Конспект урока по обществознанию для 10 класса
Тема урока: «Изучение социальных явлений»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Сформировать у учащихся системное представление о методах и этапах изучения социальных явлений, понимание их специфики и сложности.
Задачи:
1. Образовательные:
Раскрыть сущность понятий: социальное явление, социальный факт, социологическое исследование, выборка, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент.
Ознакомить учащихся с основными этапами проведения социологического исследования.
Охарактеризовать качественные и количественные методы изучения социальных явлений.
Объяснить специфику изучения общества в сравнении с природой.
2. Развивающие:
Развивать умение анализировать социальные явления, выделять их причинно-следственные связи.
Формировать навыки критического мышления при работе с результатами социологических опросов.
Совершенствовать умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение, понимание важности доказательного подхода в оценке общественных процессов.
Воспитывать толерантность и уважение к различным точкам зрения, понимание субъективности в восприятии социальной реальности.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, настрой на работу.
2. Актуализация опорных знаний Проверка д.з «Установи соответствие»
Вариант 1: 1Ж, 2З, 3Е, 4Д, 5Б, 6Г, 7В, 8А
Вариант 2: 1Е, 2З, 3Д, 4А, 5Ж, 6Г, 7В, 8Б
Прием «Ассоциативный ряд»: Учитель пишет на доске термин «**Социальное явление**». Ученики называют все, что приходит им на ум (мода, митинг, выборы, безработица, любовь, конфликт поколений и т.д.).
Вопрос: «Чем эти явления отличаются от природных (дождь, землетрясение)?» (Подводящий к выводу о том, что социальные явления связаны с деятельностью людей, их отношениями, имеют субъективную оценку).
Цель: вспомнить, что такое общество и его структура, подвести к сложности его изучения.
3. Мотивация. Прием «Проблемная ситуация»: Учитель приводит два противоречащих друг другу заголовка из гипотетических СМИ: «Опрос: 80% молодежи готовы уехать за границу» и «Исследование: большинство студентов планируют строить будущее в России».
Вопрос классу: «Как такое возможно? Кому верить? Как ученые и социологи узнают правду об обществе, если мнения разные? Чтобы не быть жертвой манипуляций, нужно знать, как именно изучают общество».
4. Изучение нового материала
1. Социальный факт и социальное явление
Объяснение учителя с записью в тетрадь:
Социальное явление – это то, что происходит в обществе, элемент социальной жизни (миграция, инфляция, религиозность).
Социальный факт – это конкретное и проверяемое событие или действие, подтверждающее существование явления (напр., статистика числа мигрантов за год, уровень инфляции в %).
Вывод: Социологи изучают явления через анализ конкретных фактов.
2. Этапы социологического исследования
Определение проблемы (Что будем изучать? Напр., уровень электоральной активности молодежи).
Разработка плана исследования (Выбор методов, составление инструментария – анкет, гайдов).
Сбор данных (Проведение опроса, наблюдения и т.д.).
Обработка и анализ данных (Подсчет результатов, выявление закономерностей).
Выводы и представление результатов (Отчет, статья, презентация).
3. Методы сбора данных
Опрос (анкетирование, интервью). Плюсы: массовость, быстрота. Минусы: может быть неискренность.
Наблюдение. Плюсы: объективность. Минусы: трудоемкость, влияние наблюдателя.
Эксперимент. Плюсы: можно установить причинно-следственные связи. Минусы: сложность, этические проблемы.
Анализ документов. Плюсы: работа с объективными данными. Минусы: не всегда полная информация.
4. Специфика изучения общества. Эвристическая беседа: «Почему нельзя изучать общество так же, как природу?»
Выводы (записываются):
Субъективность: Исследователь и объект исследования – люди, что может влиять на результат.
Сложность контроля переменных: В обществе почти невозможно изолировать один фактор для изучения.
Этический аспект: Не все эксперименты допустимы с моральной точки зрения.
Динамичность: Общество меняется быстрее, чем природа.
5. Закрепление изученного материала. «Найди ошибку в плане исследования». Инструкция: Прочитайте описание исследования и найдите в нем 3 ошибки.
«Социологи решили изучить проблему подросткового одиночества в нашем городе. Они составили подробную анкету и решили опросить всех жителей города. Для этого они разместили анкету в своем личном блоге в соцсети и попросили друзей поделиться ей. После сбора данных они сразу опубликовали вывод: “98% подростков в городе чувствуют себя одинокими”».
Возможные ошибки:
Невозможно опросить всех жителей города (необходима выборка).
Размещение анкеты в личном блоге приведет к нерепрезентативной выборке (опрашиваются только друзья и подписчики, а не все подростки города).
Выводы сделаны без анализа данных (нужна обработка и проверка на достоверность).
6. Рефлексия (3 мин)
7. Домашнее задание. Составить в тетради таблицу «Методы социологического исследования» (Название метода, Суть, Плюсы, Минусы, Пример).