СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное искусство древнего Рима

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство древнего Рима.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство древнего Рима»

Изобразительное искусство древнего Рима 10 класс

Изобразительное искусство древнего Рима

10 класс

Изобразительное искусство этрусков ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

Изобразительное искусство этрусков

ЭТРУСКИ жили

на территории современной Италии

в I тысячелетии до н. э.

У ЭТОГО народа были своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. 11.12.16

У ЭТОГО народа были

  • своя философия,
  • свои представления о жизни и смерти,
  • особое восприятие окружающего мира.

11.12.16

11.12.16 «ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (II— I вв. до н. э.). 11.12.16

11.12.16

«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» -

  • неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых
  • (II— I вв. до н. э.).

11.12.16

Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр 11.12.16

Верующая.

Из святилища

Дианы Немийской.

Древний Рим

200 - 150 до н. э.

Франция, Париж, Лувр

11.12.16

11.12.16 Капитолийская волчица Древний Рим  500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия 11.12.16

11.12.16

Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

11.12.16

Новый тип храма Стоящий на подиуме С глубоким портиком Высокий  пьедестал,  подножие Навес перед  входом в здание  с колоннадой  или арками 11.12.16

Новый тип храма

Стоящий на подиуме

С глубоким портиком

Высокий пьедестал, подножие

Навес перед входом в здание с колоннадой или арками

11.12.16

Римский скульптурный портрет Точно передает  портретное сходство Передает сложность  соотношения между  физическим и  духовным миром  человека 11.12.16 7

Римский

скульптурный портрет

Точно передает портретное сходство

Передает сложность соотношения между физическим и духовным миром человека

11.12.16

7

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:   «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»   11.12.16 8

Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

11.12.16

8

Капитолийский Брут Древний Рим 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории 11.12.16 8

Капитолийский Брут

Древний Рим

210 - 190 до н. э.

Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

11.12.16

8

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20  н. э. Ватикан, музеи Ватикана 11.12.16

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта

Древний Рим

20 н. э.

Ватикан, музеи Ватикана

11.12.16

Октавиан Август из Прима Порта.  Отец Октавиана,  Гай Октавий , происходил из богатого  плебейского  рода, принадлежавшего к всадническому  сословию;  Юлий Цезарь  сделал его  патрицием . Мать, Атия, происходила из рода Юлиев . Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и  сенатора  Марка Атия Бальбина — родственника  Гнея Помпея . Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана —  Октавия Младшая  (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами  Спартака , одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.
  • Октавиан Август из Прима Порта.

Отец Октавиана,  Гай Октавий , происходил из богатого  плебейского  рода, принадлежавшего к всадническому  сословию;  Юлий Цезарь  сделал его  патрицием . Мать, Атия, происходила из рода Юлиев . Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и  сенатора  Марка Атия Бальбина — родственника  Гнея Помпея . Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана —  Октавия Младшая  (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами  Спартака , одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.

Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа. Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст
  • Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст

Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову» 11.12.16

Римский писатель Светоний (ок. 70 — ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

11.12.16

Статуя Марка Аврелия  — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в  Новом дворце Капитолийских музеев .  Была создана в 160—180-е года.  Первоначально позолоченная конная статуя  Марка Аврелия  была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная  конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она  св. Константина .

Статуя Марка Аврелия  — бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в  Новом дворце Капитолийских музеев . Была создана в 160—180-е года.

  • Первоначально позолоченная конная статуя  Марка Аврелия  была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная  конная статуя , уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она  св. Константина .
В XII веке статую перенесли на площадь  Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело.  Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники).   Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
  • В XII веке статую перенесли на площадь  Латерана . В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело.
  • Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники).
  • Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.
В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение:   «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава недостоверна»  (Из дневника «Наедине с собой») 11.12.16

В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение: «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба — загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

11.12.16

III век – эпоха кризиса и кровопролитий 11.12.16

III век –

эпоха кризиса и кровопролитий

11.12.16

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла  (186—217) — римский император из династии Северов.   Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.

Септи́мий Бассиа́н Карака́лла  (186—217) — римский император из династии Северов. 

  • Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.
Портрет Каракаллы Древний Рим 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей 11.12.16

Портрет Каракаллы

Древний Рим

211 - 217 н. э.

Италия, Рим, Национальный Римский музей

11.12.16

Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей 11.12.16

Авл Метел

Древний Рим

110 - 90 до н. э.

Италия, Флоренция, Археологический музей

11.12.16

Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.
  • Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.
Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.
  • Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.
Портрет

Портрет "сириянки"

Древний Рим

Около 170

Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

11.12.16

Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.
  • Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.
Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э. 11.12.16

Антиной

Древний Рим

117 – 134 н.э.

11.12.16

Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога. 11.12.16

Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

11.12.16

Мать с младенцем (

Мать с младенцем ("Матер-матута")

Древний Рим

450 до н. э.

Италия, Флоренция. Археологический музей

11.12.16

Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери (

Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона.

Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

11.12.16

Живописное искусство фреска мозаика Картина, написанная  водяными красками по  сырой штукатурке Узор из скрепленных  друг с другом  кусочков смальты,  разноцветных камешков,  эмали, дерева или вид росписи –  настенная роспись 11.12.16

Живописное искусство

фреска

мозаика

Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева

или вид росписи – настенная роспись

11.12.16

Мисте́рии  — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии  Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение  мистериям : лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии  учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.
  • Мисте́рии  — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Мистерии  Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение  мистериям : лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии  учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

Вилла Мистерий. Помпеи . Древний Рим  Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи 11.12.16 30

Вилла Мистерий. Помпеи . Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

11.12.16

30

Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи 11.12.16 30

Вилла Мистерий. Настенная живопись

Древний Рим

Ок. 100 до н. э.

Италия, Помпеи

11.12.16

30

11.12.16 30

11.12.16

30

Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.   Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.  Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений. 11.12.16 30

Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

11.12.16

30

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.

Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.

11.12.16

11.12.16

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам.  Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты. 11.12.16

Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла — смальты.

11.12.16

Александрова мозаика  — наиболее известная античная мозаика с изображениемАлександра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.  Мозаика была обнаружена 24 октября1831 года при раскопках античныхПомпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. 

Александрова мозаика  — наиболее известная античная мозаика с изображениемАлександра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

  • Мозаика была обнаружена 24 октября1831 года при раскопках античныхПомпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в1843 году в Национальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время. 
Битва Александра Македонского с персами  Италия  100 до н. э.  Италия, Неаполь, Национальный археологический музей 11.12.16

Битва Александра Македонского с персами Италия 100 до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей

11.12.16

В 4-5 вв. произошло крушение Римской иммперии. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и кслассицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

В 4-5 вв. произошло крушение Римской иммперии. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и кслассицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Задание на дом Зачет «Культура античного мира».  Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура античного мира». Форма проведения: работа в группах, творческое задание : экскурсия по виртуальному музею античной культуры 11.12.16

Задание на дом

  • Зачет «Культура античного мира». 
  • Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура античного мира».
  • Форма проведения: работа в группах, творческое задание : экскурсия по виртуальному музею античной культуры

11.12.16

Задания: Работа в группах по подготовке экспозиции одного из залов музея: 1-й зал: Достижения науки и техники 2-й зал: Театр и музыка 3-й зал: Великие личности 4-й зал: Пантеон богов 5-й зал Архитектура, скульптура.   11.12.16
  • Задания:
  • Работа в группах по подготовке экспозиции одного из залов музея:
  • 1-й зал: Достижения науки и техники
  • 2-й зал: Театр и музыка
  • 3-й зал: Великие личности
  • 4-й зал: Пантеон богов
  • 5-й зал Архитектура, скульптура.

11.12.16

Распределение ролей в группе: 1. Искусствоведы : находят и отбирают материал по заданным темам. 2. Художник оформитель : готовит экспозицию своего зала. 3. Экскурсовод : проводит яркую экскурсию по своему залу.  11.12.16
  • Распределение ролей в группе:
  • 1. Искусствоведы : находят и отбирают материал по заданным темам.
  • 2. Художник оформитель : готовит экспозицию своего зала.
  • 3. Экскурсовод : проводит яркую экскурсию по своему залу.

11.12.16

Критерии оценок. «5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция. «4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.  11.12.16
  • Критерии оценок.
  • «5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.
  • «4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.

11.12.16

«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,. «2» - формальное отношение к выполнению задания.    11.12.16
  • «3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.
  • «2» - формальное отношение к выполнению задания.
  •  

11.12.16