Тема урока: Изображение характера животных. Художники-анималисты Е.Чарушин, В. Ватагин.
Цель урока: Формирование представления учащихся об анималистическом жанре, знакомство с творчеством художников – анималистов.
Методический материал: рисунки кошек, учебник Изобразительное искусство.
Предметные результаты:
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Метапредметные результаты:
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Личностные результаты:
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Ход урока
Организационный момент.
- Давайте с вами проверим, готовы ли вы к уроку.
У вас на столах должны лежать: краски, альбом, кисть, учебник.
Мотивация к учебной деятельности
- Природа. Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. Это пейзажи разных художников.
- А у кого учились художники?
- А кто же в древности учил самого первого художника?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем с вами в мастерскую первобытного художника.
- А кого первобытные художники изображали на своих картинах?
- Это фигуры животных, изображаемых на стенах пещер. Посмотрите, разве не прекрасны его рисунки бизонов? Нас поражает точность линии, грациозность движения животных. Животные изображались в натуральную величину и очень правдоподобно, т.е. реалистично.
- В древности, человек был един с природой. Откуда первобытные художники брали вдохновение и у кого учились рисовать? Конечно у природы.
2. Актуализация знаний
- Но мы с вами живем в 21 веке, а не в первобытном обществе. И мы знаем о животных немного больше, чем первобытный человек. Скажите, а в чем схожи человек и животные?
- Откройте ваши учебники на с. 96-99. Кто изображен на рисунках?
- Вы видите на изображениях величественного и гордого тигра. Скажите, а как художник изобразил пантеру, бегемота, обезьяну, кошку?
II. Сообщение темы и цели урока.
Постановка цели урока
- Ребята, мы с вами уже сказали, что у всех животных есть собственный, неповторимый характер. У кого есть домашнее животное? Скажите, а у ваших домашних животных какой характер?
- Я думаю, вы уже догадались, что мы будем сегодня рисовать. Сформулируйте цель урока.
- Всё верно, тема урока: «Изображение характера животных». Мы будем живописно изображать животное, показывая его характер и настроение.
Физминутка
Просмотр презентации
- Ребята, вы сейчас увидели столько разных животных. Расскажите о них. Какие они? Чем они отличаются друг от друга?
Вы знаете, что у каждого животного свой характер?
И как же нам его изобразить?
Посмотрите на слайд. Эту лису изобразил художник – Е. Чарушин. А какая у него лиса?
- Как художник показал это на картине?
- Этот же художник нарисовал медвежат. Какие по характеру они? Как художник это показал? Посмотрите следующий слайд на нем изображен кот обормот? Какой он? Как показал это Чарушин?
- На с. 89 обезьянку изобразил художник – Василий Ватагин. А какая у него обезьянка? Как художник это показал?
- Так как же художники показывают характер животного в своих работах?
Верно. Характер зверя выражается через движение и форму тела - стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через величину частей тела-большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали- лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз.
III. Подготовка к рисованию.
- Но прежде, чем мы приступим к выполнению работы, познакомимся с методом “Сухая кисть”. С помощью этого метода все наши любимцы будут пушистыми и мягкими.
Сухая кисть - универсальная техника, что-то между живописью и графикой, работа выполнятся жесткими кистями, которыми наносят на бумагу больше краски, чем воды.
Для работы в технике сухая кисть нам понадобится:
кисти (довольно жесткие разных размеров),
лист бумаги,
немного краски ,
палитра или лист бумаги.
2. Объяснение учителя, сопровождающее показом изображения на доске.
Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть достаточно тонкими, т.к. слой краски достаточно прозрачный и жирные линии могут через него просвечивать. На этом этапе стараемся не пользоваться ластиком, т.к. при нанесении (втирании) краски могут образоваться комочки.
Когда уловлены общие пропорции, начинаем рисовать красками.
Набираем нужный цвет. Главное, чтобы кисть была практически сухая. Если на кисти осталось слишком мало краски - можно процесс повторить несколько раз. Если краски слишком много, она может испортить всю работу. Наносим на кисть немного краски и кистью проводим несколько раз по палитре (можно использовать бумагу), чтобы краска равномерно расположилась по ворсу кисти. А затем переходим к рисунку, небольшими штрихами наносим краску. Постепенно, как бы втирая краску в бумагу (но без сильного нажима) набирайте тон, переходя от общего к проработке более мелких деталей.
IV. Самостоятельная практическая работа .
Сегодня ваша задача изобразить кошку. Давайте еще раз рассмотрим рисунок Е.И. Чарушина «Кот обормот». Как художник изобразил его? Какое настроение у кота? Как удалось передать его характер? Попробуем на сегодняшнем уроке передать настроение изображаемого вами котика в стиле Евгения Ивановича.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. В перерыве пальчиковая гимнастика.
V. Рефлексия.
Вам понравилось на сегодняшнем уроке?
С каким известным художником–анималистом мы познакомились?
С каким методом мы сегодня познакомились?
Что является главным при работе с этим методом?
А что еще можно нарисовать, используя метод “Сухая кисть”?