии.

Предложите свой собственный пример безотходной технологии и обсудите его с товарищами и учителем. В процессе обсуждения попытайтесь учесть, не отра­зится ли внедрение такой технологии на экономическом благополучии людей.

  1. Из истории мы знаем немало примеров, когда бездумная деятельность чело­века приводила к разрушению естественных экосистем, на месте которых воз­никали безжизненные пустыни, что влекло за собой исчезновение целых цивилизаций, процветавших ранее.

Выясните, какова экологическая ситуация в вашем регионе. Свяжитесь со службами охраны природы и экологическими объединениями в вашем районе. Примите участие в работе по выявлению источников загрязнения окружающей среды.