СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Презентация к лекции на тему: "Измерение информации. Алфавитный и содержательный подходы." Материал раскрывает два основных подхода к измерению информации, рассматриваются единицы измерения информации, формулы для расчета объема информации в зависимости от подхода.
Тема: «Измерение информации. Алфавитный и содержательный подходы»
Преподаватель информатики Отева О.А.
Объемный подход измерения информации
Алфавитный подход к измерению информации
Алфавитный подход к измерению количества информации основан на подсчете числа символов в сообщении.
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом.
Полное количество символов алфавита принято называть мощностью алфавита.
Одним из основоположников алфавитного подхода к измерению информации является Андрей Николаевич Колмогоров, (1903-1987), великий российский ученый - математик.
Двоичное кодирование текстовой информации
33 русских прописных буквы +
33 русских строчных букв + 26 английских строчных букв + 26 прописных английских букв + 10 цифр + знаки препинания + скобки и знаки математических операций + специальные символы (@, #, $, %, &, *) + знаки псевдографики ≈ 256 символов.
Представление текста в компьютере
N = 2 i
256 = 2 i
2 8 = 2 i
i = 8 битов
Единицы измерения
В двоичном коде один двоичный разряд несет одну единицу информации, которая называется 1 бит.
Более крупная единица измерения информации является байт: 1 байт = 8 битов
Например, лист формата А4 кегля 12 - 4000 байтов, т.е. примерно 4000 знаков.
N = 2 I – формула для решения задач на информационный подход к измерению информации,
где
Содержательный подход к измерению информации
Основоположником содержательного подхода к измерению информации является американский учёный Клод Элвуд Шеннон (1916 — 2001). По Шеннону, информация — уменьшение неопределенности наших знаний. Неопределенность некоторого события — это количество возможных исходов данного события.
Возможные Произошедшее события событие
Единицы измерения информации
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знания в два раза. Такая единица названа бит.
Так, например, если из колоды карт наугад выбирают карту, то неопределенность равна - ?.
При бросании монеты неопределенность равна -?.
При бросании кубика неопределенность равна - ?.
Бит – наименьшая единица представления информации Байт – наименьшая единица обработки и передачи информации
Для перевода из крупных единиц в мелкие числа умножают, согласно таблице переводов
Пример:
2 Кбайта = 2 * (1 Кбайт) = 2 * 1024 байтов = 2048 байтов = 2048 * 8 бит = 16384 бита.
Для перевода количества информации из мелких единиц в более крупные нужно делить.
Пример:
8192 бита = 8192 : 8 = 1024 байт = 1024 : 1024 (т.к. в 1 Кбайте 1024 байт) = 1 Кбайт
Примеры объемов информации
1. Сообщение, записанное буквами из 128 – символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?
I = K*i
N = 2 i
N = 128
К = 30
I = 30*7
128 = 2 i
I - ?
I = 210 бит
i = 7 бит
2. Объём информационного сообщения 200 бит. В сообщении 25 символов. Какова мощность алфавита?
N = 2 i
I = K*i
i = I/K
N = 2 4
i = 200/25 = 4битa
N = 16 символов
I = 200 бит
К = 25
N - ?
6. Сколько информации несет сообщение о том, что было угадано число в диапазоне целых чисел от 684 до 811?
7. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами, на каждом – по 8 полок. Ученику сообщили, что нужный учебник находится на 2-ой полке 4-го стеллажа. Какое количество информации получил ученик?
8. Поле для игры в крестики-нолики содержит 64 клетки. Первый игрок ставит крестик в любую клетку. Какое количество информации получит второй игрок при первом ходе первого игрока?
Домашнее задание
Литература:
Название: Информатика и ИКТ 10-11 классы Автор(ы): И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер Год издания: 2013 Издательство: Бином Количество страниц: 249
© 2019, Отева Ольга Александровна 4819 21