СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗОдеятельность как средство развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому ее значение для всестороннего развития дошкольника велико и многогранно.

Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с развитием речи, которое осуществляется в нескольких направлениях:

- Формирование  лексической и грамматической  культуры

- Совершенствование звукопроизношения

- Развитие связной речи и свободного общения 

Просмотр содержимого документа
«ИЗОдеятельность как средство развития речи»

ИЗОдеятельность как средство развития речи


Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому ее значение для всестороннего развития дошкольника велико и многогранно.

Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с развитием речи, которое осуществляется в нескольких направлениях:

- Формирование лексической и грамматической культуры

- Совершенствование звукопроизношения

- Развитие связной речи и свободного общения


Развитие словаря

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что в ее процессе ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие). Разнообразный наглядный материал, который широко применяется на занятиях ИЗО, способствует обогащению, систематизации и уточнению словаря. Дети быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеют возможность этим предметом манипулировать.


Для развития речи на занятиях ИЗО эффективно используются дид. игры.

- Игры, расширяющие словарный диапазон

Обогащение словарного запаса происходит в процессе наблюдений и обследований объектов, в результате которых дети усваивают названия, формы, цвета и их оттенки, части и детали, внешние признаки, свойства, назначения и функции предметов.

«Целое и части» «Разговор красок» «Цветная сказка»


 ТРИЗ-игры:

- на формирование умения выявлять функции объекта.

«Что умеет делать»? …краска

- Оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду в другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть, прилипнуть.

- на формирование умения объяснять причины взаимодействия предметов.

«Мои друзья»

Ребенок называет себя в качестве чего-либо или кого- либо.

Я – карандаш. Мои друзья - это то, чем можно рисовать.

- фломастер, ручка, ладошка, палец руки, акварель, гуашь, веточка, палочка.


- Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.

* Объединение слов по тематическому принципу.

«Подбери краски художнику» «Собери пейзаж»


  • Установление родовидовых отношений.

«Что лишнее» «Цветные корзинки» «Сужаем круг»


  • Подбор слов по принципу смысловой близости и отдаленности

«Теплая и холодная картинки»

«Собери букет»


  • Установление ассоциативных связей.

На занятиях ИЗО дети учатся  понимать и различать слова-термины, которые присущие данным видам  деятельности. Постепенно эти слова входят  в активный словарный запас детей.

«Логические пары» (цепочки) «Что без чего не обойдется»

Лепка – это … пластилин, глина, соленое тесто, бумага, стека, досочка

(что делать – мять, сжимать, катать, гладить, сплющивать…)

Аппликация – это…бумага, ткань, салфетки, ножницы, клей…

(что делать – складывать, измерять, вырезать…)


Грамматический строй речи


ИЗОдеятельность способствует формированию грамматической культуры – овладению морфологической и синтаксической системой языка.

Дети усваивают способы словоизменения, т.е. согласование частей речи в роде и числе. «Что такое, кто такой»

Овладевают различными способами словообразования.

Суффиксальный способ: образование относительных и притяжательных прилагательных

Приставочный способ: образование глаголов «Уточни действие»

(рисовать – нарисовать, дорисовать, срисовать…)

«Приставки придают русской речи богатейшие смысловые оттенки».

В процессе рассматривания картин, натюрмортов происходит усвоение синтагматических связи слов. (в вазе, около вазы, рядом с вазой…)

Связная речь

Занятия изодеятельности – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.

В процессе изодеятельности решаются задачи развития связной речи:

- Развитие монологической речи: умение строить высказывания и суждения.

- Развитие диалогической речи: умение ставить вопросы и отвечать на них, соблюдать правила коллективного общения.

- Развитие информационно-коммуникативных навыков: умение понятно излагать свою точку зрения, прислушиваться к общему мнению


Структурными  подразделениями монологической речи являются:

описание, повествование и  рассуждение. 

ИЗОдеятельность создает условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они видят, создают, и как это лучше сделать. Таким образом, складывается планирующая функция речи, когда ребёнок принимает решение и намечает  замысел  работы ещё до ее начала, объясняя  и аргументируя свой выбор. В продуктивной деятельности часто создаются  проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности, особенно при организации коллективных работ.

Важным моментом  является оценка детских работ после каждого занятия. Рассматривая созданные коллективные работы: рисунки, аппликации, скульптурные изображения, - дети учатся высказывать оценочные суждения. В старшем дошкольном возрасте  дети, демонстрируя  нарисованное, могут  составлять повествовательные рассказы,  имеющие предисторию,  динамично сменяющееся  действие и логическое объяснение всех изображенных объектов.

Художественное слово в изодеятельности

В процессе изобразительной деятельности  происходит яркое и действенное  воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность.

Рациональное использование стихотворных текстов, загадок, фольклора способствует развитию у детей образного восприятия и обогащению речи языковыми выразительными средствами.

Ознакомление с живописью и декоративно-прикладным искусством

При развитии детского изобразительного творчества в контексте с развитием речи большое значение имеет ознакомление с живописью и декоративно-прикладным искусством.

Живопись как вид искусства соответствует возрастным особенностям детям и доступна их эмоциональному восприятию.

Яркие зрительные образы картин дают содержание для развития речевой активности.


Методы и приемы работы над живописью.

- Вопросы, беседа

- Коллективный рассказ

- Искусствоведческий рассказ педагога

- Упражнения на подбор выразительных средств (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения…) («Золотая осень» Левитан и Поленов «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…)

- Придумывание названия картине

- Рассказывание по двум картинам разных авторов на одну тему (Березовая роща)

- Воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий (Пластов «Летом», «Сенокос», «У речки»)

- Прием вхождения в картину «Вижу, слышу, чувствую» ( Шишкин «Лето», Саврасов «Грачи прилетели»)

- Словесное рисование: мысленное создание собственных образов по названию художника.

- Метод адекватных эмоций (Тропинин «Девочка с куклой»)

- Акцентирование деталей (портрет – выделить одну часть лица, туловища Васнецов «Аленушка»)

- Картина, музыка, поэзия ( Васнецов «Зимний сон» - Есенин «Пороша», Куинджи «Березовая роща» - Прокофьев «Люблю березу русскую»,

Левитан «Весна. Большая вода» - Некрасов «Дед Мазай и зайцы»,

Тютчев «Вешние воды»)

- Дид. игры « Художественный салон» (покупка картины по описанию), «Экскурсовод», «Вернисаж»

- Посещение музеев, выставок местных художников.


Коррекционная работа по развитию речи в изодеятельности

У детей с ОНР страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции.

Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать её в коррекционно-развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности мелкой моторики. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Одним из примеров связи продуктивной деятельности с развитием речи является методика врача педиатра Марии Монтессори. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу.

Использование разнообразных методов, нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.


- Разминание пальцами пластилина, глины, соленого теста.

- аппликация: обрывная, объемная (катание бумажных шариков)

-Работа с природным материалом (семечки, ягоды)

-Нетрадиционные техники рисования( кляксография, рисование поролоном, щеткой, восковыми мелками)

 - мозаика (мелкая и крупная), пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок и т.п.;

- пособие «шнуровка»;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия «узнавание на ощупь»;

- нанизывание бус;

- штриховки



Таким образом, изобразительная деятельность - это благодатная почва для реализации речевого развития, ведь человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

Развитие речи и совершенствование  изобразительных  способностей детей ведут к полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

.