СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение норм построения сложноподчиненных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по изучению норм посторения сложноподчиненных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Изучение норм построения сложноподчиненных предложений»

Изучение норм построения сложноподчиненных предложений Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО № 43 г. Тулы

Изучение норм построения сложноподчиненных предложений

Табунникова Е.Е.,

учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО № 43 г. Тулы

Проверим домашнее задание.

Проверим домашнее задание.

ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Урок - практикум

ИЗУЧЕНИЕ НОРМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Урок - практикум

Цели урока:  Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения .                                                                             Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений. Познакомиться с понятием синтаксической нормы. Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны. Повторить материал по сложноподчиненному предложению.

Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения .                                                                             Изучить нормы построения сложноподчиненных предложений.
  • Познакомиться с понятием синтаксической нормы.
  • Проанализировать синтаксические ошибки и объяснить, чем они вызваны.
  • Повторить материал по сложноподчиненному предложению.
Синтаксические нормы Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.

Синтаксические нормы

  • Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых предложений и сложных предложений различных видов.
Наиболее типичные синтаксические ошибки : 1) местоположение придаточного предложения; 2) выбор формы союза как средства связи; 3) смешение прямой и косвенной речи .

Наиболее типичные синтаксические ошибки :

  • 1) местоположение придаточного предложения;
  • 2) выбор формы союза как средства связи;
  • 3) смешение прямой и косвенной речи .
Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении Синтаксическая норма (правило) Примеры нарушений синтаксической нормы Синтаксическая норма (примеры)

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении

Синтаксическая норма (правило)

Примеры нарушений синтаксической нормы

Синтаксическая норма (примеры)

  1. Местоположение придаточного предложения 1 ) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации. 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит. 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех.  Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему? Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы. Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.

1. Местоположение придаточного предложения

  • 1 ) Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации.
  • 2) Смотрите. Как он масштабно и крупно мыслит.
  • 3) (В) заключение торжественного вечера был дан веселый концерт. (В) продолжение которого в зале (не) смолкал смех.

  • Прочитайте предложения. Можно ли употреблять придаточное предложение без главного? Почему?
  • Запишите предложения в исправленном виде, объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы.
  • Из третьего предложения выпишите предлоги. Объясните правописание.
ВЫВОД № 1 ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.

ВЫВОД № 1

  • ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ БЕЗ ГЛАВНОГО, ТАК КАК ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЧАСТЬЮ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТДЕЛЕНО ОТ НЕГО.
1 ) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях. 1 ) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв) 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3)  Чтобы научиться видеть.  Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?

1 ) Выпишите сочинительные союзы. 2)Разберите или как часть речи. 3)Найдите слово с чередующейся гласной в корне. 4) Найдите предложение с составным именным сказуемым. 5) Объясните правописание приставок в данных предложениях.

  • 1 ) Лица мальчиков просветлели. 2) Точно груз спал с их плеч. (Д.С. Лихачёв)
  • 1) Хороший читатель – соавтор писателя. 2)Его духовный мир, соприкасаясь с миром Пушкина, Гоголя или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. А ведь ради этого и работает писатель. 3) Чтобы научиться видеть.

  • Обратите внимание на местоположение выделенных предложений. Можно ли понять их смысл вне контекста? С какой целью авторы употребляют придаточное предложение без главного?

ВЫВОД Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.

ВЫВОД

  • Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, на письме выделенные как самостоятельные предложения. Этот приём позволяет усилить смысловые оттенки значений.
Задание № 2.  Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление? В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг. Задание № 3. 1. Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Задание № 2. Прочитайте предложение. Что затрудняет его осмысление?

  • В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг.
  • Задание № 3. 1. Запишите предложение в исправленном виде. Сделайте вывод. 2.Произведите синтаксический разбор предложения. 3. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
ВЫВОД № 2 ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА .

ВЫВОД № 2

  • ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА .
1 ) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена? Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа . Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся. Выпишите действительные причастия. Найдите в предложении синонимы.

1 ) Объясните постановку знаков препинания. 2) Замените исходные варианты синонимичными синтаксическими конструкциями. 3) Всегда ли возможна такая замена?

  • Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа .
  • Его простота и доступность подчас как бы скрывают те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.
  • Выпишите действительные причастия.
  • Найдите в предложении синонимы.
1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами . 3)Когда такая замена невозможна? Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст. Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы. Найдите глагол в повелительном наклонении. Выпишите местоимения и определите их разряды. Какое слово имеет прерывистую основу?

1) Объясните знаки препинания в предложениях. 2) Замените придаточные деепричастными оборотами . 3)Когда такая замена невозможна?

  • Помните об особенностях поэтической речи, когда анализируете стихотворный текст.
  • Когда мы изучили схему работы прибора, у нас появились (не)которые вопросы.
  • Найдите глагол в повелительном наклонении.
  • Выпишите местоимения и определите их разряды.
  • Какое слово имеет прерывистую основу?

вывод Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях: 1) если в главном предложении есть указательное слово; 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже. Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна , если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов. Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия

вывод

  • Замена придаточного определительного синонимичным оборотом невозможна в следующих случаях:
  • 1) если в главном предложении есть указательное слово;
  • 2) если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже.
  • Замена придаточного предложения деепричастным оборотом невозможна , если сказуемые главного и придаточного обозначают действия разных лиц или предметов.
  • Замена также невозможна, если от данного глагола нельзя образовать деепричастия
Прочитайте предложения. Объясните орфографию. В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации. Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование.  Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде. Сформулируем правило.

Прочитайте предложения. Объясните орфографию.

  • В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.
  • Автор, провозгласивший, что старый мир, изменивший божественной правде и который погряз в грехах, уже заканчивает свое существование.

  • Правильно ли построены предложения? Найдите отклонение от нормы, запишите в исправленном виде.
  • Сформулируем правило.

Вывод № 3 В качестве однородных конструкций  нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)

Вывод № 3

  • В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное предложение и член предложения (причастный оборот)
II. Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении. Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова. Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение. Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой. Вот пёс без хвоста, который  за шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.) Объясните орфограммы. Составьте схему.

II. Выбор формы союзного слова (союза) как средства связи в сложноподчиненном предложении.

Удачно ли употреблены средства связи? Попробуйте заменить повторяющиеся союзные слова.

Объясните, с какой целью автор употребил подобное предложение.

  • Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой.
  • Вот пёс без хвоста, который за шиворот трепл…т кота, который пуга…т и лов…т синицу, которая ловко вору…т пшеницу. (С. Маршак.)
  • Объясните орфограммы.
  • Составьте схему.
ВЫВОД № 4 Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.

ВЫВОД № 4

  • Отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.
III. Смешение прямой и косвенной речи. Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности. Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано. Устраните нарушение синтаксической нормы.

III. Смешение прямой и косвенной речи.

  • Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня лиричности.
  • Автор вспоминал, что стихи я начал писать рано.
  • Устраните нарушение синтаксической нормы.

Вывод № 5 Не смешивайте прямую и косвенную речь!

Вывод № 5

  • Не смешивайте прямую и косвенную речь!

Типология синтаксических ошибок в сложноподчиненном предложении

Синтаксическая норма (правило)

Примеры нарушений синтаксической нормы

Придаточное предложение нельзя употреблять без главного , так оно является его частью и не может быть отделено от него.

Синтаксическая норма (примеры)

Можно с уверенностью сказать. Что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации.

Придаточное определительное должно стоять после определяемого слова

В поэме рассказывается о судьбе Родины, которую подарил мне друг.

В качестве однородных конструкций нельзя употреблять придаточное и член предложения (причастный оборот)

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Пушкину, душой нации.

В поэме, которую подарил мне друг, рассказывается о судьбе Родины.

В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являющиеся душой нации.

Отступлением от нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами.

Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, которая славится своей красотой.

В мире мало поэтов, которые пользуются безграничной любовью народа и являются душой нации. ИЛИ. В мире мало поэтов, пользующихся безграничной любовью народа и являющихся душой нации.

Смешение прямой и косвенной речи

Село, в котором родился поэт, находится на берегу Оки, что славится своей красотой.

Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили меня л иричности.

Поэт писал, что Пушкин и Некрасов научили его лиричности.

Домашнее задание: Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал. Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян. Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы.  Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Домашнее задание:

  • Одним из наиболее важнейших для поэта вопросов были отношения, к деревне, которую он так любил, которую всегда так воспевал.
  • Её жизни поэт придаёт большое внимание, направленное на быт советских крестьян.
  • Создавая стихи о деревне, поэту видятся дивные картины природы.

  • Отредактируйте предложения. Составьте схемы отредактированных предложений. Выпишите наречия. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.