СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение особенностей урока ФК в младших классах

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразие школьных программ по физическому воспитанию (комплексные, региональные, авторские) дает учителю возможность свободно выбирать материал в соответствии с особенностями школы и подготовленностью учащихся. Какая же программа наиболее эффективна? Какая методика повышает интерес младшего школьника к уроку физической культуры? Чем можно привлечь младшего школьника к занятию спортом? Найти ответы на эти вопросы и есть цель исследования. Цель - определить наиболее эффективный метод проведения урока физической культуры, для того, чтобы повысить интерес младшего школьника к занятиям физическими упражнениями.

Просмотр содержимого документа
«Изучение особенностей урока ФК в младших классах»

30



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Физическое воспитание трактуется как целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. Умеющего противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. Отечественная наука и практика располагают достаточно развитым фондом теоретических, методологических, прикладных разработок в области физического воспитания школьников.
Важнейшими проблемами физического воспитания школьников в настоящее время являются проблемы вовлечения их в научно обоснованный режим физических и психических тренингов, овладения индивидуализированными программами предупреждения и преодоления отставаний в физическом и аномалий в психическом развитии. Барьером на пути формирования здорового поколения становится низкий уровень жизни российских граждан.
Проблема здоровья наших учеников с каждым годом становиться все актуальней. Статистика детских заболеваний неумолимо отмечает их возрастание. Учителям физической культуры в первую очередь приходиться сталкиваться с этим трагическим фактом. Наиболее остро воспринимаются проблемы нездоровых ребят и становится понятным, что даже месячное отстранение от занятий может пагубно повлиять на детскую психику и ухудшить самочувствие ученика.
Поэтому, проблемы вовлечения детей в спорт, развития их интереса к урокам физической культуры, к укреплению своего здоровья являются в настоящее время очень актуальными.
С чисто профессиональной точки зрения, о личностных оценках каждым из учеников стимула к занятиям физической культуры стоит призадуматься. Заинтересованность в развитии своих физических качеств, в улучшении внешности - чем не стимул для ребят, посещающих школьный спортивный зал? А самоутверждение, возможность проявить силу воли, выполняя тесты или во время игр и эстафет!? На каком другом уроке ребенок имеет столь широкий диапазон возможностей завоевать признание своего "Я" и проявить моральные качества, необходимые для существования в нашем обществе?
На эти и на многие другие вопросы можно найти ответы рассматривая исследование, предметом которого является заинтересованность детей в развитии своих физических качеств и стимул к занятиям, к урокам физической культуры, т.е. интерес.
Разнообразие школьных программ по физическому воспитанию (комплексные, региональные, авторские) дает учителю возможность свободно выбирать материал в соответствии с особенностями школы и подготовленностью учащихся. Какая же программа наиболее эффективна? Какая методика повышает интерес младшего школьника к уроку физической культуры? Чем можно привлечь младшего школьника к занятию спортом? Найти ответы на эти вопросы и есть цель исследования. Цель - определить наиболее эффективный метод проведения урока физической культуры, для того, чтобы повысить интерес младшего школьника к занятиям физическими упражнениями.
Движение - потребность детского организма. Недостаток движений приводит к ряду заболеваний. Приход ребенка в школу почти вдвое сокращает двигательную активность по сравнению с дошкольным периодом. Уроки физкультуры в школе не компенсируют этот недостаток, а родители с детьми-школьниками играют все меньше и меньше, больше ориентируя их не на физическое, а на интеллектуальное развитие.

Цель: Изучение особенностей урока ФК в младших классах.
Задачи:
1. Анализ литературных источников по данной проблеме исследования;
2. Определить основные направления по организации занятий по физической культуре в школе.
3. Экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.

Предметом исследования является организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.

Объектом исследования являются учащиеся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.

















ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.1 Характерные особенности урока физического воспитания

Урок - основная форма учебных занятий по предмету "Физическая культура". Он строится в соответствии с общими положениями об уроке. Однако специфика задач и содержания, предусмотренных программой, обусловливает некоторые особенности школьного урока с учетом разных возрастных групп занимающихся.

При единстве образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности ведущими в школьном уроке являются задачи обучения, последовательная конкретизация образовательных задач на год и на каждый семестр. Степень детализации должна быть такова, чтобы можно было судить о приращениях в знаниях, умениях и навыках учащихся, полученных именно в результате данного урока. Практика показывает, что на одном уроке целесообразно решать 2-3 задачи, связанные с усвоением или совершенствованием учебного материала и с развитием необходимых двигательных качеств. Задачи могут быть поставлены для всего класса или раздельно (полностью или частично) для мальчиков и девочек.

Не меньшее значение имеют оздоровительные и воспитательные задачи, которые должны соответствовать физической подготовленности детей, степени сформированности коллектива (его организованности, дисциплинированности, специфическим особенностям отдельных групп мальчиков и девочек - их взаимоотношениям, интересам, наличию лидеров). Оздоровительные и воспитательные задачи с большим трудом поддаются конкретизации. Тем не менее в меру возможного и с учетом характера учебного материала они должны планироваться по годам и семестрам обучения. При подготовке к отдельному уроку их следует конкретизировать и дополнять теми, которые нельзя предусмотреть заранее.

Тщательная разработка задач урока определяет его содержание и структуру в виде логически взаимосвязанной последовательности средств и методов. Сложность проведения школьного урока определяется составом занимающихся: это примерно 35-40 мальчиков (юношей) и девочек (девушек), обладающих типичными возрастными особенностями, но с весьма различными индивидуальными их проявлениями. В этих условиях решить многообразные задачи урока можно только при максимально эффективном использовании каждой минуты. Недоработка в одном уроке вызывает накопление нерешенных задач в цепи уроков и нарушение планов. Планы же весьма насыщены, ибо программный материал очень объемный и рассчитан на рациональное использование каждого урока.

Учитель должен отыскивать наиболее экономные пути решения задач, отбрасывая все малозначимое, полезное вообще, но необязательное для данного урока. При этом учитывается анализ предыдущих уроков, используется опыт ведущих учителей, методическая литература. Таким образом, процесс подготовки к уроку превращается в своеобразное исследование, где на базе получения максимальной информации учитель делает самостоятельные выводы.

На фоне общей трехчастной структуры выделяют характерные варианты построения, отражающие возрастные особенности учащихся.

Чем младше класс, тем большее внимание уделяется укреплению организма и формированию осанки; акцент делается на обучении движениям и действиям; учитывается неспособность учащихся долго проявлять высокий уровень работоспособности. В связи с этим типичные задачи каждой из трех частей урока проникают в другую часть: так, одновременно с введением организма в работу решаются задачи обучения новому материалу (построениям, общеразвивающим упражнениям и т.п.), в основной части даются упражнения для поддержания внимания. Первая часть урока может содержать материал собственно вводной части (так называемый организационный момент) и общеподготовительный, посвященный не столько подготовке к данному уроку, сколько общему укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки. В целом в процессе урока происходит более частая смена видов деятельности, что определяет наличие в каждой части более мелких структурных элементов.

Чем старше класс, тем больше отличия в содержании работы с группами разного пола. Это сказывается и на структуре урока - раздельная работа может касаться частей урока, а также отдельных заданий. В IX и X классах могут проводиться полностью раздельные уроки для юношей и девушек, каждый со своей структурой.

Основные показатели качества школьного урока - это четкое организационное обеспечение урока; всемерная активизация деятельности учащихся с обеспечением дифференцированного подхода к ним; постоянное руководство и контроль учителя.

Организационные мероприятия, являясь на уроке вспомогательными, оказывают существенное воспитательное влияние на школьников. Четко организованная работа с высокой плотностью урока дисциплинирует и мобилизует учеников.

Урок физической культуры начинается для класса еще на перемене. Необходимо установить такой порядок переодевания и перехода к месту занятий, который позволит начать учебный процесс с первой минуты урока. Особенно ответственным это является для младших классов, где устанавливаются определенные традиции. Здесь применяется обучение правилам переодевания, соревнование звеньев ("у кого порядок лучше? "), вводятся постоянные обязанности для дежурных. Подростков надо тактично, без излишней опеки приучать к самостоятельному поддержанию порядка в раздевалках.

Обеспечение материально-технических условий проведения урока осуществляется учителем заблаговременно. Приучая учеников к труду по самообслуживанию, необходимо давать дежурным поручения по подготовке мест занятий, инвентаря, средств наглядного обучения. Для того чтобы они были выполнены своевременно и аккуратно, нужно давать посильные поручения. Например, в младших классах назначать двух дежурных, один из которых следит за порядком в местах переодевания и готовит рапорт, а другой раскладывает мелкий инвентарь-мячи, скакалки. Подростки могут готовить протоколы для внесения в них результатов, накачивать мячи, делать разметку площадки и многое другое, а старшие дополнительно к этому - приводить в рабочее состояние нужную аппаратуру. Требования к уровню самостоятельности выполнения поручений постепенно возрастают: вначале точно указывают, кем, где, что и в каком порядке должно быть подготовлено, в дальнейшем задание дается группе с ответственностью групповода за организацию работы.

Наглядная информация позволяет экономить время на организационные вопросы: это изображенные на доске, плакатах или карточках схема расстановки снарядов, план работы на станциях при круговом способе организации обучения и т.п.

С наибольшей ответственностью, не поручая никому, проверяет учитель условия безопасного выполнения упражнений.

Размещение учащихся, расстановку и уборку снарядов надо сочетать с выполнением физических упражнений, например проводить раздачу предметов разными способами, развивая ловкость, сноровку; устанавливать снаряды, выполняя задание по коллективной переноске предметов, соревнуясь при этом в быстроте, точности.

Расположение учащихся должно быть удобным для работы. В одних случаях создаются условия для наблюдения учащихся друг за другом, в других - группы располагаются так, чтобы не отвлекаться. Особенно важно это для младших школьников и подростков, внимание которых еще неустойчиво.

При выборе способа организации обучения (фронтально: одновременно, попеременно, поточно и посменно; по группам, по кругу, индивидуально) следует учитывать возраст и подготовленность учеников. В младших классах лучше управлять однородной деятельностью учащихся и, следовательно, применять разные способы фронтальной работы. Для перехода к групповому способу организации должен быть обеспечен достаточно высокий уровень дисциплинированности класса и подготовлен актив для выполнения функций помощников - групповодов. Эти предпосылки могут быть созданы уже в начальной школе, но нельзя форсировать применение групповой формы с неподготовленным классом.

К круговому способу переходят постепенно. В IV и V классах приучают к мелкогрупповой форме организации с относительно большим числом мест занятий - станций (5-10). На каждой станции выполняют уже освоенные упражнения в индивидуальном темпе, но все одновременно. С VII класса, и особенно в старших классах, интенсивность работы на каждой станции повышается за счет увеличения количества повторений в заданное время или за счет сокращения времени на прохождение всего круга. У каждого ученика на специальной прикидке выявляется максимально доступное в данный промежуток времени количество повторений, чтобы назначить дозировку, исходя из индивидуальных возможностей (например, выполнить половинную дозу от максимума). Подбор упражнений на станциях с воздействием на разные группы мышц, индивидуализированная дозировка, регулирование времени отдыха между станциями и между прохождением кругов - все это позволяет эффективно развивать двигательные качества.

Индивидуальная форма организации урока также применяется с последовательным усложнением: от кратковременных свободных игр (например, прыжков через скакалку, в младших классах) к дополнительным заданиям отдельным учащимся при фронтальной или групповой работе класса, а от них - к самостоятельной работе по выполнению индивидуальных заданий (преимущественно в старших классах).

Очень важна в школьном уроке организация учащихся, освобожденных от практических занятий. Они должны выполнять по ходу урока различные задания, связанные с наблюдением, анализом действий, усвоением теоретических сведений, участвовать в опросе, судействе, а иногда и осваивать несложные двигательные действия. Задания освобожденным предусматриваются заранее и фиксируются в конспекте урока.

Успех организационной деятельности учителя зависит от того, как он отдает распоряжения. Они должны быть краткими, понятными, вызывающими желание лучше выполнить задание, не допускающими неподчинения.

1.2 Активизация деятельности учащихся

Активность учащихся на уроке проявляется в глубоком осознании поставленных задач и в стремлении решить их как можно лучше: больше узнать, понять сущность предлагаемых действий, добиваться улучшения результатов двигательной деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность.

Стимулируя познавательную активность, учитель должен создавать условия для сравнения, сопоставления, анализа как усваиваемых понятий, так и практических действий. Чтобы мыслительная активность сопровождалась соответствующей двигательной деятельностью, необходимо обеспечить для каждого ученика возможность работать непрерывно на протяжении урока, получая отдых в смене вида деятельности и ее интенсивности.

Активизации деятельности учащихся способствует применение следующих методических приемов.

Постановка учителем задач урока таким образом, чтобы вызвать познавательный интерес. Сообщение задачи может носить характер четкой конкретной информации, но может иметь и поисковый характер. В последнем случае перед учениками ставится вопрос, ответ на который они должны найти сами. Так, в V классе при изучении низкого старта учитель рассказывает, какое удивление зрителей вызвало первое применение этого старта. Выясняются вопросы: быстрее ли бежит человек, опустившись предварительно на одно колено? За счет чего возрастает скорость при низком старте? В результате учащиеся сами определяют задачи предстоящей работы.

Интерес к решению задачи повышается при эмоциональном изложении, сопровождаемом иллюстрацией.

Обеспечение межпредметных связей в преподнесении учебного материала. Это ведет к созданию у школьников более стройной системы знаний, расширяет кругозор, позволяет освещать известные явления с новой стороны. Для обоснования техники двигательных действий наиболее широко используются знания физики, математики; при определении влияния упражнений на организм - знания анатомии и физиологии.

Развитие аналитического мышления при наблюдении или выполнении действий: почему движение следует выполнять так, а не иначе, каковы ошибки и способы их исправления. В младших классах сопоставляются конкретно воспринимаемые факты (например, чем отличаются действия двух учеников); наблюдения организуются вначале при выполнении статических (например, исходных) положений или повторяющихся, в том числе циклических, действий. Подростки успешно определяют сравнительную выгоду различных способов действий, выявляют характерные ошибки. Большую помощь оказывают учебные карточки, на которых изображены фазы движений, указаны типичные ошибки, дан критерий оценки. Результатом такой работы может быть обоснованное выставление оценки товарищам.

Задания с анализом действий друг друга можно давать в группах или парах, нацеливая на взаимопомощь. Чем младше учащиеся, тем конкретнее должны быть задания по наблюдению и фиксации результатов. Например, на уроках игр дается задание наблюдать за одним игроком, фиксировать нарушение одного-двух правил. Более сложные задания касаются анализа эффективности действий нападающих или защитников, вплоть до комментирования игры в целом.

Самоанализ после завершения двигательного действия сложен и применяется в более старших классах. Вначале его организуют при выполнении действий с наглядными ориентирами или ограничителями, позволяющими легче контролировать себя.

Включение в урок заданий с выбором. Способность действовать самостоятельно, без опоры на заданный образец, решая неизвестную ранее задачу, характеризует высокий уровень владения учебным материалом. Предпосылкой для проявления самостоятельности служит богатый двигательный опыт. Поэтому по мере овладения отдельными действиями нужно включать их в непривычные, меняющиеся условия, а затем предлагать задания с выбором способа действий. Вначале требуется ловкое, а затем и быстрое завершение задания, например в эстафете. Примеры таких заданий: прыжки через препятствия разной высоты любым способом, но не останавливаясь; лазанье на скорость любым способом.

Организация творческой работы по созданию учениками новых вариантов или сочетаний движений. В младших классах учащиеся демонстрируют свои варианты движений с предметами, составляют комбинации упражнений на 8 счетов. Позже предлагается по изученному образцу составить комплекс упражнений с направленным воздействием на организм. По мере усвоения гимнастических упражнений задания по составлению комбинаций предлагаются в акробатике, на снарядах; девушкам с VII класса - в художественной гимнастике.

В подготовленных классах активизация осуществляется в процессе проблемного обучения, при котором задача ставится перспективно, на несколько уроков или более длительный срок. Затем школьников знакомят с возможными методическими путями решения задачи и предлагают отобрать наиболее эффективные средства. Под руководством учителя составляют план работы. Периодически осуществляют контрольные проверки, после которых вносятся коррективы в план (уточняются частные задачи по овладению отдельными элементами техники или слагаемыми качества). Составляется график нагрузок для развития двигательного качества. На всех этапах учащиеся принимают активное участие и в принятии решений, и в опробовании средств, и в контроле за эффективностью работы.

Предпосылкой эффективной деятельности учащихся на уроках является дифференцированное обучение на основе разностороннего и глубокого изучения возможностей учеников: их физического и психического развития, биологической зрелости, уровня развития двигательных качеств, подготовленности к выполнению конкретного двигательного действия. С учетом этого разрабатываются разные варианты содержания заданий для овладения программным материалом всеми учащимися, но в доступных для каждого объеме и темпе изучения. Дифференцированный подход осуществляется на всех этапах обучения.

Имеется несколько типичных способов его осуществления:

Деление учащихся на группы со сходной подготовленностью и разработка для каждой из них соответствующих заданий.

Определение для наиболее слабых и сильных учеников индивидуальных заданий, которые выполняются в отведенных местах зала.

Последовательный переход учащихся от решения одной частной задачи обучения двигательному действию к другой, для каждой из которых подготовлено соответствующее упражнение. Работа организуется поточно, но с разным количеством повторений и, следовательно, с разной скоростью продвижения для каждого ученика: пока не освоено одно упражнение, к следующему ученик не переходит. Места работы оборудуются так, чтобы не было заторов.

Различные способы дифференцированного обучения должны обеспечить для слабых учеников более тщательную работу над основными элементами техники, целенаправленное развитие Отстающих двигательных качеств; для сильных - возможность быстрейшего продвижения вперед и овладения усложненными вариантами действий. Для оптимального воздействия упражнений с учетом пола и физического развития школьников нагрузка дифференцируется путем изменения количества повторений, исходного положения, амплитуды, темпа, отягощений и т.п.

Контроль учителя за учащимися, содержание работы которых различно, усложняется. Необходимо продумать выбор места, возможности страховки, приемы обеспечения самоконтроля учащимися. Для облегчения контроля за учащимися, отнесенными к подготовительной медицинской группе, желательно вручать им карточки-задания с указаниями доступных средств и дозировки.

При всей неповторимости каждого урока для определения оптимального построения и методики проведения его необходимо опираться на знание типичных вариантов. Основой для выделения типов школьных уроков является направленность дидактических задач.

Выделяют пять типов уроков:

вводный;

изучения нового материала;

совершенствования пройденного;

контрольный (учетный);

смешанный.

Для каждого типа в соответствии с возрастными возможностями учащихся характерны особенности структуры, приемы организации и обеспечения активной деятельности учащихся.

Вводный урок проводится для ознакомления учащихся с задачами учебной работы на длительный период (год, четверть, серию уроков по данному разделу программы) и с требованиями, которые к ним будут предъявляться. Сообщаются теоретические сведения наиболее общего характера. Одновременно выявляются особенности класса и готовность учащихся к усвоению нового материала. Один урок в году может быть проведен в классе как теоретический. Но, как правило, вводные уроки частично или полностью проводятся с выполнением физических упражнений.

В I классе большое внимание уделяется обучению подготовке к уроку и правилам поведения на нем. Может быть проведена экскурсия по спортивной базе школы.

Подготовленность, активность и дисциплинированность учеников целесообразно выявить с помощью известных подвижных игр. На этих же уроках можно провести проверку физической подготовленности с помощью установленных тестов.

Урок изучения нового материала. Задача на таком уроке ставится развернуто, чтобы пробудить интерес к новому, раскрыть перспективы. Ее постановка может сопровождаться сообщением теоретических сведений и демонстрацией движений.

Каждое из подготовительных и подводящих упражнений, включенных в комплекс общеразвивающих упражнений, рассчитано на создание наиболее правильного представления о новом двигательном действии. Длительная и энергичная общая разминка, как правило, не характерна для этого урока. Решение основной задачи урока предельно приближается к его началу, когда учащиеся не утомлены и внимательны. Подготовительная и основная части неразрывно связаны как нечто единое.

Организация учеников должна быть преимущественно фронтальная с одновременной, посменной или поточной работой в спокойном темпе. Это обеспечивает наилучшее управление и контроль за учащимися при первоначальном разучивании действий. Условия выполнения упражнения дифференцируются. Например, прыжки выполняются через резину, натянутую под углом к полу во всю длину зала, что дает возможность без потери времени использовать доступную для каждого высоту.

Изучению нового материала весь урок не посвящается. В соответствии с требованием разностороннего влияния урока в конце основной части переключаются на другой вид физических упражнений, например, для развития силы или выносливости.

В заключительной части урока необходимо вновь вернуться к главной задаче, провести опрос по изученному материалу, дать домашнее задание.

Урок совершенствования изученного направлен на углубленное изучение техники, на закрепление пройденного в сложных условиях или на специальное развитие двигательных качеств с помощью изученного материала.

Задача определяется кратко, так как учащиеся уже подготовлены к ее восприятию. Вводная часть более чем в предыдущих типах уроков, подчинена задаче функциональной подготовки организма к интенсивной работе. Широко используется бег в разном темпе, упражнения, требующие быстрой реакции и переключения внимания. Для совершенствования техники движений удобен групповой способ организации, при специальной работе над двигательными качествами часто используется круговой способ. Освоенные упражнения включаются в различные полосы препятствий, комбинированные упражнения, эстафеты, игры, а также проводятся в виде соревнования. Именно здесь широко применяются задания с выбором способа действий. Двигательная плотность урока обычно выше, чем в других типах. В заключительной части урока требуется относительно большая затрата времени для снижения нагрузки, восстановления глубокого, ритмичного дыхания.

Контрольный урок предназначен для подведения итогов обучения по теме или целому разделу программы. Оцениваются все или большинство учащихся. В уроке создаются условия, при которых учащиеся наилучшим образом проявят свою подготовленность: специальная разминка, опробование снарядов, пробные попытки и т.п. Главным итогом урока должно быть понимание каждым учащимся того, за что он получил ту или иную оценку и каковы для него пути повышения успеваемости. Подробнее о методике проверки и оценки сказано ниже.

Смешанный урок содержит примерно в равной пропорции элементы уроков других типов. В нем могут объединяться две-три разные задачи, каждая из которых требует особой подготовки занимающихся. Поэтому, помимо вводной части, обеспечивающей общую подготовку учеников, в основной части может быть проведена специальная небольшая подготовка непосредственно перед решением очередной задачи. Задачи, связанные с обучением новому материалу, с детальным разучиванием техники и с выполнением упражнения на оценку, решаются раньше, чем задачи закрепления пройденного. Развитие равновесия, быстроты, ловкости планируется до заданий по развитию силы и выносливости.

Особенность домашних заданий по физическому воспитанию состоит в том, что они служат средством повышения двигательной активности школьников в режиме дня. Задания направлены на лучшее усвоение знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках; на обеспечение развития двигательных качеств, необходимых для овладения тем или иным разделом программы (задания даются до изучения либо в период изучения двигательного действия); на общее укрепление здоровья и улучшение физической подготовленности; для ликвидации отклонений в физическом развитии: исправление непатологических дефектов осанки, снижение избыточного веса.

Домашние задания вырабатывают привычку к самостоятельному выполнению физических упражнений, способствуют развитию организованности, самодисциплины, настойчивости.

В качестве домашних заданий могут быть даны:

а) выполнявшиеся на уроке подводящие, подготовительные и основные упражнения;

б) варианты упражнений или их сочетаний, которые предлагается учащимся придумать, составить самостоятельно в соответствии с задачей урока;

в) составленные учителем комплексы или отдельные упражнения для ежедневного выполнения в течение длительного срока (месяц, семестр).

Дополнительные задания: подготовка спортивного инвентаря, одежды, протоколов-карточек для внесения данных тестирования и других пособий, необходимых для эффективной работы на уроке.

При разработке домашних заданий учитель должен предусмотреть их доступность и выполнимость в домашних условиях. Особенно важно продумать систему контроля за выполнением заданий, опираясь на сознательную работу учащихся. Большое значение имеет периодическая проверка уровня физической подготовленности по тестам, указанным в школьной программе, с заполнением учащимися протоколов-карточек, отражающих динамику показателей.

Необходимо заинтересовать в выполнении домашних заданий родителей и привлечь их к контролю.

1.3 Организация деятельности учащихся на уроке

Основными способами организации деятельности учащихся на уроке являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, метод круговой тренировки.

Фронтальный способ - упражнения выполняются одновременно всеми учащимися. Его преимущество - большой охват детей, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. Фронтальный способ, является лучшим для коллективного выполнения упражнений, когда все дети одновременно выполняют распоряжение или команду учителя. Этим способом можно пользоваться при обучении большинству упражнений школьной программы (гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, некоторые виды прыжков, метания, упражнения на осанку, с мячами, палками, короткими скакалками, игры, передвижение на лыжах и элементы лыжного строя).

Поточный способ - учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Таких потоков может быть два, три в зависимости от конкретных условий. Например, при обучении упражнению в равновесии два-три потока могут быть при наличии двух-трех бревен или гимнастических скамеек и т.д.

Преимущество одного потока - в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений.

При двух и трех потоках увеличивается плотность урока, а следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной скакалкой, в лазанье по скамейкам и гимнастической стенке, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в длину и в высоту, а также при спусках и подъемах на лыжах.

Разновидностью поточного способа будет поочередное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале ученики идут по скамейке, а затем перелезают через бревно, далее прыгают через планку. Такая поточная линия не дает возможности учителю наблюдать за выполнением школьниками всех упражнений, поэтому он будет находиться там, где его присутствие наиболее необходимо.

Поточный способ чаще всего применяется при проведении упражнений с целью совершенствования умений и навыков, а также для увеличения нагрузки.

Посменный способ состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнений. В каждой из смен столько учеников, сколько могут одновременно сделать упражнение. Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами. Например, если в зале 10 пролетов гимнастической стенки, а в классе тридцать учащихся, то образуется три смены для выполнения упражнений в лазанье или на осанку, и т.д.

Посменный способ обычно применяется при прыжках с высоты, лазанье, висах, метаниях на дальность и в цель, акробатических упражнениях. При посменном способе учитель имеет возможность лучше наблюдать за работой учащихся.

Групповой способ состоит в том, что учащиеся распределяются на группы, каждая группа по заданию учителя занимается самостоятельно. К такому способу прибегают в основной части урока в тех случаях, когда для занятий одним видом упражнений не хватает оборудования и инвентаря. Поэтому, чтобы рациональнее использовать время, изучаются одновременно два-три вида упражнений. Группы через определенный промежуток времени меняются местами, для того чтобы за время, отведенное на основную часть урока, все успели выполнить задание учителя.

В каждой группе назначается старший, который наблюдает за детьми во время занятий.

Деление на группы чаще всего проводится путем расчета по два, по три или перестроением из колонны по одному в колонну по два, по три последовательными поворотами. На уроке группы располагаются так, чтобы одна группа не мешала другой.

Групповой способ может применяться только после того, как дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям.

Индивидуальный способ заключается в том, что каждый учащийся выполняет упражнение, а остальные наблюдают. Такой способ применяется в учетных уроках. Он позволяет учителю после выполнения каждого упражнения подводить итоги, обращать внимание детей на лучшее выполнение упражнения, на недостатки и ошибки, что очень важно в образовательном и воспитательном отношении.

Метод круговой тренировки. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся в определенный момент урока распределяются на несколько групп, по 4-8 человек в каждой, занимают места по указанию учителя у определенных разных снарядов или мест занятий и по сигналу учителя начинают самостоятельно выполнять упражнения. По истечении определенного времени (30-40 с) учитель подает новый сигнал, по которому учащиеся организованно переходят к другому снаряду или месту занятий. Так продолжается до тех пор, пока все учащиеся позанимаются всеми упражнениями, предусмотренными планом урока. Круговым такой метод называется потому, что учащиеся, переходя от одного снаряда к другому и выполнив все упражнения, как бы завершают круг упражнений. Нередко и снаряды или места занятий располагаются в зале или на площадке по кругу. А тренировкой такой метод называют потому, что основная целенаправленность этого метода состоит в повышении уровня развития физических качеств и совершенствования функциональных возможностей организма занимающихся, что может быть достигнуто путем многократного повторения упражнений, в определенной последовательности, в произвольном и заданном темпе, в течение определенного времени или определенное количество раз.

В процессе методически правильного обучения учащихся физическим упражнениям обеспечивается не только овладение ими необходимыми двигательными умениями и навыками, но и развитие физических качеств до уровня, требуемого для их возраста.

Способы организации деятельности учащихся на уроке зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Кроме того, применение различных способов организации деятельности учащихся разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.

















ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1. Методы исследования


При проведении эксперимента применялись следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Тестирование физической подготовленности;

3. Педагогический эксперимент;

4. Методы математической статистики.


1. Анализ научно-методической литературы. В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижными играми на уроках физической культуры у учащихся младших классов. Анализ литературы представил влияние подвижных игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижных игр учащимися во внеурочное время, повышения физической подготовленности учащихся младших классов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижные игры.

2. Тестирование физической подготовленности.

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

1. Общая выносливость (бег 3 минуты, м) Выполнялся с высокого старта. Секундомер запускался по первому движению игрока. Финиш фиксировался по общепринятым правилам.;

2. Координационные способности (челночный бег 4х9 м, сек) Выполнялся с высокого старта. Секундомер запускался по первому движению игрока. Финиш фиксировался по общепринятым правилам.;

3. Активная гибкость (наклон вперед, см) Оценка гибкости производилась по общепринятой методике - измерялось расстояние у пальцев рук относительно изолинии, проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный - расстояние выше изолинии (знак "-");

4. Силовые способности (прыжок в длину с места,см) Прыжок выполнялся от линии толчком двух ног с последующим приземлением на обе ноги.;

5. Скоростные способности (бег 60 м, сек) Выполнялся с высокого старта. Секундомер запускался по первому движению игрока. Финиш фиксировался по общепринятым правилам.

3. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент был проведен на базе средней школы в период с 01.10.2010 г. по 01.04.2011 г. В нем приняли участие ученики 3-го класса СОШ № 110. Сущность педагогического эксперимента заключалась в экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр у учащихся младших классов на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. Были сформированы экпериментальная и контрольная группы. В эксперименте доказывалась эффективность занятий подвижными играми у учащихся младших классов.

4. Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики.


2.2.Организация исследования


Вся программа исследований была выполнена в три этапа.

Первый этап проводился с сентября по октябрь 2010 года. Основной целью исследований было изучение особенностей урока ФК в младших классах.

Второй этап (сентябрь 2010 – апрель 2011 года) предусматривал проведение сравнительного педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы школьников 3-го класса (средний возраст – 9 лет) школы № 110 города Уфы. Под наблюдением находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.

Третий этап (апрель 2011 года) предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.


















ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


Анализ научно – методической литературы позволил изучить широкий круг вопросов, характеризующих особенности развития двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся младших классов.

В результате обобщения теоретических знаний выявлены:

- особая значимость гибкости в различных видах жизнедеятельности, а также для физического развития школьников;

- возрастная предрасположенность детей младшего школьного возраста к направленному воспитанию скоростно-силовых качеств, обусловленная рядом анатомо-физиологических особенностей;

- специальные средства и методы, эффективно улучшающие подвижность в суставах опорно-двигательного аппарата;

- большие педагогические возможности гимнастических упражнений, являющиеся базовым средством повышения уровня физической подготовленности в процессе физического воспитания;

- особенности методики воспитания двигательных качеств в младшем школьном возрасте.

Первоначальный этап педагогического эксперимента заключался в определении исходного уровня общей физической подготовленности у школьников третьих классов СОШ № 110.

Результаты исследований были проанализированы, произведено сравнение с персональными данными критериями оценок вследствие применения экспериментальной методики, сделаны выводы и оценка педагогического эксперимента.

В таблицах № 1 и № 2 представлены результаты первого этапа тестирования в контрольной и экспериментальной группах.



Таблица № 1

I этап тестирования экспериментальной группы

Ф.И.О.

Бег на 60 м.(с.)

Бег 3 минуты.(метр.))

Челночный бег.4х9м(с.)

Прыжок в длину с места (см)

Гибкость

Алексеев.А

8.1

350

16.4

160

-2

Бердин С.

8.2

320

16.6

165

-3

Бурангулова Э.

9.2

240

17.5

145

+1

Валиуллин С.

9.4

380

17.7

140

-1

Нурисламов Г.

8.4

390

16.8

162

+1

Петров А.

8.2

400

16.2

167

0

Панин К.

8.0

320

16.0

170

-4

Резников Л.

8.5

300

16.5

155

-3

Салимов И.

8.5

370

16.8

157

-5

Яхин Р.

8.6

350

16.4

160

+1



Таблица № 2

I этап тестирования контрольной группы

Ф.И.О.

Бег на 60 м.

Бег 3 минуты.

Челночный бег.4х9м

Прыжок в длину с места (см)

Гибкость

Аминев Т.

8.2

320

16.4

160

-2

Брагин Р.

8.4

390

16.3

163

-2

Вагин С.

9.0

290

17.3

158

+2

Дорогин М.

9.6

340

17.7

140

0

Коренев М.

8.4

350

16.7

160

+1

Михайлов Л.

8.3

340

16.3

167

-1

Самородов Ю.

8.1

300

16.2

172

-3

Таранов Т.

8.4

380

16.3

165

-2

Фадеев Т.

9.1

310

17.7

142

-4

Якутов О.

8.0

400

16.4

160

+2


Путем сравнения полученных данных с критериями оценок уровня физической подготовленности выявлено, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах по всем видам тестовых заданий преобладает низкий уровень показателей.

В течение преддипломной работы в экспериментальном классе широко практиковались, разнообразно сочетаясь, упражнения, направленные на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности. С ее окончанием произведен повторный этап педагогического эксперимента, совпадающий по содержанию с первоначальным.


Таблица №3

II этап тестирования экспериментальной группы

Ф.И.О.

Бег на 60 м.

Бег 3 минуты.

Челночный бег.4х9м

Прыжок в длину с места (см)

Гибкость

Алексеев.А

7.8

390

16.0

165

0

Бердин С.

8.0

360

16.2

168

-1

Бурангулова Э.

9.0

270

17.1

150

+2

Валиуллин С.

9.1

400

17.2

144

+1

Нурисламов Г.

8.2

430

16.5

168

+3

Петров А.

7.9

450

16.0

172

+2

Панин К.

7.7

360

15.6

177

-2

Резников Л.

8.2

350

16.2

162

0

Салимов И.

8.3

420

16.4

162

-3

Яхин Р.

8.2

400

16.0

164

+2


Таблица № 4

II этап тестирования контрольной группы

Ф.И.О.

Бег на 60 м.

Бег 3 минуты.

Челночный бег.4х9м

Прыжок в длину с места (см)

Гибкость

Аминев Т.

8.1

330

16.3

162

-2

Брагин Р.

8.4

410

16.2

165

-1

Вагин С.

9.1

300

17.1

158

+3

Дорогин М.

9.5

360

17.6

143

0

Коренев М.

8.2

370

16.5

162

+1

Михайлов Л.

8.2

350

16.2

167

0

Самородов Ю.

8.0

320

16.1

174

-2

Таранов Т.

8.4

380

16.3

168

-2

Фадеев Т.

9.0

320

17.5

142

-3

Якутов О.

7.9

410

16.3

161

+2



Очень высокая степень прироста за время проведения основного исследования наблюдалась в показателе общей выносливости(бег 3 минуты). В контрольной группе данный прирост вызван тем, что на уроках физической культуры велась активная работа с целью сдачи данного норматива, поэтому данное упражнение выполнялось учащимися в конце основной части каждого урока.

Таким образом, следует отметить положительное влияние занятий подвижными играми на развитие физических качеств и показатели, характеризующие физическую подготовленность учащихся 3-х классов. Наблюдаемые положительные изменения, очевидно, связаны с тем, что учащимся экспериментальных групп были предоставлены подвижные игры, способствующие более рационально повысить уровень физической подготовленности детей.