Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский педагогический колледж"
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕОНИДА НИКОЛАВЕИЧА АНДРЕЕВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработчик: Быкова Елизавета Александровна
Преподаватель ГБПОУ КК
Краснодарский педагогический колледж
Краснодар
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
1 Леонид Николаевич Андреев и его место в русской литературе…....... | 6 |
-
Феномен Леонида Андреева в русской литературе XX века……… | 6 |
-
Особенности творчества Леонида Николаевича Андреева……… | 8 |
-
Творчество Леонида Николаевича Андреева в оценке критики… | 14 |
-
Аспекты изучения рассказов Леонида Николаевича Андреева в практике школьного образования……………………………………… | 17 |
2.1 Особенности изучения рассказов Л.Н. Андреева на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5-11 классах ..………….. | 17 |
2.2 Методика системного изучения рассказов Леонида Николаевича Андреева в 5-11 классах….……………………………………………… | 20 |
Заключение…………………………………………………………………… | 23 |
Список использованных источников……………………………………….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа находится в поиске новых решений совершенствования учебного процесса и обновления содержания литературного образования. Перед учителями-словесниками и методистами стоят сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
Обновление содержания литературного образования требует включения в учебные программы произведений писателей, ставших достоянием отечественной и мировой культуры XX века. Обращение к жизни и творческой деятельности этих художников слова способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Одним из ярких и талантливых писателей конца XIX -начала XX вв. был Леонид Николаевич Андреев, творчество которого представляет собой уникальный мир, требующий глубокого осмысления. Он оставил богатое и разнообразное художественное наследие.
Проблема изучения творчества JT.Н. Андреева нашла отражение в работах методистов Н.М. Гришиной, М. Кузнецовой, Н.В. Кулагиной, И. М. Лейфман, Е. А. Михеичевой, Н. В. Нещерет, Я. Н. Новиковой, Г. А. Обернихиной, Л. Н. Пастуховой и др.
Ученые-методисты и учителя-практики отмечают трудность изучения творчества Л.Н. Андреева в школе, что объясняется своеобразием художественного мира писателя, но в то же время подчеркивают, что его произведения актуальны и в наши дни. Они вызывают у учащихся живой интерес, рождают у них потребность обращаться к другим произведениям писателя, размышлять над ними в поисках ответов на волнующие их вопросы. В школьные программы вошли наиболее известные рассказы Л. Андреева. Их изучение создает условия для активизации мыслительной и творческой деятельности, воспитывает вдумчивого и отзывчивого читателя.
В 30-е и-40-е гг. XX в. Л. Н. Андреев, как и многие русские писатели: И. А. Бунин, С. А. Есенин, Е. И. Замятин, из-за политических взглядов был отлучен от русского читателя, и редкие высказывания о нем в критике носили негативный характер. Перед современными исследователями наследия Л. Н. Андреева была и остается задача реабилитировать писателя.
Сложившаяся ситуация приводит к противоречию между необходимостью обновления содержания литературного образования и существующим реальным положением дела, в частности, изучением рассказов Л. Н. Андреева; между потребностью учителей в научно обоснованном подходе к изучению данной проблемы и ее недостаточной разработанностью в школе; между возрастающей необходимостью формирования вдумчивого читателя и регламентированным школьной программой временем, отводимым на изучение творчества Л. Н. Андреева.
Так как имя JI. H. Андреева многие годы не включалось в школьную программу, новые программы расширили круг чтения и изучения произведений JI.H. Андреева, тем самым актуализировав данную проблему.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо проведение работы по систематизации методов и приемов работы с творчеством Л. Н. Андреева на уроках литературы и внеурочной деятельности в 5-11 классах.
Объектом данного исследования является творческое наследие Л.Н. Андреева как феномена русской литературы XX века.
Предметом исследования выступают методы и приемы изучения произведений Л.Н. Андреева на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5-11 классах.
Целью работы является систематизация творчества Л. Н. Андреева, а также методов изучения его произведений на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю становления Л. Н. Андреева как литературного феномена XX века;
- выделить основные особенности творчества Л. Н. Андреева;
- предложить критерии отбора учебного материала для уроков и внеклассного чтения по рассказам Л. Н. Андреева и определить его место в системе изучения русской литературы в 5-11 классах;
- на основе методического материала выделить основные методы и приемы работы с произведениями Л. Н. Андреева в 5-11 классах.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
-
Леонид Николаевич Андреев и его место в русской литературе
-
Феномен Леонида Андреева в русской литературе XX века
На фоне литературной эпохи рубежа ХIХ – ХХ веков, демонстрирующей разнообразие художественных поисков и самоидентификаций, эстетическая позиция Леонида Андреева выделяется принципиальной непоследовательностью: почти декларативное безразличие писателя к «оболочке» своих произведений сочеталось с высоким градусом эстетической рефлексии и постоянными творческими новациями как в прозе, так и в драматургии. Столь противоречивая позиция не могла не сказаться на судьбе писателя в современной ему критике и в историко-литературной перспективе. И даже возвращение Леонида Андреева в «канон» русской литературы после десятилетий забвения не сделало его «безусловным классиком», а литературная репутация писателя, пройдя ряд трансформаций в прошедшем столетии, по-прежнему сочетает в себе взаимоисключающие характеристики, словно подвергая сомнению сам факт значительности его творческого наследия.
«Неклассичность» Андреева стала личностным и художественным отражением эпохи, а его творчество следует рассматривать как один из вариантов репрезентации идеи художественной переходности, обоснованной в трудах современных исследователей и актуальной для искусства ХХ столетия. В отличие от «классического» типа культуры, ориентированной на Космос, «неклассический» предполагает негармоничную, диссонансную картину мира, в которой царит Хаос (одно из самых «частотных» слов в оценке творчества писателя символистами). (Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Под ред. Н.А. Хренова. М.: Наука, 2002.)
Феномен Леонида Андреева представляет собой уникальное сочетание индивидуального художественного почерка и мировоззренческих и эстетических принципов модерна как «неклассического искусства» рубежа ХIХ – ХХ веков, времени кризиса не только философских, но и поэтических систем.
В свете такого подхода иное осмысление получают жанрово-стилевая «непоследовательность» писателя, «эклектизм», «промежуточность» его эстетики по отношению к различным литературным направлениям своего времени. Творчество Леонида Андреева исследуется современными литературоведами как воплощение ключевой идеи модерна – идеи становления, неразрывно связанной с жизнетворчеством и мифотворчеством эпохи. Стремление запечатлеть опыт самопознания «человека модерна» рождало новый художественный язык, и мировоззренческие и эстетические поиски Леонида Андреева должны быть рассмотрены под этим углом зрения.
Осмысление сочинений Леонида Николаевича также происходило и в русле важнейших идей русского символизма. Символисты считали, что символы человека у Андреева являются загадочными и непостижимыми. Анализируются символистские концепции «смерти Бога» и «смерти человека». В литературной критике символизма возникает понятие кризиса религиозного сознания как угрозы гуманистическим ценностям. Символисты оценивают образ человека в творчестве Андреева как деструктивный. Творчество писателя понимается как опыт экстремальной и доведенной до абсурда трансгрессивности. Делается вывод, что опыт писателя оказался важным для развития философской мысли и художественного творчества русских символистов. Специфика символистской полемики заключалась в том, что в ней была выявлена антропологическая проблематика сочинений Андреева и намечены дальнейшие пути истолкования его творчества в русле философской и религиозной антропологии XX. [10]
Антропологическая проблематика прозы и драматургии писателя вызвала оживленные дискуссии между идеологами русского символизма. Экзистенциализм и философия жизни ознаменовали решительный разворот мыслителей к антропологической проблематике, к метафизике человеческого существования, в связи с чем центральными темами философской рефлексии символистов становятся: «Бог и человек», «сущность человека», «плоть человека», «богочеловечество», «внешний человек», «внутренний человек» и др. Идеи русского символизма рождались именно в пространстве вечных экзистенциальных тем, через призму которых воспринималось творчество Андреева. В этой связи представляет особый интерес рецепция произведений писателя с позиций философской антропологии. (Титаренко, С. Д. (2019). Творчество Леонида Андреева в зеркале символистской антропологии и философии искусства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, 15(1), 136–146.) [10]
Таким образом, философский дискурс о человеке стал основой герменевтической процедуры интерпретации творчества писателя в статьях и философских эссе теоретиков русского символизма. Андреевская концепция образа человека оказалась спорной, но она была важна для эстетических поисков в искусстве и для развития религиозной и философской мысли XX–XXI вв., так как отразила трагедию сознания своего поколения.
-
Особенности творчества Леонида Николаевича Андреева
Творчество Леонида Андреева принадлежит к одной из ярких страниц в истории русской литературы конца XIX – начала XX века. Это писатель большого таланта, оригинальный, своеобразный художник.
Возникнув как средоточие духовно-нравственных, интеллектуальных и художественных поисков, творческое наследие писателя определило ведущие тенденции развития русского и мирового искусства XX века. Л. Андреева можно назвать одной из ярчайших фигур своего времени, оставившей оригинальный след в искусстве.
В его творческом методе причудливо переплелись реализм и новейшие веяния начавшегося столетия. Творчество Андреева в целом было неотъемлемой частью литературно- художественной жизни России начала века. В творчестве Андреева большое место занимает исследование психологии человека, мотивы рока, судьбы. Это связано, прежде всего, с тяжелыми условиями жизни писателя: постоянной нехваткой средств существования, неоднократными попытками самоубийства. В формировании индивидуальности Андреева-художника велика роль мировой и русской классики, а также прогрессивной демократической литературы второй половины ХIХ века.
Рассказы Леонида Андреева 1910-х гг., прежде всего, - феномен творческого пути яркой художественной индивидуальности. В то же время своеобразие этих произведений не отменяет во многих случаях их типологическую перекличку с явлениями современной литературы. Стремление к объединению социально-психологического и философского аспектов изображения отличало в эпоху между двух революций творчество писателей-реалистов. [10]
В своих творческих поисках Андреев был близок этому направлению литературного развития и в то же время принадлежал ему далеко не всецело. Наряду со стремлением к глубинному осмыслению социально-исторического кризиса эпохи в творчестве Андреева ощутима тяга к мифологизации действительности, изображению «вечных» образов и ситуаций, что диктовалось подходом к проблемам человеческой деятельности и сознания как проблемам извечным. Это дает объективные основания соотносить творчество Андреева с творчеством писателей-символистов.
Осуществляя поиск сущностных основ бытия, стремясь охватить жизнь во всех её проявлениях, Леонид Андреев выдвигает на передний план человека. Центр и цель всего – человек, причём как субъект, а не как часть системы мира. В произведениях Андреева перед нами просто человек, сильный и трусливый, добрый и низкий – такой, каким создан он творцом вселенной.
Попытка разглядеть душу живого человека, очищенную от культурных и социальных влияний, порождала у Андреева повышенный интерес к проявлениям этой души, спонтанным, внезапным, часто совершенно нереальным. В связи с этим тема просветления, пробуждения, воскресения человека приобретает несколько нетрадиционную окраску. В рождественском рассказе «Что видела галка» грабители пытаются убить священника, но, узнав, что тот торопится к больным со «святыми дарами», раскаиваются. Встреча проститутки Любы и революционера во «Тьме» переворачивает жизненное восприятие обоих.
В рассказе «Предстояла кража» вор находит на дороге щенка; кража срывается, и он идёт домой. В «Ангелочке» подчёркнуто грубый и неотёсанный Сашка плачет от появления в доме ангелочка, и эти слёзы знаменуют новый этап в отношениях отца и сына, их неожиданно возникшую человеческую общность. Отца Василия Фивейского пробуждения и просветления настигают внезапно, скачками, от «веры в веру» – до полного отчаяния. С подобным мы сталкиваемся в рассказах «Губернатор», «В Сабурове», «Петька на даче», «Праздник», «Молчание» и многих других.
Герои Андреева – одинокие люди. Их одиночество – явление не случайное. Оно – результат умственного бессилия, неспособности найти ответ на жгучие вопросы жизни, осмыслить причины общественных настроений и найти из всего этого выход. То, что совершается перед ними, кажется им безумием, ужасом, бессмыслицей.
Многие герои Андреева боятся жизни, устали от неё, «забиваются в угол» и смотрят на жизнь только издалека, «из окна». «Страшнее жизни ничего нет», – говорит Савва. Герои Андреева глупы, не чтят проповедников, душат друг друга, оскорбляют правду, дышат злобой и ненавистью. Спасение от этой жизни, раз невозможно чудо изменения её – это уход от жизни. В рассказе «В подвале» Хижняков спасается от жизни в одиночестве, в своём подвальном углу. Пьяницы из «Жизни человека» отсиживаются от жизни в грязном кабаке. Лучше ужасы кабацкой жизни, чем сама жизнь. Бессмысленна, ужасна, жестока, жизнь, нет ей оправдания и нет выхода в единении с людьми, образующими бесконечный поток жизни. Бессмысленна жизнь не только потому, что люди осквернили её, но и потому, что сам человек не видит смысла жизни, его собственная жизнь нелепа.
Традиционно реалистическая тема «маленького человека» приобретает иную окраску у Леонида Андреева. Человек – беспомощное существо перед лицом зловещих сил, бесконечно одинокое и страдающее. В «Большом шлеме» Андреева внешний мир для игроков в карты просто не существует. Карты оживают, в них сконцентрирована жизнь играющих, для которых мистические комбинации карт – это своеобразный уход от действительности. В «Жизни Василия Фивейского»: «…среди людей он был одинок, словно планета среди планет». (жвф)
Беспомощность, униженность «маленького человека» у Леонида Андреева подчёркиваются внешними характеристиками персонажей. Отец Василий, например, «…был сух голосом, мямлил…», был «запуганным», и над ним «за глаза насмехались». У Алёши-дурачка из одноимённого рассказа «жалкая, просящая улыбка», «мольба, полная тоски и муки», «странная походка», «тоскливая безропотность и глубокая, животная покорность судьбе». Батюшка из «Неосторожности» стоит растерянный, смятый; голова его бессильно мотается, и пыльные морщинки на бледном лице темнеют бессмысленно кротко и жалко.
Ключевой образ андреевских произведений – Апокалипсис, человечество, сбившееся с пути. В «Красном смехе» персонажи, например, «…не знают, куда они идут,… зачем это солнце, они ничего не знают. «Рушится мир» – трижды повторяется в финале «Жизни Василия Фивейского»: «Небо охвачено огнём. В нём клубятся и дико мечутся разорванные тучи и всею гигантскою массою своею падают на потрясённую землю – в самых основах своих рушится мир. И оттуда, из огненного клубящегося хаоса, несётся громоподобный хохот, и треск, и крики дикого веселья».
Полагаясь на свое и в самом деле богатое воображение, Андреев во многих произведениях стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. Этот же прием Андреев применил и при создании «Рассказа о семи повешенных».
Создавая образы семи осужденных, Андреев показывал себя тонким мастером характеристики и психоанализа. Образы, нарисованные писателем, навсегда врезаются в память. Профессиональный революционер Вернер, жизнерадостный Сергей Головин, сосредоточенная Муся, заботливая Таня Ковальчук, несчастный Василий Каширин, лихой Цыганок, тупой Янсон — все они, как живые, предстают перед читателем. Всех их объединяет одно — близость смерти.
Весь рассказ представляет собой картину непрерывно сменяющих друг друга психологических переживаний, основная тема которых — взаимоотношения человека и смерти. По стилю «Рассказ о семи повешенных» полностью характерен для творчества Леонида Андреева. Внутреннее напряжение при ровном темпе рассказа, драматизм повествования, сгущенность красок, сплетение реального и иррационального — все это присутствует в этом рассказе. Он не только принадлежит к лучшим созданиям писателя, но и навсегда вошел в историю русской литературы.
В повести «Иуда Искариот» писатель разрабатывает евангельскую легенду о предательстве Христа Иудой и вновь возвращается к проблеме борьбы добра со злом. Сохраняя за Христом традиционное значение добра, писатель переосмысливает фигуру Иуды, наполняет ее новым содержанием, в результате чего образ предателя утрачивает символику абсолютного зла и приобретает в рассказе Андреева некоторые признаки добра. [1]
Чтобы раскрыть сущность предательства, автор, наряду с Иудой вводит таких героев, как Петр, Иоанн, Матфей и Фома, причем каждый из них является своеобразным образом-символом. У каждого из учеников подчеркивается наиболее яркая черта: Петр-камень воплощает в себе физическую силу, он несколько груб и «неотесан», Иоанн нежен и прекрасен, Фома прямодушен и ограничен. Иуда же с каждым из них соревнуется в силе, преданности и любви к Иисусу. Но главное качество Иуды, которое неоднократно подчеркивается в произведении, - его ум, хитрый и изворотливый, способный обмануть даже самого себя.
Но автор не ставит точку и не делает однозначных выводов в финале рассказа, потому что в таком многозначном произведении не может быть четкого и ясного финала.
Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать вывод, что на первый план автор выводит фигуру Иуды, а не Христа. Именно Иуда, герой сложный, противоречивый и страшный, и его поступок привлекли внимание писателя и подтолкнули к созданию своей версии событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий «добро и зло». [2]
Взяв за основу евангельскую легенду, Андреев переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием. Он смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы читатель еще раз задумался над тем, что есть добро и зло, свет и тьма, истина и ложь. Понятие предательства Андреевым переосмысливается, расширяется: в смерти Христа виновен не столько Иуда, сколько люди, его окружающие, слушающие, его малодушно сбежавшие ученики, не сказавшие ни слова в защиту на суде у Пилата. Пропустив евангельские события через призму своего сознания, писатель заставляет и читателя пережить открытую им трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, - но и в людях, легко предающих своих кумиров.[2]
Исхода из выше сказанного, высокая эмоциональная настроенность и бунтарская направленность раннего творчества Андреева отразила подъем общественного протеста в 1900-е годы. В условиях обостренной классовой борьбы и идейного размежевания сама жизнь требовала от литераторов более четкого определения своей общественной ориентации. Андреев, подобно многим писателям той поры, пытается сохранить позицию «независимого» от общественных влияний художника. В действительности же, оставаясь верным общедемократическим взглядам и гуманистическим основам своего творчества, он становится выразителем настроений оппозиционной интеллигенции, которая, не примкнув ни к господствующему, ни к противостоящему ему классу, оказалась в период первой русской революции и в годы реакции в трагическом положении.
-
Творчество Леонида Николаевича Андреева в оценке критики современников
Как художник яркого и оригинального таланта, Леонид Николаевич Андреев сразу привлек к себе внимание читателей и критики. Почти каждое новое его произведение вызывало многочисленные статьи в газетах и журналах, очерки, рецензии. Они многое проясняют в творчестве Андреева и его взаимодействии с литературой рубежа веков.
Критика на рубеже ХIХ-ХХ веков, отмеченном сосуществованием различных эстетических направлений, переменами в издательской политике, помогала преодолевать «пропасть между читателем и писателем». В формировании литературной репутации Андреева решающую роль сыграла не поддержка Горького, а отзыв критика – Н.К. Михайловского. Этот отзыв уже содержал основные концепты будущей литературной репутации писателя: страх смерти и страх жизни, отсутствие подражательности, переплетение фантастических образов с реальной действительностью. [3]
Отмечая уникальный стиль Леонида Андреева, Николай Константинович писал: «Говоря о светлом будущем, предстоящем г. Андрееву как художнику или по крайней мере возможном для него ввиду его оригинального таланта, я не смущаюсь мрачным характером его книги о жизни и смерти, как можно бы было назвать сборник его рассказов. В слепой и равнодушной силе, рождающей и убивающей нас, нечего искать разума и справедливости - таков итог наблюдений и впечатлений нашего автора».
Библиография литературы об Андрееве дает представление о его чрезвычайной популярности как героя литературной критики: газетножурнальная «андреевиана» огромна и отличается широким жанровым и содержательным диапазоном. Произведения Андреева попадают в самые разнообразные дискурсы – от социально-политического до философского и православного, от педагогического до медицинского и психопатологического. Приводятся курьезные примеры упоминания имени писателя в прессе, свидетельствующие об эксплуатации «модного» имени и рекламных стратегиях медийного рынка.
Другой важнейший источник сведений о динамике восприятия Андреева критикой и читателем – мемуарная литература и дневники современников. В этом отношении особый интерес представляют дневники К. Чуковского, дающие возможность реконструировать литературную репутацию писателя, и прижизненную, и посмертную, в период с 1901 до 1969 год. [3]
Многие замечания Чуковского позволяют проследить место и роль Андреева в литературном процессе: восприятие в контексте дарвинизма и декадентства, фиксация его феноменальной популярности в «андреевское десятилетие», затем вытеснение из советского культурного пространства имени писателя как части ушедшей эпохи, наконец, оживление интереса к писателю в 50-е годы на волне «оттепели».
Динамика изменения литературной репутации Андреева в ХХ в. показывает, что некоторые определявшие ее признаки со временем переосмысливаются: например, андреевская «метафизичность» в первые советские десятилетия расценивается как реакционность, а в постсоветское время — наоборот. В то же время «отрицательные составляющие» литературной репутации Андреева оказываются крайне устойчивыми во времени.
Андреев открыл в литературе свой, новый мир, мир овеянных революционным дыханием мятежных стихий, тревожных мыслей, философских настроений. Остро реагировавший на переходность, кризисность всех сфер жизни переломной эпохи, Андреев выступил как художник-искатель, экспериментатор, заражавший самим процессом напряжённых, мучительных поисков всех, кто с ним соприкоснулся. Блок и Горький, Воровский и Вересаев, Бенуа и Киров, Луначарский и Волошин, Короленко и Р. Люксембург – эти и многие другие современники Андреева повторяли, например, что он сделал жизненно необходимой для каждого из них потребность сейчас, незамедлительно и точно, ответить себе и всем вокруг на вечные, «проклятые» вопросы, открытые человечеством в древние времена и актуальные по сей день: о цели человеческого существования, о трагедиях жизни и смерти, о путях разума, веры и чувства, о борьбе с «мировым злом» за победу человека, за победу добра.
Самую эту неистребимую потребность Андреева задавать вопросы и требовать на них ответа А. Блок считал характерно русской чертой, резко обозначившейся в революционную эпоху. Андреев задавал свои вопросы старому миру «от самой глубины своей, неотступно и бессознательно», задавал их от лица «великого дитяти – России», выходившей на арену мировой истории в качестве исполнителя главной роли и нуждавшейся в действенных ответах.
2 Аспекты изучения рассказов Леонида Николаевича Андреева в практике школьного образования
2.1 Особенности изучения рассказов Л.Н. Андреева на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5-11 классах
Леонид Андреев — художник, которого нельзя назвать детским писателем, так как произведений, адресованных непосредственно юным читателям, у него нет. Однако его сочинения включены в школьные программы по литературе, рекомендованы для изучения учениками как среднего, так и старшего звена.
В школьной практике в соответствии с разными программами изучаются рассказы («Кусака», «Молчание», «Гостинец», «Рассказ о семи повешенных»), повести («Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот», «Красный смех»), пьесы («Жизнь Человека»), роман («Дневник Сатаны») писателя, интересные как в психологическом, так и в содержательном аспектах. На сегодняшний день методической литературы и рекомендаций по организации и проведению занятий по творчеству Леонида Андреева достаточно — больше по малой прозе писателя, меньше — по его драматургии и романам/
Художественные тексты этого писателя не являются самими сложными для восприятия современными школьниками, но вызывают определённые трудности в связи с тем, что созданы более 100 лет назад: современные дети не знакомы с некоторыми культурными реалиями того времени, поэтому нуждаются в комментариях педагога. С другой стороны, произведения этого автора наполнены глубоким смыслом, в них затрагиваются важнейшие нравственные проблемы, осмысление которых способствует самопознанию личности.
Произведения художника, входящие в школьные программы и, являются реалистическими, написаны понятным современным школьникам языком: это рассказы «Баргамот и Гараська» (1898), «Ангелочек» (1899), «Петька на даче» (1899).
Сочинения писателя позволяют познакомиться с особенностями жизни русских людей рубежа XIX–XX веков, увидеть различные проявления национального характера. Кроме этого, рассказы Л. Андреева посвящены нравственным проблемам, сюжеты их достаточно просты, что позволяет сконцентрировать внимание на художественной специфике и моральном аспекте.
Для более полного понимания методики изучения произведений Л.Н. Андреева необходимо проанализировать учебно-методические комплексы разных авторов, с целью выявления наиболее удачного комплекта методической литературы для изучения творчества писателя.
На должном уровне происходит изучение творчества Л.Н. Андреева в учебно-методическом комплексе «Литература», авторами-составителями которого являются Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Авторы программы дают общие краткие сведения о личности и творчестве писателя, начиная уже с 5 класса. [13]
Помимо основных моментов из жизненного и творческого пути автора, дается отрывок из статьи К.И. Чуковского о Л. Андрееве «Он любил все огромное». Творчество писателя предполагается рассмотреть на примере произведения «Петька на даче», где прорабатывается основная тематика, а также нравственная проблематика рассказа.
При анализе упор делается на тяжелое детство главного героя, стремясь развить в обучающихся чувства сострадания, чуткости, доброты. Создатели УМК также настаивают на том, что при интерпретации произведения на уроке необходимо уделить внимание роли эпизодов в создании образа мальчика, объяснить значение природы в жизни героя, проследить композиционное построение произведения.
Авторами программы предусмотрено, что следующее обращение обучающихся к творчеству Леонида Николаевича происходит уже в выпускном классе. Здесь им предлагается познакомиться с повестями «Иуда Искариот» и «Жизнь Василия Фивейского». Во время изучения творчества Андреева на этом этапе обучающиеся должны осмыслить его на более глубоком уровне, познать главный объект изображения в творчестве писателя – «бездны» человеческой души, увидеть устремленность героев автора к вечным вопросам человеческого бытия.
Также работа над данными произведениями предполагает рассмотрение евангельских сюжетов в философской прозе писателя, обращение к своеобразию андреевского стиля, выразительности и экспрессивности художественной детали. Новыми литературоведческими терминами при изучении данных повестей для школьников становятся «неореализм» и «евангельский мотив».
Авторами также предлагаются произведения для самостоятельного прочтения. Это рассказы «Ангелочек», «Стена», «Вор», «Первый гонорар». В содержании программы также отводится место внутрипредметным связям, которые прослеживаются через знакомство критической литературы М.Горького и А.А. Блока о творчестве Л.Н. Андреева, наблюдение традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского»; и межпредметным – в рассмотрении творческих связей Л.Н. Андреева и И.Е. Репина, знакомстве с картинами писателя.
Знакомство с личностью Л.Н. Андреева и его творчеством входит в Обязательный образовательный минимум и может изучаться на разных ступенях образования. Однако изучение произведений данного автора является недостаточно обширным и глубоким. По окончании образования обучающиеся получают лишь начальное представление о жизненном и творческом пути Л.Н. Андреева, так как в приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в разделе «Русская литература ХХ века» на протяжении всего курса литературы обозначено изучение лишь одного произведения Л.Н. Андреева по выбору. [12]
В последнее время в ведущих научно-методических журналах издательства «Первое сентября», таких как «Литература в школе», а также в приложении к нему «Уроки литературы» практикующие учителя-словесники неоднократно публикуют статьи, где делятся своими находками и разработками по проведению учебных и внеклассных занятий, касающихся изучения творчества Л.Н. Андреева. Данные советы и рекомендации помогут сделать уроки литературы яркими, запоминающимися и увлекательными.
2.2 Методика системного изучения рассказов Леонида Николаевича Андреева в 5-11 классах
Один из важнейших принципов педагогики — наглядность. Общеизвестно, что человек информацию из окружающего мира в основном воспринимает через зрительный орган. В ходе занятия максимальное количество информации усваивается посредством зрительного восприятия (90%), и лишь 9% через слуховое. Поэтому оформление урока фотографиями, репродукциями, видеофрагментами или фонограммами, когда ученики испытывают комплексное воздействие звука и изображения, способствует более глубокому пониманию и усвоению материала под влиянием эмоционального фактора.
Наглядного материала для иллюстрирования занятий по жизни и творчеству Леонида Андреева немало, многое из изображений и фотографий является произведениями самого писателя, талантливого художника и увлечённого фотографа. Эти данные всегда уместно использовать как дополнение представлений о личности Андреева.
В современных условиях огромную помощь в учебном процессе оказывают мультимедийные презентации, созданные преподавателем или самими учениками. Презентация обычно строится, как книга: она может включать в себя заглавие, эпиграф, план, словарь, тексты или их фрагменты, иллюстрации графические и звуковые, порой видеофрагменты, тесты. Естественно, что мультимедиа упрощает подачу терминологического аппарата, списков литературы, а ещё позволяет полноценно проводить анализ небольших произведений или фрагментов текста, которые могут быть выведены на экран и доступны всем в ходе урока.
На занятиях с учащимися 5-11 классов особенно важно использовать визуальный материал, который позволяет им погрузиться в атмосферу творчества того или иного автора, закрепить факты его биографии.
Чтобы облегчить ученикам восприятие информации о жизни писателя и понимание его произведений, на занятиях рекомендуется использовать мультимедийные презентации. Первая вводная часть урока знакомит с фактами биографии писателя и включает в себя заочную экскурсию по андреевским местам Орла — фотографии Дома-музея писателя, церкви, в которой его крестили, здания гимназии, где он учился. В презентации представлены портреты писателя разных лет, портреты его близких и фотографии, сделанные самим Леонидом Николаевичем. Старшеклассники часто сами способны подготовить качественную презентацию, получив соответствующие инструкции от педагога.
На изучение творчества Л.Н. Андреева в 5 классе по учебно-методическому комплексу «Литература», авторами-составителями которого являются Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, дается 1 час. Методисты данного УМК рекомендуют к изучению рассказ «Петька на даче» и предлагают свой вариант содержания урока. Однако каждый учитель оставляет за собой право использовать данные рекомендации или разработать собственный урок, исходя из объективных причин. Ведь от того, как будет преподнесен урок, какие аспекты на нем будут освещены, зависит итог занятия, уровень усвоения материала школьниками. Каждый учитель вправе сам определить целесообразность использования на уроке тех или иных методов, приемов, технологий и форм работы. [6, с. 9-16.]
Так как на изучение творчества Л.Н. Андреева отводится всего одно учебное занятие, необходимо чтобы помимо работы над самим произведением, анализом героев на уроке были затронуты основные факты из биографии писателя, прозвучала история создания рассказа «Петька на даче», шла непосредственная работа с литературоведческим аппаратом.
Анализируя и интерпретируя рассказ «Петька на даче», на наш взгляд, учителю необходимо заострить внимание на основных проблемах, поднятых автором: безрадостное и тяжелое детство героя; бессердечность, отсутствие чуткости и сострадания в людях.
Часто завершающим видом работы на уроках в среднем звене становится творческое задание — составление синквейна, которое очень нравится детям и выполняется им с энтузиазмом. Синквейн — это небольшое не рифмованное стихотворение из пяти строк: 1 строка — существительное, выражающее главную тему; 2 строка — два прилагательных, отражающих идею; 3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка — предложение, определяющее смысл ключевого понятия; 5 строка — итог в форме существительного, вызывающего ассоциации с первым словом. Перед работой обязательно ученикам приводится пример синквейна на другую тему.
Небольшой объём требуемого «сочинения» даёт возможность точно и по существу выразить свою оценку событий и героев. Это задание школьники охотнее выполняют в парах или небольших группах, оно развивает коммуникативные навыки и сотворчество.
Не менее важно хорошо подобранное и продуманное, и лучше - дифференцированное домашнее задание, которое помогает учесть индивидуальные особенности обучающихся, способствует развитию личности ребенка, обеспечению его максимального развития.
Общеобразовательная школа имеет достаточно возможностей для формирования у обучающихся целостного представления о личности и творчестве Л.Н. Андреева. Учителем могут быть использованы возможности резервных уроков, внеклассного и самостоятельного чтения, чтобы расширить представление о творческом наследии писателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачи, стоящие перед современной школой, позволяют утверждать, что именно литературе принадлежит ведущая роль в воспитании гармонически развитой личности, человека новой формации. Школа XXI века вступает в новый этап своего развития, когда требуется пересмотр устаревших форм и методов обучения и выдвигаются требования к улучшению качества образования. Стратегическим принципом для образовательной политики Российской Федерации становится принцип диалога культур, так как путь к мировой культуре человечества идет через постижение не только родной, но и общероссийской культуры.
Преподавание литературы в школе также претерпевает качественные изменения. В программу вводятся произведения писателей, ранее не изучаемые. Большое внимание обращается на возрождение литературы и культуры. Все это благоприятно влияет на совершенствование литературных знаний, умений и навыков учащихся. Реалии дня при этом указывают на необходимость поиска новых путей изучения русской литературы. Обновление содержания и технологии изучения русской литературы в школе должно быть связано с развитием таких основополагающих принципов школьного литературного образования, как системность, преемственность, перспективность изучения русской, родной, зарубежной литератур.
Изучение теоретико-методической литературы по проблеме исследования, работы методистов и опыт учителей-практиков подсказали один из путей эффективного изучения творчества Л.Н. Андреева — целостное, системное изучение рассказов писателя с учетом их художественной ценности и жанровых особенностей, с использованием материалов литературы и культуры, способствующее развитию творческих и интеллектуальных возможностей школьников. Различные аспекты данной проблемы исследуются передовыми учителями школы, опыт которых подтверждает правильность выбранного пути.
Исследование подтвердило целесообразность системного изучения рассказов Л.Н. Андреева в 5-11 классах школы, так как отобранные для уроков внеклассного чтения произведения относятся к периоду раннего творчества Андреева (1898-1901г.) и получили высокую оценку критиков и многих известных русских писателей.
Поздние философские искания в художественном творчестве Л.Н. Андреева под силу не всякому школьнику, поэтому знакомство с небольшими по объему эпическими произведениями в 6-10 классах позволит закрепить в учащихся навыки анализа художественного текста, восполнит имеющийся «пробел» в программе между 5 и 11 классами.
Результаты исследования доказывают, что в этом случае происходит процесс неторопливого, постепенного, последовательного освоения учащимися уникального художественного мира Л.Н. Андреева, который требует глубокого осмысления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Афанасьев, Э. С. Повесть Л. Н. Андреева "Иуда Искариот": "Психология предательства" : [интерпретация произведения] / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. – 2016. – № 2. – С. 11-15.
-
Белкин, М. Ю. Повесть Л. Н. Андреева "Иуда Искариот" в 11 классе: [разработка урока] / М. Ю. Белкин // Литература. – 2016. – № 5-6. – С. 11-15.
-
Боева Г. Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна. СПб.: Петрополис, 2016. 520 с.
-
Бондарчук, А. В. Переосмысление евангельского сюжета в повести Л. Андреева "Иуда Искариот": [урок в 11 классе, сравнительный анализ евангельского сюжета и повести] / А. В. Бондарчук // Литература в школе. – 2017. – № 7. – С. 14-18: ил.
-
Маркова, Е. Перерождение Сашки: [урок по рассказу Л. Андреева "Ангелочек"] / Е. Маркова // Духовно-нравственное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 49-53.
-
Меркин, Г.С., Меркин Б.Г. Литература 5 – 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Г. С. Меркин – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2018 г.
-
Панова, Г. А. Чувство милосердия к "Братьям нашим меньшим" в рассказе Л. Андреева "Кусака" : [урок литературы по произведению Л. Андреева "Кусака"] / Г. А. Панова // Уроки литературы. – 2013. – № 3. – С. 12-15 : ил.
-
Пятибратова, В. П. Способность к состраданию в рассказе Л. Андреева "Кусака" : [урок литературы по рассказу русского писателя Л. Андреева "Кусака"] / В. П. Пятибратова // Уроки литературы. – 2013. – № 3. – С. 11-12.
-
Старцева, Н. М. Тема детства и её языковое воплощение в ранних рассказах Леонида Андреева / Н. М. Старцева // Русский язык в школе. – 2017. – № 3. – С. 36-42.
-
Титаренко, С. Д. Творчество Леонида Андреева в зеркале символистской антропологии и философии искусства. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, – 2019. – 15(1). – С. 136–146.
-
Шарохина, Н. Н. Символ огня в рождественских рассказах : [как символ огня помогает понять христианский смысл рассказов "Ангелочек" Л. Андреева, "Чудесный доктор" А. Куприна] / Н. Н. Шарохина // Уроки литературы. – 2017. – № 11. – С. 5-6 : ил.
-
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». https://www.edu.ru/documents/view/61154/
-
Меркин Г.С., Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. УМК «Литература» / Г.С. Меркин – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС». https://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/pages/321007/?tab=Page2#plashka-plaska1495