СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение высот и глубин на карте

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изображение высот и глубин на карте»

Тема: Изображение высот и глубин на картах.

Цель:

- сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);

- учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.

Задачи урока:

  1. образовательные: ввести новые понятия послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.

  2. развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

  3. воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

Личностные:осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картами атласа для исследования.

Предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

-познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.



Ход урока


Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие и пожелание успеха.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем

И урок мы наш начнем.

Я вижу настроение у вас хорошее, надеюсь, оно поможет нам в работе.


Этап: Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках?

Дети: Мы изучали карту.

- Какие элементы карты вы уже изучили? (что из содержания карты вы изучили)

Дети: Градусную сеть карты, линии, которые ее составляют: параллели и меридианы, географические координаты: географическую широту и географическую долготу, масштаб.

- Для того, чтобы продолжить исследование карты, необходимо проверить какой багаж знаний у вас имеется. Для этого выполним следующее задание. Я вам читаю определение, а вы говорите о чем идет речь.


1. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков (карта).

  1. Делит Землю на Северное и Южное полушария (экватор)

  2. Половина окружности, соединяющая Северный и Южный полюса (меридиан)

  3. Поперечные линии, проведенные параллельно экватору (параллель)

  4. Географическая широта и долгота (координаты).

  5. Список всех условных знаков с их расшифровкой (легенда)

  6. Отношение реального расстояния на местности к расстоянию на карте (масштаб).

  7. Точки Земли, через которые проходит воображаемая земная ось (полюса).

  8. Что такое абсолютная высота? Почему абсолютную высоту отсчитывают от уровня моря или океана? (Превышение точки земной поверхности над уровнем моря. Потому что поверхность воды горизонтальна и уровень моря не так уж сильно колеблется и его можно считать постоянным).



Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои тайны. И сегодня мы свами откроем еще одну. Для этого превратимся в юных исследователей.











Этап: Открытие нового знания


Цель: изучение нового материала учащимися, актуализация ранее усвоенных знаний для поиска новой необходимой информации.


- Вы должны всего лишь внимательно посмотреть на физическую карту полушарий атласа.

- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, горы и равнины, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

(Выслушать версии детей. Если скажут –цветом или окраской, поправить как правильно это называется в географии, что нет такого в географии. Если скажут – шкала высот и глубин, то давайте проверим).

На этот вопрос вы сможете ответить, когда соберете пазлы. Собрали пазлы, молодцы!

- Итак, давайте прочтем, как называется еще один элемент карты, с которым мы должны познакомиться?

Дети: Шкала высот и глубин.

- Кто попытается сформулировать тему урока?

Дети: Изображение на физических картах высот и глубин.


Сегодня в работе нашими помощниками будут учебники, атласы, рабочие листы, а также ваши знания по математике. Запишите тему урока в свой рабочий лист. Чтобы правильно написать тему, обратите внимание на слайд.


- Как выдумаете, на что мы должны обратить внимание? (учитель выслушивает версии детей, а затем предлагает алгоритм изучения нового материала).

- Да, ребята, мы должны познакомиться со шкалой высот и глубин. Но, тем не менее, на земной поверхности есть наиболее высокие и наиболее глубокие точки. И как они изображаются на карте, мы тоже будем об этом говорить. Таким образом, мы обозначили вопросы, которые сегодня будем рассматривать.

План (вопросы для рассмотрения)

  1. Изображение на физических картах высот отдельных точек.

  2. Изображение на физических картах глубин отдельных точек.

  3. Шкала высот .

  4. Шкала глубин.


- А сейчас я предлагаю выступить вам в роли исследователей.Мы поработаем в группах. Вы повернетесь друг к другу, выполняете задание, и определитесь, кто из вас будет представлять результаты вашего труда (учитель распределяет задания, записанные в рабочих листах между группами).

У вас 3-4 минутки для того чтобы самостоятельно поработать с учебниками и атласами и ответить на задания рабочего листа. Письменно отвечаете на вопросы, находите географические объекты и показываете их на карте.

- Как только будете готовы, вы сигнализируете мне поднятием руки.

- Я вижу, вы готовы. А сейчас взяли рабочие листы, ручки. Первая группа знакомит нас с результатами исследования, а все остальные записываем в свои рабочие листы.



Итак, слушаем отчет о выполненном задании первой группы. Кто желает выступить?

1 группа.

Высоты отдельных точек на карте изображают с помощью отметок высот. Глубины отдельных точек на карте изображают с помощью отметок глубин

- Так ,ребята, оказывается что на физических картах высоты и глубины отдельных точек показывают с помощью отметок высот и глубин. А сейчас вторая группа нам это докажет.


2 группа.

Абсолютная высота вулкана Ключевская Сопка - 4688м. Точка с заданными координатами-вулкан Везувий, его абсолютная высота-1279 м. Наибольшая глубина Каспийского моря – 1025м.

- Убедили нас ребята, в том, что на физической карте существуют отметки высот и глубин?

Дети: убедили.

- Хорошо , тогда двигаемся дальше, согласно нашему плану.


3 группа.

Способ отображения рельефа на физических картах называется – послойное окрашивание. Низменности окрашивают в зеленые тона, (впадины ниже уровня моря- в темно-зеленые), горы – в коричневые (чем выше горы, тем темнее тон), моря и океаны – оттенками голубого и синего цвета (чем глубже, тем темнее тон). Значение того или иного цвета позволяет расшифровать шкала высот и глубин.


- Итак, ребята, мы подошли к самому главному. Невозможно всю карту заполнить отметками высот и глубин. Поэтому для отображения рельефа используют способ послойного окрашивания, а значение цвета мы можем посмотреть на шкале высот и глубин. Ребята, следующей группы нам это докажут


4 группа.

Наибольшая глубина Балтийского моря -470м., средняя – до 200м.; глубина Берингова моря – до 4000 м.; абсолютная высота Амазонской низменности -200м,; нагорья Тибет- 5000 м..

- Молодцы ребята, за доказательства того, что именно шкала высот и глубин помогает нам определить приблизительную высоту и глубину географических объектов.

- Но, знаете ли вы , что на Земле есть точки-рекордсмены, имеющие наибольшую глубину и наибольшую высоту. И об этом нам расскажет 5 группа.


5 группа.

Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами называются – изобаты.

Самая высокая вершина на Земле – гора Джомолунгма – 8848м. в Гималаях, самая глубокая впадина- Марианская – 11022м. в Тихом океане. В ходе ответов учащихся у доски учитель прикрепляет красные звездочки на карту к объектам-рекордсменам.

- Записали данные в свои рабочие листы, а точки-рекордсмены давайте нанесем в контурные карты.




Вывод: таким образом, мы с вами выяснили, что с помощью шкалы высот и глубин можно определить лишь приблизительную высоту какого-либо участка суши или глубину моря или океана. Точные сведения могут дать только отметки высот и глубин.


Так, низменности до высоты 200 метров окрашивают в зеленый цветвозвышенности до 500 м – в светло-коричневый, а горы высотой свыше 1000 м – в темно-коричневые цвета.

Линии, соединяющие одинаковые значения глубин, называют изобатами. Глубину объектов отображают цветовым фоном от светло-голубого до темно-синего. Чем выше или глубже географический объект, тем более темным цветом его обозначают.


Физкультминутка:


- А сейчас

Остановку совершим,

Отвлечемся от вершин.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Руки вверх, затем вперед,

Смотрит вдаль

Честной народ.

Стали, дружно повернулись

И друг другу улыбнулись

Закрепление


В ваших рабочих листах полный отчет нашей работы. Где могут пригодиться знания, которые вы добыли в процессе работы? Эти знания вам пригодятся при изучении географии, истории, в жизни, потому что карта – это хороший и нужный помощник.


- А теперь давайте проверим, удалось ли каждому из вас постичь этот секрет карты.Для этого выполним задание. У вас у каждого имеется шкала высот и глубин. Расположите данные географические объекты в соответствии со своей высотой и глубиной:


  1. По физической карте мира определите абсолютную высоту местности, на которой лежит озеро Чад в Африке (200-500 м.).

  2. По физической карте мира определите абсолютную высоту территории, на которой находится город Бразилиа в Южной Америке (500-2000 м.).

  3. По физической карте мира определите абсолютную высоту территории, на которой находится озеро Эйр-Норт в Австралии (0-200 м.).

  4. По физической карте мира определите наибольшую глубину Индийского океана (более 6000 м.).

  5. По физической карте мира определите наибольшую глубину Мексиканского залива (2000-4000 м.).

  6. По физической карте России определите глубину Бенгальского залива.

  7. По физической карте мира определите самую высокую вершину Южной Америк (г. Аконкагуа-6960м.).


(7 правильных ответов – оценка 5; 5 правильных ответов – 4; 3 правильных ответа – 3)

Дети меняются работами, идет взаимопроверка.


Этап: Подведения итогов и выставления оценок за урок.

А теперь переверните свои рабочие листы, где написано домашнее задание.

- У кого 3, есть такие? Вам необходимо более внимательно изучить рабочие листы и хорошо поработать с параграфом 13 учебника. Можете попробовать сделать остальные задания.


- У кого оценка 4, предлагаю по данной теме составить кроссворд.


- Ребята, поднимите руки у кого оценка 5. Вы можете дома расширить свои знания, создайте свой мини-проект, нарисуйте воображаемый континент, укажите на нем формы рельефа, придайте цвет, название.

















Рабочий лист учащегося 6 класса Фамилия, имя __________________________

Дата:

Тема урока ________________________________________________________________

Главный вопрос: Как изображаются высоты и глубины на географических картах?

Задание № 1.Известно, что на плане изображение неровностей показывают с помощью отметок высот, горизонталей.

  1. Назовите способ изображения высот отдельных точек на карте: _________________________________

  2. _ Назовите способы изображения на карте глубин отдельных точек ____________________________________

Прочитайте текст учебника стр. 40.

Задание № 2.Пользуясь физическими картами в атласе, определите абсолютную высоту: а) вулкана Ключевская Сопка____________ ;вулкана Везувий___________. Назовите наибольшую глубину Каспийского моря__________. (Прочитайте первый пункт 1, стр.40).

Задание № 3.Назовите способ отображения рельефа на физических картах _______________________________________

Каким цветом на карте принято окрашивать

  1. Низменности___________________

  2. Горы __________________ (Прочитайте первый абзац стр.41)

  3. Моря и океаны _____________________

Какой элемент карты позволяет расшифровать значение того или иного цвета? (3 абзац стр41) ________________________________

Задание № 41) По физической карте России определите наибольшую и среднюю глубину Балтийского моря _________________; наибольшую глубину Берингово моря ___________________

2) С помощью шкалы высот и глубин физической карты мира определите: а) абсолютную высоту Амазонской низменности ______________; б) среднюю высоту над уровнем моря нагорья Тибет

Задание № 5. По физической карте мира определите абсолютную высоту горы Джомолунгма _______________________, глубину Марианской впадины _________________________.

Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами, называются _______________ (Прочитайте стр.41, 2 абзац)





Домашнее задание.

  1. Внимательно изучить рабочие листы и хорошо поработать с параграфом 13 учебника.

  2. Составить по данной теме кроссворд.

  3. Расширить свои знания, создать мини-проект (нарисовать воображаемый континент, указать на нем формы рельефа, придать им цвет и название)

Этап: Рефлексия

Ребята, теперь мы изучили все элементы карты. Как вы думаете, достигли мы цели, поставленной в начале урока?

(учитель выслушивает детей)

- Молодцы юные исследователи, вы справились с заданиями, и географическая карта раскрыла нам еще один секрет.

Предлагаю каждому выбрать соответствующий уровень вашей деятельности на уроке (на доске слайд, где нарисована гора, равнина и морская впадина).

1 уровень-гора: «Я изучил, понял и хорошо усвоил материал урока, работал активно и при этом не допускал неправильных ответов».

2 уровень-равнина: «Я изучил, понял, но недостаточно хорошо усвоил материал урока, мог бы работать еще лучше чем сегодня».

3 уровень-морская впадина: «Я не понял тему урока, мне не удалось реализовать свои возможности».

- Молодцы, я рада, что большинство учащихся класса выбрали первый уровень (гору). Пусть не расстраиваются те, у кого другие уровни. Но особо мне бы хотелось отметить наиболее активных ребят……………..

(Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли на уроке, каждый ребенок показывает тот уровень, которому соответствует его работа на уроке).

И мне тоже было интересно и легко с вами работать, спасибо за урок! Урок окончен.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!