ИЗОдеятельность как средство развития речи
Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому ее значение для всестороннего развития дошкольника велико и многогранно.
Изобразительная деятельность теснейшим образом связана с развитием речи, которое осуществляется в нескольких направлениях:
- Формирование лексической и грамматической культуры
- Совершенствование звукопроизношения
- Развитие связной речи и свободного общения
Развитие словаря
Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что в ее процессе ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие). Разнообразный наглядный материал, который широко применяется на занятиях ИЗО, способствует обогащению, систематизации и уточнению словаря. Дети быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеют возможность этим предметом манипулировать.
Для развития речи на занятиях ИЗО эффективно используются дид. игры.
- Игры, расширяющие словарный диапазон
Обогащение словарного запаса происходит в процессе наблюдений и обследований объектов, в результате которых дети усваивают названия, формы, цвета и их оттенки, части и детали, внешние признаки, свойства, назначения и функции предметов.
«Целое и части» «Разговор красок» «Цветная сказка»
ТРИЗ-игры:
- на формирование умения выявлять функции объекта.
«Что умеет делать»? …краска
- Оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду в другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть, прилипнуть.
- на формирование умения объяснять причины взаимодействия предметов.
«Мои друзья»
Ребенок называет себя в качестве чего-либо или кого- либо.
Я – карандаш. Мои друзья - это то, чем можно рисовать.
- фломастер, ручка, ладошка, палец руки, акварель, гуашь, веточка, палочка.
- Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.
* Объединение слов по тематическому принципу.
«Подбери краски художнику» «Собери пейзаж»
«Что лишнее» «Цветные корзинки» «Сужаем круг»
«Теплая и холодная картинки»
«Собери букет»
На занятиях ИЗО дети учатся понимать и различать слова-термины, которые присущие данным видам деятельности. Постепенно эти слова входят в активный словарный запас детей.
«Логические пары» (цепочки) «Что без чего не обойдется»
Лепка – это … пластилин, глина, соленое тесто, бумага, стека, досочка
(что делать – мять, сжимать, катать, гладить, сплющивать…)
Аппликация – это…бумага, ткань, салфетки, ножницы, клей…
(что делать – складывать, измерять, вырезать…)
Грамматический строй речи
ИЗОдеятельность способствует формированию грамматической культуры – овладению морфологической и синтаксической системой языка.
Дети усваивают способы словоизменения, т.е. согласование частей речи в роде и числе. «Что такое, кто такой»
Овладевают различными способами словообразования.
Суффиксальный способ: образование относительных и притяжательных прилагательных
Приставочный способ: образование глаголов «Уточни действие»
(рисовать – нарисовать, дорисовать, срисовать…)
«Приставки придают русской речи богатейшие смысловые оттенки».
В процессе рассматривания картин, натюрмортов происходит усвоение синтагматических связи слов. (в вазе, около вазы, рядом с вазой…)
Связная речь
Занятия изодеятельности – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.
В процессе изодеятельности решаются задачи развития связной речи:
- Развитие монологической речи: умение строить высказывания и суждения.
- Развитие диалогической речи: умение ставить вопросы и отвечать на них, соблюдать правила коллективного общения.
- Развитие информационно-коммуникативных навыков: умение понятно излагать свою точку зрения, прислушиваться к общему мнению
Структурными подразделениями монологической речи являются:
описание, повествование и рассуждение.
ИЗОдеятельность создает условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они видят, создают, и как это лучше сделать. Таким образом, складывается планирующая функция речи, когда ребёнок принимает решение и намечает замысел работы ещё до ее начала, объясняя и аргументируя свой выбор. В продуктивной деятельности часто создаются проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности, особенно при организации коллективных работ.
Важным моментом является оценка детских работ после каждого занятия. Рассматривая созданные коллективные работы: рисунки, аппликации, скульптурные изображения, - дети учатся высказывать оценочные суждения. В старшем дошкольном возрасте дети, демонстрируя нарисованное, могут составлять повествовательные рассказы, имеющие предисторию, динамично сменяющееся действие и логическое объяснение всех изображенных объектов.
Художественное слово в изодеятельности
В процессе изобразительной деятельности происходит яркое и действенное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность.
Рациональное использование стихотворных текстов, загадок, фольклора способствует развитию у детей образного восприятия и обогащению речи языковыми выразительными средствами.
Ознакомление с живописью и декоративно-прикладным искусством
При развитии детского изобразительного творчества в контексте с развитием речи большое значение имеет ознакомление с живописью и декоративно-прикладным искусством.
Живопись как вид искусства соответствует возрастным особенностям детям и доступна их эмоциональному восприятию.
Яркие зрительные образы картин дают содержание для развития речевой активности.
Методы и приемы работы над живописью.
- Вопросы, беседа
- Коллективный рассказ
- Искусствоведческий рассказ педагога
- Упражнения на подбор выразительных средств (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения…) («Золотая осень» Левитан и Поленов «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…)
- Придумывание названия картине
- Рассказывание по двум картинам разных авторов на одну тему (Березовая роща)
- Воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий (Пластов «Летом», «Сенокос», «У речки»)
- Прием вхождения в картину «Вижу, слышу, чувствую» ( Шишкин «Лето», Саврасов «Грачи прилетели»)
- Словесное рисование: мысленное создание собственных образов по названию художника.
- Метод адекватных эмоций (Тропинин «Девочка с куклой»)
- Акцентирование деталей (портрет – выделить одну часть лица, туловища Васнецов «Аленушка»)
- Картина, музыка, поэзия ( Васнецов «Зимний сон» - Есенин «Пороша», Куинджи «Березовая роща» - Прокофьев «Люблю березу русскую»,
Левитан «Весна. Большая вода» - Некрасов «Дед Мазай и зайцы»,
Тютчев «Вешние воды»)
- Дид. игры « Художественный салон» (покупка картины по описанию), «Экскурсовод», «Вернисаж»
- Посещение музеев, выставок местных художников.
Коррекционная работа по развитию речи в изодеятельности
У детей с ОНР страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции.
Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать её в коррекционно-развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности мелкой моторики. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Одним из примеров связи продуктивной деятельности с развитием речи является методика врача педиатра Марии Монтессори. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу.
Использование разнообразных методов, нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
- Разминание пальцами пластилина, глины, соленого теста.
- аппликация: обрывная, объемная (катание бумажных шариков)
-Работа с природным материалом (семечки, ягоды)
-Нетрадиционные техники рисования( кляксография, рисование поролоном, щеткой, восковыми мелками)
- мозаика (мелкая и крупная), пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок и т.п.;
- пособие «шнуровка»;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия «узнавание на ощупь»;
- нанизывание бус;
- штриховки
Таким образом, изобразительная деятельность - это благодатная почва для реализации речевого развития, ведь человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.
Развитие речи и совершенствование изобразительных способностей детей ведут к полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.
.