Акведук
Именно в Риме была создана самая мощная индустрия производства воды для питьевых и бытовых целей.
Римский водопровод представлял из себя систему многокилометровых акведуков, огромных очистных сооружений и глиняных трубопроводов, доставлявших воду по всему городу – в термы, частные виллы, фонтаны, искусственные пруды для разведения рыбы…
Более бедные граждане брали воду в фонтанах или пользовались услугами аквариев (водоносов). Римляне собирали и дождевую воду, но пользовались ей только для стирки и уборки, а не для питья.
В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Большинство проходило под землёй. Первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров. Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, его длина составляла 141 километр.
Акведуки стали чудом инженерной мысли римлян.
И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.
Канализация
В Древнем Риме впервые появились общественные туалеты на улице и при термах, отделывавшиеся мраморными и керамическими плитами, а порой и украшавшиеся росписью. Нечистоты уходили в стоки под сиденьями, из которых вымывались проточной водой и уносились по системе труб в специальные коллекторы - клоаки. Знаменитый римский водосток КЛОАКА МАКСИМА, построенная в VII–VI веке до нашей эры. Хранительницей всего этого великолепия была богиня Клоакина. КЛОАКА МАКСИМА оставалась самой совершенной системой еще многие века после своего сооружения, существует она и по сию пору. История канализации Древнего Рима хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые служили местом встреч и бесед. Судя по тому, как располагались здесь сиденья, посещения этих заведений было одно из форм досуга горожан и отправления нужды совмещалось с беседой с приятными сердцу людьми. Каменные сиденья образовывали круг - как в амфитеатре. Места хватало почти для 20 человек. Посещение таких фриков было по карману только очень состоятельным гражданам.
Другое неудобство - на холодных мраморных фриках (сиденьях) сидеть удовольствие не из приятных, поэтому посетителям за отдельную плату предоставляли раба, который согревал место перед клиентом. Туалеты были общественные, сидели все вместе, а по центру был симпатичный фонтан для мытья рук.
Строительство “клоаки” началось в 600 году до н.э
К сожалению, Клоака Максима имела выход прямо в Тибр, поэтому река быстро заполнилась отходами жизнедеятельности человека. Но римляне не использовать воду Тибра для питья или мытья. Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким болезням, инфекциям, запахам и неприятным достопримечательностям.
Фонтаны
Римляне всегда ценили воду. Вода по акведукам поступала в многочисленные фонтаны, которые в те времена существовали отнюдь не ради красоты: они имитировали источники, и жители брали из них воду. В древнеримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. Кстати, жители Рима почти не знали желудочных заболеваний, поскольку вода, подававшаяся в фонтаны проходила тройную очистку - через угольные, песчаные и травяные фильтры. К IV в. в Риме действовало около восьмисот фонтанов и свыше сотни общественных бань.
Подлинно римским изобретением, которым мы используемся по сей день является:
Центральное отопление.
Оно использовалось в общественных банях для нагрева воды, стен и пола. Подогрев шел с помощью горячего воздуха, который поступал по глиняным трубам-воздухопроводам.
Напольное отопление (или «теплый пол», как многие его называют) изобретено не сегодня. У древних римлян она называлась ”гипокауст”. То есть уже до н.э. системы подогрева полов являлись не только «обыденным» делом, а, даже, обязательным при устройстве знаменитых римских терм (бань).
Термы в древнем Риме были сделаны с великолепной роскошью. Здесь были и рукомойники из серебра и золота и инкрустированные золотом мраморные кресла для отдыха, ванны с водой подвешивались на цепях к потолку, так, чтобы принимающий её, мог раскачиваться, полы выкладывались гранитом и прекрасной мозаикой,а например для жены императора Нерона держали 500 ослиц, для того чтобы она могла купаться в ослином молоке.
Колизей, театр.
Колизей, как никакой другой памятник, является символом Вечного Города, где жаждущие крови Римляне развлекались боями между гладиаторами, дикими животными, рабами и кем угодно, кого не жалко было истреблять.
Главная часть Колизея - Амфитеатр. построенный в 80-е годы н.э. Он вмещал более 50 тысяч зрителей, которые рассаживались на 3 уровня, в зависимости от их статуса. Арена Колизея обладала скрытыми ходами и лифтами для подъема животных прямо в центр арены.
Здесь очень часто проводились различные празднования. В ознаменование победы над Дасийцами и Троянцами, например, проводились игры, которые длились 117 дней, во время которых 9тыс. гладиаторов и 10тыс. диких животных дрались насмерть.
Трансформируемая арена (аналогичные теперь используются в цирке и театре). Римская арена была сложным техническим сооружением – ее могли заливать водой, чтобы устраивать морские бои.
Дороги
Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала ХХ века. По краям римской дороги стояли верстовые (милевые) столбы в виде аккуратных каменных колонок на квадратных каменных постаментиках. Были и настоящие дорожные знаки в виде каменных колонн выше человеческого роста, на которых обозначалось расстояние до ближайших населенных пунктов и до Рима. А в самом Риме был заложен нулевой километр с памятным знаком. Вдоль дорог римляне сеяли чернобыльник – каждый идущий мог сорвать на обочине его листья и вложить в сандалии, чтобы от долгой ходьбы не болели ноги.
Также изобретением римлян были освещаемые туннели.
Римляне прорубали в горах туннели, чтобы не делать кружных путей, причем, порой туннели довольно длинные – под Неаполем был туннель длиной 1300 метров. И были специальные люди, оплачиваемые из казны, которые заправляли в лампы казенное масло и следили за тем, чтобы в туннеле круглосуточно был свет.
Правила дорожного движения
За регулирование уличного движения в Риме впервые взялся Юлий Цезарь. Он ввел в действие довольно суровые правила поведения на дорогах. Чтобы избежать столкновений транспорта, были введены улицы с односторонним движением. Кроме того, проезд частных колесниц, повозок и экипажей по Риму днем был запрещен. Иногородним владельцам транспортных средств и вовсе запрещалось ездить по улицам города (свой транспорт они должны были оставлять за чертой городских стен).
Функции ГИБДД или транспортной полиции осуществляли специальные службы, состоявшие из вольнонаемных людей. Они должны были следить за тем, чтобы водители колесниц и повозок не устраивали драк на улицах, доказывая свое право проехать первым.
Вместо светофоров действовали специальные скороходы, которые были обязаны на перекрестках перекрывать движение, обеспечивая своим хозяевам беспрепятственный проезд.
Интересно, что в Риме существовал и платный общественный транспорт, предшественник современного такси. Наемные повозки были оборудованы довольно сложными приборами. После того, как повозка проезжала 5 тысяч шагов, из одного ящика в другой сбрасывалось по одному круглому камешку. Прибыв в нужное место, возница и пассажир вместе подсчитывали камешки, а затем производили денежный расчет.