СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение социальных явлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение социальных явлений»

Конспект урока по обществознанию для 10 класса

Тема урока: «Изучение социальных явлений»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Сформировать у учащихся системное представление о методах и этапах изучения социальных явлений, понимание их специфики и сложности.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Раскрыть сущность понятий: социальное явление, социальный факт, социологическое исследование, выборка, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент.

  2. Ознакомить учащихся с основными этапами проведения социологического исследования.

  3. Охарактеризовать качественные и количественные методы изучения социальных явлений.

  4. Объяснить специфику изучения общества в сравнении с природой.

2. Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать социальные явления, выделять их причинно-следственные связи.

  2. Формировать навыки критического мышления при работе с результатами социологических опросов.

  3. Совершенствовать умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение, понимание важности доказательного подхода в оценке общественных процессов.

  2. Воспитывать толерантность и уважение к различным точкам зрения, понимание субъективности в восприятии социальной реальности.

Ход урока



1. Организационный момент. Приветствие, настрой на работу.

2. Актуализация опорных знаний Проверка д.з «Установи соответствие»

Вариант 1: 1Ж, 2З, 3Е, 4Д, 5Б, 6Г, 7В, 8А

Вариант 2: 1Е, 2З, 3Д, 4А, 5Ж, 6Г, 7В, 8Б

Прием «Ассоциативный ряд»: Учитель пишет на доске термин «**Социальное явление**». Ученики называют все, что приходит им на ум (мода, митинг, выборы, безработица, любовь, конфликт поколений и т.д.).

Вопрос: «Чем эти явления отличаются от природных (дождь, землетрясение)?» (Подводящий к выводу о том, что социальные явления связаны с деятельностью людей, их отношениями, имеют субъективную оценку).

Цель: вспомнить, что такое общество и его структура, подвести к сложности его изучения.

3. Мотивация. Прием «Проблемная ситуация»: Учитель приводит два противоречащих друг другу заголовка из гипотетических СМИ: «Опрос: 80% молодежи готовы уехать за границу» и «Исследование: большинство студентов планируют строить будущее в России».

Вопрос классу: «Как такое возможно? Кому верить? Как ученые и социологи узнают правду об обществе, если мнения разные? Чтобы не быть жертвой манипуляций, нужно знать, как именно изучают общество».

4. Изучение нового материала

1. Социальный факт и социальное явление

Объяснение учителя с записью в тетрадь:

  1. Социальное явление – это то, что происходит в обществе, элемент социальной жизни (миграция, инфляция, религиозность).

  2. Социальный факт – это конкретное и проверяемое событие или действие, подтверждающее существование явления (напр., статистика числа мигрантов за год, уровень инфляции в %).

Вывод: Социологи изучают явления через анализ конкретных фактов.

2. Этапы социологического исследования

  1. Определение проблемы (Что будем изучать? Напр., уровень электоральной активности молодежи).

  2. Разработка плана исследования (Выбор методов, составление инструментария – анкет, гайдов).

  3. Сбор данных (Проведение опроса, наблюдения и т.д.).

  4. Обработка и анализ данных (Подсчет результатов, выявление закономерностей).

  5. Выводы и представление результатов (Отчет, статья, презентация).

3. Методы сбора данных

  1. Опрос (анкетирование, интервью). Плюсы: массовость, быстрота. Минусы: может быть неискренность.

  2. Наблюдение. Плюсы: объективность. Минусы: трудоемкость, влияние наблюдателя.

  3. Эксперимент. Плюсы: можно установить причинно-следственные связи. Минусы: сложность, этические проблемы.

  4. Анализ документов. Плюсы: работа с объективными данными. Минусы: не всегда полная информация.

4. Специфика изучения общества. Эвристическая беседа: «Почему нельзя изучать общество так же, как природу?»

Выводы (записываются):

  1. Субъективность: Исследователь и объект исследования – люди, что может влиять на результат.

  2. Сложность контроля переменных: В обществе почти невозможно изолировать один фактор для изучения.

  3. Этический аспект: Не все эксперименты допустимы с моральной точки зрения.

  4. Динамичность: Общество меняется быстрее, чем природа.

5. Закрепление изученного материала. «Найди ошибку в плане исследования». Инструкция: Прочитайте описание исследования и найдите в нем 3 ошибки.

«Социологи решили изучить проблему подросткового одиночества в нашем городе. Они составили подробную анкету и решили опросить всех жителей города. Для этого они разместили анкету в своем личном блоге в соцсети и попросили друзей поделиться ей. После сбора данных они сразу опубликовали вывод: “98% подростков в городе чувствуют себя одинокими”».

Возможные ошибки:

  1. Невозможно опросить всех жителей города (необходима выборка).

  2. Размещение анкеты в личном блоге приведет к нерепрезентативной выборке (опрашиваются только друзья и подписчики, а не все подростки города).

  3. Выводы сделаны без анализа данных (нужна обработка и проверка на достоверность).

6. Рефлексия (3 мин)

7. Домашнее задание. Составить в тетради таблицу «Методы социологического исследования» (Название метода, Суть, Плюсы, Минусы, Пример).