СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Измерение углов. Транспортир.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Измерение углов. Транспортир.»

МКОУ Парфёновская СОШ

Учебная дисциплина: математика

Класс: 5

Разработчик: Глазунова Татьяна Ивановна

Тема урока Измерение углов. Транспортир

Тип урока Урок изучения нового материала.

Цели урока: Предметные: создать условия

- для развития умения измерять углы с помощью транспортира и сравнивать их величины,

- для развития умения распознавать развёрнутые, острые, тупые и прямые углы

- для развития умения классифицировать углы по их градусной мере;

Метопредметные: создать условия

- для развития умения осуществлять поиск необходимой информации по данной теме и ее анализ;

- для развития умения определять понятия, создавать обобщения.

Личностные: создать условия

- для развития умения слушать и вступать в диалог по теме урока, участвовать в коллективном обсуждении проблем

- для развития умения осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

Планируемые результаты:

- уметь измерять углы с помощью транспортира и сравнивать их величины,

- уметь распознавать развёрнутые, острые, тупые и прямые углы

- уметь классифицировать углы по их градусной мере;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации по данной теме и ее анализ;

- уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать.

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность

- уметь осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

Основные понятия: Развёрнутый угол, градус, транспортир, измерение углов, острый угол, прямой угол, тупой угол.

Оборудование: учебник, транспортир, компьютер, проектор для демонстрации презентации



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап




Вам нравиться получать на уроках математики «пятёрки»?

А как нужно работать, чтобы получить оценку «5»?






Предлагают варианты:

быть внимательными, аккуратными, не лениться, работать быстро, уважать всех присутствующих


2.Актуализация знаний





3.Проверка домашнего задания
































4.Составление проблемной ситуации




















5.Постановка темы, цели, задач.















6.Планирование деятельности по достижению цели















7.Реализация плана









































































Контроль за процессом, оценивание


Организация рефлексии







Контроль




Постановка домашнего задания


Отгадайте загадку

Построить фундамент – развернутый

Возвести стены дома – прямой,

А чтобы крыша не протекала – тупой.

О чём идёт речь?


На предыдущих уроках мы с вами говорили о геометрической фигуре – угол

1.Заполните пропуски так, чтобы высказывания были верными

( За каждое правильно вставленное слово – 1 балл, всего – 7 баллов.):

-Углом называют фигуру, образованную двумя _______, выходящими из _______ точки.

- Лучи, образующие угол, называют _______, а точку, из которой они выходят, ____ угла.

- Два дополнительных друг другу луча образуют _____ угол. Стороны этого угла вместе составляют _______.

- Прямым углом называют _____ развёрнутого угла.

Взаимопроверка .Слайд2




2.Работа в парах. Укажите номера верных утверждений.

Слайд3

  1. Эта фигура – луч.

  2. На рис. 1 изображен угол.

  3. В 6 часов часовая и минутная стрелки образуют развёрнутый угол.

  4. Прямой угол всегда больше развёрнутого угла.

  5. На рисунке прямой угол.

Предлагает одному из учеников объяснить, почему неверно утверждение.

1.Почему изображён не луч?

4. Прямой угол всегда больше развёрнутого угла.

5.Как определили, что угол прямой?






3.Практическая работа.

На столах карточки с изображением отрезков (а) и углов (б)

1) Определите, какой из двух отрезков на рис (а) больше и на сколько?

2) Определите, какой из двух углов на рис (б) больше и на сколько?

Слайд 4

Почему не можете второе задание доделать до конца?

В начальной школе и в 5 классе мы с вами решали задачи на измерение величин, это задачи на определение длины отрезка, массы тела, задачи на движение. Рассмотрите таблицу (слайд № )и скажите, каких знаний и каких умений вам не хватает, чтобы выполнить полностью второе задание?

Слайд 5



Инструмент для построения

Единицы измерения








Может быть, кто-то знает, как называется прибор для измерения углов, единицы измерения углов.

(если не смогут назвать, то предложить ребусы)

Слова: транспортир, градус (внести в таблицу).





Сформулируем тему урока:

(Обобщает сказанное детьми)

«Измерение углов. Транспортир»

Цель: Научиться измерять углы с помощью транспортира.

Задачи:

- Познакомиться с прибором, который служит для измерения углов.

- узнать единицу измерения углов.

Фиксирует задачи на доске.

Как же нам решить поставленные задачи? Предлагаю обсудить в парах и предложить свои варианты

Записывает предложения на доске.


Давайте посмотрим, в каком порядке нам лучше с вами работать.

1. Прочитать материал учебника.

2. Рассмотреть транспортир.

3. Ответить на вопросы учебника.

4. Составить алгоритм измерения углов.

5. Потренироваться в применении транспортира для измерения углов











Кто может поделиться своими знаниями о транспортирах.

-Что делаем дальше?

-с 249, п.42

-На какие вопросы пункта будем искать ответы в учебнике?




У вас на столах лежат конверты , откройте их, достаньте транспортиры, внимательно рассмотрите их.

(На доске записаны слова: центр, шкала, деление шкалы)

Ответьте на вопросы используя транспортир:

- Покажите центр транспортира

-Сколько шкал изображено на транспортире?

- Как они расположены?

-У всех ли транспортиры одинаковые? Есть ли отличия?

(Слайд 6)

Один из ребят выполнял опережающее домашнее задание по теме

Слайды 7,8

-А сейчас выполните индивидуально практическую работу.

- Измерьте угол при помощи транспортира.

(Каждому ученику выдаётся листок с изображением угла, у всех углы равные).

Проверяем.



-Почему результаты разные.


-Как решить эту проблему?



- с.250 учебника, 2 абзац, пример измерения угла.

Рассмотреть пример и составить алгоритм измерения углов.

Слайд 9-12




Фронтальная работа после обсуждения в группах.




-Потренируемся- Измерить углы (500, 900, 1400)


- А в учебнике есть нужные нам упражнения?

Проверка: 660,1400,1200,350.

Организует самостоятельную работу по упражнениям.


Физкультминутка.


Фронтальная работа с классом:

Найдите ошибки при измерении углов. Слайды13-17

1)



2)



3) Олег измерил угол MON по алгоритму:

-Совместить вершину угла с центром транспортира.

- расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира.

-найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.

- найти штрих, через который проходит вторая сторона угла.


В результате у него получилось, что угол MON равен 300. Прав ли он?

Слайд 17

Если нет, то объясни, в чём его ошибка.



Чтобы избежать подобной ошибки нужно помнить, что углы бывают острые, прямые, тупые, развернутые. Слайд18


Формулировка задания для обучающихся (тест см приложение 3):



Обращается к задачам урока.

Беседа с обучающимися о том, какие новые понятия появились на уроке.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что было для вас важным? Где вам это пригодится?

С какими заданиями вы спра­вились успешно, а с какими возникли проблемы?


Заполните листы самооценки, оцените свои знания.

Учитывая оценки в листах самооценки, выставляются оценки в журнал.


Дома; №1660,1661,1683.

Составить кроссворд «Углы и их виды» ( по желанию)



Итак, сегодня на уроке вы измеряли углы при помощи транспортира .

А как вы думаете, что ещё можно делать с помощью транспортира?


Вот этим мы и будем заниматься на следующем уроке.






Об углах.



У каждого карточка с заданиями.

Заполняют пропуски так, чтобы высказывания были верными.







Обмениваются выполненными работами, проверяют работу соседа по образцу (слайд презентации), оценивают.

Полученные баллы выставляют в лист самооценки.


Читают предложения, рассматривают рисунки. Определяют верно, утверждение или нет.




Проверка с комментариями желающих.


1.Нет начала.

4. Прямой угол – половина развёрнутого угла.

5.С помощью чертёжного треугольника. Наложением.

Проверяют.

Итоги в лист самооценки.

(Всего 5 баллов.)

Измеряют отрезки. Отвечают на вопрос.


-Больше угол MNK.

-А на сколько, ответить не можем.







Рассматривают таблицу.

Предлагают варианты ответов на поставленный вопрос.

Для того, чтобы определить на сколько один угол больше другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:

- выяснить, какой прибор служит для измерения углов;

– узнать единицы измерения углов




Инструмент для измерения углов - транспортир.





Ребята обсудив с товарищем, всё сказанное ранее, предлагают варианты темы урока







Работают в парах .

Предлагают варианты


- Прочитать материал учебника.

- Рассмотреть транспортир.

- Потренироваться в применении транспортира для измерения углов

- Ответить на вопросы учебника.

- Составить алгоритм измерения углов.





Предлагают свои рассказы.

-Обращаются к учебнику.

Читают о транспортирах.

- Зачитывают вопросы 1-3.

Находят в учебнике ответы на вопросы.

Показывают на транспортирах, отвечают на поставленные вопросы.









Сообщение из истории измерения углов.



Выполняют практическую работу.


Желающие озвучивают результаты измерений.


-Измеряли по -разному.

-Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира.


Работают в группах.

Составляют алгоритм измерения углов с помощью транспортира, опираясь на пример измерения, рассмотренный в учебнике на с.250 2 абзац. Выступления от группы.

После работы в группах обсуждают алгоритм.



Обращаются к упражнениям в учебнике

- 1649(а), 1651






Анализируют ошибки, допущенные при измерении углов (слайды презентации)

  1. Не совместили центр транспортира с вершиной угла.

  2. Не совместили центр транспортира с вершиной угла.







  1. Угол MON равен 1500.

При измерении нужно было использовать внутреннюю шкалу.








Отвечают на вопросы.

Выполняют задания теста










Заполняют лист самооценки








Предлагают варианты


Построить углы заданной величины.





Лист самооценки

  1. Заполни пропуски (7 б)


  1. Верно ли утверждение. (5 б)


  1. № 1561 (4 б)


  1. Работа на уроке (5 б)


20-21 «5» 16-19 «4» 12-15 «3»






Приложение1.

Заполните пропуски так, чтобы высказывания были верными

-Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки.

- лучи, образующие угол, называют сторонами, а точку, из которой они выходят, вершиной угла.

- Два дополнительных друг другу луча образуют развернутый угол. Стороны этого угла вместе составляют прямую.

- Прямым углом называют половину развёрнутого угла.



Физкультминутка.

Игра «Истина- ложь» истина – хлопаем, ложь - топаем.

Стоп, урок! Стоп, дела! Отдыхать пришла пора!

1.Острым называют угол, который больше прямого. (Нет)

2. Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого? (да)

3. Единица измерения углов: килограмм? (нет)

4. Тупой угол меньше прямого угла. (нет)

5. Угол - фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. (да)

6. биссектриса - это луч, который выходит из вершины угла и делит его пополам. (да)

7. два угла можно сравнить с помощью наложения (да)

Покажите руками вертикально: развернутый угол, прямой угол, тупой угол, острый угол.

Приложение2.

Алгоритм.

1.Совместим центр транспортира с вершиной угла.

2.Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчёта на шкале транспортира; 0-начало отсчёта.

3. Находим штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла, используется ту шкалу для определения градусной меры угла, где располагается нулевой градус.

4. Определяют, через какой штрих проходит вторая сторона угла.

Приложение 3

Тест

  1. Какой угол изображен на рисунке?

  1. Острый

  2. Тупой

  3. Прямой

  1. Сколько на рисунке развёрнутых углов?

  1. Два

  2. Три

  3. Четыре

  4. Ни одного

  1. Как называется угол, градусная мера которого равна 910 ?

  1. Острый

  2. Прямой

  3. Тупой

  4. Развёрнутый

  1. Укажите градусную меру угла ABC.

  1. 450

  2. 500

  3. 300

  4. 600


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!