Введение
Тема урока: « Изображение человека как важнейшая
идейно – нравственная проблема литературы. Личность автора, его труд, позиция и авторское отношение к героям».
Высказывания великих людей о значении книги и о пользе чтения
- Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Уильям Теккерей
- Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В.И.Даль
-Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь. Л.Н.Толстой
-Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых далеких и темных дорогах жизни. Андрей У пит
-Книги – дети разума. Джонатан Свифт
Человек с книгой на полотнах художников
Анкетирование :
1) Все ли произведения из списка литературы для летнего чтения вы прочли?
- Какое произведение вам больше запомнилось? Почему?
3) О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?
4) О ком из писателей вам хотелось бы побольше узнать?
5) Какие герои книг вам близки, кому бы вы хотели подражать?
- Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).
7) Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам?
8) Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.
Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)
Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)
Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев)
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )
Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)
Шесть — семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс- французский писатель и литературный критик. )
Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)
Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)
Литературоведческий словарь: Литература (лат.:"Littera" -"буква", а "litteratura" – "написанное«) вид искусства (искусство слова). Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Образ в литературе, искусстве - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного явления. Важнейшая задача литературы- изображение человека
Художественный образ – это не только образ героя, но и образ природы, времени, жизни определенной эпохи и т.д.
Художественная действительность не равна обыкновенной копии жизни. Это преображенная действительность , оцененная с позиций эстетического идеала.
Эстетический идеал – это совершенство, представление о прекрасном в человеческой жизни.
В искусстве к объективному привносится субъективное отношение автора к изображенной им действительности.
Идея - это главная мысль , обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения. Нравственность - система правил поведения личности, его мировоззрение, мысли. Проблема - (в переводе с древнегреческого — «задача, задание») — острый, сложный вопрос, поставленный автором в художественном произведении.
Читаем статью из учебника и составляем памятку читателя.
Памятка читателя : Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения Если вы начали читать, то не бросайте Сосредоточьтесь Практикуйте
Рефлексия деятельности. Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?
Домашнее задание: выучить конспект.