Изучение норм построения сложноподчиненных предложений
Табунникова Е.Е.,
учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО № 43 г. Тулы
Проверим домашнее задание.
ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Урок - практикум
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения . Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений.
- Познакомиться с понятием синтаксической нормы.
- Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны.
- Повторить материал по сложноподчиненному предложению.
Синтаксические нормы
- Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.
Наиболее типичные синтаксические ошибки :
- 1) местоположение придаточного предложения;
- 2) выбор формы союза как средства связи;
- 3) смешение прямой и косвенной речи .
Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении
Синтаксическая норма (правило)
Примеры нарушений синтаксической нормы
Синтаксическая норма (примеры)
1. Местоположение придаточного предложения
- 1 ) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации.
- 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит.
- 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех.
- Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему?
- Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы.
- Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.
ВЫВОД № 1
- ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.
1 ) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях.
- 1 ) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв)
- 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3) Чтобы научиться видеть.
- Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?
ВЫВОД
- Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.
Задание № 2. Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление?
- В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг.
- Задание № 3. 1. Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
ВЫВОД № 2
- ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА .
1 ) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена?
- Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа .
- Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.
- Выпишите действительные причастия.
- Найдите в предложении синонимы.
1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами . 3)Когда такая замена невозможна?
- Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст.
- Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы.
- Найдите глагол в повелительном наклонении.
- Выпишите местоимения и определите их разряды.
- Какое слово имеет прерывистую основу?
вывод
- Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях:
- 1) если в главном предложении есть указательное слово;
- 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже.
- Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна , если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов.
- Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия
Прочитайте предложения. Объясните орфографию.
- В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.
- Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование.
- Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде.
- Сформулируем правило.
Вывод № 3
- В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)
II. Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении.
Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова.
Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение.
- Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой.
- Вот пёс без хвоста, который за шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.)
- Объясните орфограммы.
- Составьте схему.
ВЫВОД № 4
- Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.
III. Смешение прямой и косвенной речи.
- Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности.
- Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано.
- Устраните нарушение синтаксической нормы.
Вывод № 5
- Не смешивайте прямую и косвенную речь!
Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении
Синтаксическая норма (правило)
Примеры нарушений синтаксической нормы
Придаточное предложение нельзя употреблять без главного , так оно является его частью и не может быть отделено от него.
Синтаксическая норма (примеры)
Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации.
Придаточное определительное должно стоять после определяемого слова
В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг.
В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное и член предложения (причастный оборот)
Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации.
В поэме, которую подарил мне друг, рассказывается о судьбе Родины.
В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.
Отступлением от нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.
Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой.
В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являются душой нации. ИЛИ. В мире мало поэтов, пользующихся безграничной любовью народа и являющихся душой нации.
Смешение прямой и косвенной речи
Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, что славится своей красотой.
Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня л иричности.
Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили его лиричности.
Домашнее задание:
- Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал.
- Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян.
- Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы.
- Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.