СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение исторической личности на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение исторической личности на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Изучение исторической личности на уроках истории»









Изучение исторической личности на уроках истории


Введение

Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек. Но что нужно для того, чтобы каждый человек мог проявить себя как личность? Какие нравственные черты характеризуют человека нового общества? Как формируется духовно богатая, душевно щедрая, творческая, обладающая активной жизненной позицией личность, способная принимать самостоятельные нравственные решения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за совершённые поступки?

Никогда человеку не был безразличен вопрос о сути его назначения. Поиск истины, оправдывающий смысл жизни, приводил человека к открытиям, к героическим поступкам. Человек всегда задавался вопросом, а что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё одно самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Ещё древние подметили: иногда важно на мгновение остановиться, оглянуться на прошлое. Тогда осмысленнее, понятнее становится настоящее. "Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг. "1

Воспитание гражданина правового государства, способного участвовать в решении важнейших проблем страны, брать на себя ответственность за её судьбы, начинается в школе и является одной из задач школьного исторического образования.

1. Гулыга А. В. Эстетика истории. М. 1974. С 27

Нравственность всегда отражается в истории потому, что это наука о человеке, о поступках и действиях больших масс людей и отдельных личностей.

Сегодня никто не сомневается в необходимости изучать не только массовые движения и закономерности исторического процесса, но и деятельность конкретных людей, их образ мыслей, особенности мировосприятия, их побуждения, устремления, идеалы, предрассудки. В равной степени важно говорить на уроках как о судьбе "простого человека" в ту или иную эпоху, так и об индивидуальных чертах исторических деятелей. Разногласия возникают тогда, когда речь заходит о способах и путях знакомства школьников-с ролью личности в истории. Личность выступает в истории в двух планах: как представитель определённой социальной группы и как неповторимая индивидуальность.

Первый план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности. Исторический образ возникает у ученика под влиянием яркого рассказа учителя, самостоятельной работы над документально-мемуарной и художественно исторической литературой, рассказов и очерков книг для чтения, в сочетании с использованием наглядных средств обучения.2

Таким образом, специфической задачей истории является выяснение конкретных условий формирования определённой личности и влияние её деятельности на конкретный ход событий, окружающую действительность.

Ещё Монтень говорил: "...когда судят об отдельном поступке, то прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его".3

2Румянцев В.Я. Задания по истории России. М., 2002. С 32

ЗМонтень М.А. Опыты, кн. 1-3. М., 1954-1960, т.2, С. 116.

Причины изучения исторической личности на уроках истории:

каждая личность - это не просто человек сам по себе и только для себя. Большинство из людей, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий.

Многие личности не всегда на всю жизнь остаются приверженцами какой-либо идеи. Одни меняли их через сознание и интерпретацию реалий, другие - потому, что их вынуждали это сделать, третьи - чтобы «идти в ногу» с государственной властью. Учащиеся должны выделить и дать свою оценку этой проблеме.

исторические личности, попадая на страницы разных изданий, приобретают противоположные черты характера, идет искажение характеристик. По возможности на уроке можно провести анализ и выявление реальных черт характера конкретного человека, многие учащиеся приобретают себе кумиров, разбирая на уроках тех или иных исторических личностей, поэтому важно оптимально организовать и методически разнообразить ход работы.

Варианты изучения на уроке исторических личностей:

Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности.

Этот порядок обеспечивает научных подход в изучении личности. Однако отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) данного аспекта деятельности личности.

Учитель, не называя имени деятеля, пробуждает к нему простой человеческий интерес. За тем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся знают о ком идет речь.

Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя государства, реформаторов, полководцев. Можно вести сравнение посредством таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит. При ориентировке учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов и штудированию учебников.

Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях.

Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь-то примерами из быта, увлечений, образованности.

Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее.

Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности. Составление биографических справок - дело не новое для школьников. Но чащ всего записи ведутся бессистемно, что затрудняет их запоминание и выделение конкретных сфер деятельности изучаемой личности. Предполагаемый вариант обработки предусматривает накопление и размещение информации по блокам, каждая из которых содержит направление жизнедеятельности личности.


Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя:

Репродуктивный - требует воспроизведения готовых знаний (на память) без активной мыслительной деятельности эти вопросы начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, с кем и т.п. Вопросы такого типа чаще используются для выявления элементарных знаний в тестах, контрольных.

Продуктивно - познавательный - требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинается словами почему, в чем, докажите, сформулируйте.

Проблемный - содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается отличительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности.

Проблемная задача - дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых знаний, а размышление, рассуждение, содержащее дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные задачи по интересующей нас проблеме.

Проблемная ситуация - создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки; противоречия, заложенного в проблемной задаче.

Семинар - исследование - заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с компонентами научного исследования. Семинар состоит из подготовительной части, самого обсуждения темы и подведения итогов.

Семинар - круглый стол - в основу заложено несколько точек зрения, обсуждение которых приводит к приемлемой для всех участников точки зрения.

Семинар - дискуссия - в основе лежит какое то противоречие, разнообразие путей его решения, компетентность участников. Это способствует развитию устной речи у учащихся, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к предмету, Формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

Семинар - мозговой штурм - эта форма занятия направлена на ориентировке учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого-либо вопроса.

Познавательный - учащимся может быть предложен алгоритм, по которому ученик работает над сообщением, докладом, рефератом. Описываются годы жизни, краткая биография, исторические условия деятельности личности, основные действия, взгляды, проблемы, методы их решения, какие интересы представляла личность, предшественники, последователи, положения, которые показывают сходство и различия взглядов нескольких исторических лиц, историческое значение данной деятельности, личностная оценка данной личности. 3

Урок по изучения исторической личности строится следующим образом: учащиеся заранее знакомятся с темой и, получив определенные знания по ней, должны составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы в ходе урока. В начале занятия изучаются вопросы, необходимые для раскрытия темы, отвечающие как интересам учащихся, так и интересам учителя.

4.Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 частях. М., 2000. С 3-44

Источниками знание служит учебник, исторические и фото - документы, иллюстрации, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати.

При изучении исторической личности посредством применения вышеперечисленных методик решается ряд важных задач, на которые направлена деятельность учителя и учащегося в ходе учебного процесса:

  • ученики знакомятся с дополнительной справочной и научно-популярной литературой;

  • позволяет подвести учеников к мысли о правомерности существования различных точек зрения, отойти от однозначных оценок личностей и событий;

  • эти методики ориентированы на развитие творческого мышления учащихся;

  • качество аргументации, умение выглядеть главное, размышлять, давать оценку событиям и деятельности исторических личностей, сравнивать, рассуждать, доказывать; умение ориентироваться в историческом материале, критически оценивать информацию;

  • закрепляются следующие навыки и умения: запоминание, закрепление и повторение материала, умение делать выводы, развитее зрительной памяти и воображении, строить свои действия по заданному алгоритму. Все это направлено на побуждение у учащихся к появлению познавательной активности;

  • ученики используют накопленные знания, свой социальный опыт;

  • происходит формирование и определение личностного отношения к историческим личностям и событиям. Это помогает воспитанию у школьников нравственных качеств личности, выработке собственной жизненной позиции;

  • повышается удельный вес самостоятельной творческой работы учащихся, возрастает интерес к предмету.

Для учащихся среднего звена при изучении исторической личности целесообразно использовать следующие способы:

A) Урок - игра (Например: «Полководцы древности»; «Кому принадлежат слова?»; «Противники и союзники»; Устная викторина
«Кто?»; «Необычные имена»);

Б) Урок - вопрос (Перед учащимися ставятся какие - либо проблемные задания, которые они должны выполнить в ходе урока);

B) Урок - интервью или пресс-конференция (зачитываются доклады и задаются вопросы).

Г) Урок - дискуссия.

Множественность причин, влияющих на формирование личности, приводит к безграничному разнообразию взглядов, характеров и поступков. Но каждая личность - это явление неповторимое, качества, свойственные ей, встречаются и у других людей, есть общее и в причинах, определяющих её развитие. Это позволяет наметить примерный план выяснения характерных свойств личности и обусловленности их формирования.


Схема характеристики личности.

Условия формирования:

историческая обстановка;

принадлежность к определённому классу;

ближайшее окружение;

идейные влияния.

Путь формирований личности человека; его реакций на окружающую действительность, направленность деятельности и развитие личных качеств.

Свойства личности, проявившиеся в её деятельности:

взгляды (мировоззрение);

нравственные принципы;

черты характера.

Оценка человека:

интересы, какого класса выражал;

результаты и значение его деятельности для общества и ближайшего окружения.


Для того, чтобы эта схема глубже осознавалась учащимися и могла быть восстановлена ими, можно добавить следующее обобщение: формирование личности происходит в ходе практической деятельности человека, определяемой его природными задатками, условиями жизни и сознательной волевой активностью; важнейшее в характеристике личности - это направленность деятельности, её результаты и способы достижения целей.

В школьном курсе истории сравнительно редко предоставляется возможность показать пути формирования личности и всесторонне её охарактеризовать. Поэтому необходимо подчеркнуть, что главным в личности является её основная деятельность. Поэтому в первую очередь мы должны выяснить, как сформировались общественно значимые черты личности и в чём значение её деятельности в данной сфере. Конечно, нужно учить детей характеризовать личность, подходить к каждому случаю конкретно - исторически, не допускать шаблона. Это осуществляется путём восхождения от абстрактного к конкретному при знакомстве с каждой новой личностью. При этом необходимо подчёркивать основную диалектическую взаимосвязь: личность порождается определёнными условиями и в то же время она сама оказывает влияние на жизнь общества.

Совершенно по иному можно подойти к характеристике личности исторического деятеля в старших классах, например, работа строится следующим образом. Учащиеся сначала записывают в тетрадях фактический материал - сведения о жизни исторического деятеля, о его поступках, привычках, особенностях характера, а также суждения современников, потомков. Далее один ученик читает свои записи вслух. При этом следует обратить особое внимание на противоречивые черты характера исторического деятеля, на непоследовательность его поведения в тех или иных ситуациях, т.е. на то, что не поддаётся простому и однозначному толкованию. Затем ученик высказывает свою точку зрения на отмеченные им противоречия. В беседе с учащимися выясняем, что на формирование личности воздействуют многие факторы: и врождённые задатки, и условия жизни, и различные идейные влияния. Но человек не пассивен по отношению к ним, он делает выбор - одно принимает, другое отвергает, ставит перед собой цели, и его деятельность принимает определённую направленность. И именно в активной деятельности формируются основные свойства личности и черты характера. Таким образом, "деятельность человека в определённом направлении является решающим фактором в его развитии и должна быть главным предметом нашего внимания.4 Но она разворачивается в конкретных исторических условиях. Поэтому в личности как бы отражаются общественные отношения эпохи. Завершается эта работа анализом сделанных учащимся выводов.


Методика поэтапного рассмотрения деятельности исторических личностей и их оценка:

Анализ и оценка общественно-политических условий, в которых протекает основная деятельность исторического лица (общественный и политический строй; характер войн и других событий в которых он участвовал; мотивы его участия в них). Оценка результатов, достигнутых на каждом основном этапе его деятельности с применением известных учащимся критериев (требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля).

Нравственная оценка основной линии поведения человека, цели и мотивы его действий; средства, применявшиеся им для осуществления целей.

4. Общая объективная оценка исторической личности.

Памятка систематизирует знания, помогает правильно и полно строить характеристику, последовательно описывать и оценивать факты, глубже понимать то, что изучают учащиеся. Поиск истины рождает чувство заинтересованности, элемент состязательности на уроке, столкновение мнений стимулирует позитивный настрой в учёбе, так как создаёт атмосферу "учения с увлечением".

5.Кревер Г,А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. М., 1990, С. 120.


Характеризуя личность исторического деятеля не всегда делается главный акцент на индивидуальное своеобразие, неповторимость, уникальность личности, а выделяются типичные черты, признаки представителя того или иного класса. Для глубокого изучения личности необходима психологическая характеристика, рассмотрение мотивов и нравственных аспектов в её деятельности.

Работу проводить систематически, по плану:

1. Поэтапное формирование знаний об исторической личности от внешнего облика и фактов биографии к познанию
черт характера, анализу мотивов поступков, а далее к пониманию психологического состояния человека в момент принятия
ответственного решения; наконец - к целостной характеристике.

2. Особое внимание уделять деятельности личности в переломные моменты исторического развития. Это позволяет раскрыть
возможные альтернативы истории, показать роль ситуации выбора, историческую значимость жизненной позиции человеке.

Это можно рассмотреть по следующим вопросам:

  1. Какие варианты развития событий реально существовали в данный исторический момент?

  2. При каких условиях мог осуществиться тот или иной вариант?

  3. Какие факторы определили исход событий?

  4. Каковы мотивы (Что повлияло?) деятельности личности, повлиявшей на ход событий?

  5. Каковы достоинства и недостатки избранного пути?

  6. Каковы результаты и последствия выбора для положения различных групп людей, для экономики, политики, международных отношений?

Личность оценивается с различных точек зрения, в том числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек.

Формируя суждения о поступках исторического деятеля, ученик получает право на субъективность и пристрастность. Такая характеристика деятельности исторической личности стимулирует обсуждение нравственных проблем, в частности вопросов политической этики. Учащиеся прочно запоминают материал, активно участвуют в дискуссии, могут в дальнейшем использовать

знания, сравнивая исторических личностей.


Использование памяток в изучении исторической личности.

Памятка - схема.

В своей работе учителя используют различные памятки. Они не являются предписаниями, строго определяющими работу учащихся на уроках и дома, а в качестве рекомендации, рассчитанной на творческое применение. Они облегчают труд учащегося, положительно влияют на его результаты. Формируют целостность и всесторонность восприятия материала. Вариантов памяток много в основном они формируются учителем в процессе практической работы с учащимися, из различных источников. Вот один из примеров памятки.

Памятка - схема:

Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии). Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.

Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель).

Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.

Способы действия, средства достижения цели.

Соотнесённость целей исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.

Противоречия в деятельности личности.

Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.

Отношение ученика к исторической личности.

Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.5

6.Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе. М., 2001. С. 218

Заключение

Профессия учителя - самая значительная, она сродни профессии ваятелей прекрасного, создающего шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость. Но разница их состоит в том, что глина, стекло, даже драгоценный металл при, неудачах ваятеля можно переплавить для создания новых форм, а учитель соприкасается с человеком, которого он формирует как личность, и царапины, изъяны от неумелых, жёстких или просто равнодушны: прикосновений могут оставить тяжёлый след, устранить и сгладить который возможно лишь ценой больших, трудных и длительных усилий. И обучение истории призвано содействовать формирование активной социальной силы нашей эпохи, осознанию человеком своих функций и возможностей, пониманию относительной независимое индивида от социальных условий и - одновременно - решающего влияния на личность конкретных черт общественного бытия.

Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире. Ученик, изучая историю, должен оценивать себя как личность, которой отведена определённая, пусть небольшая, роль в современной истории. Воспитание чувства личной ответственности перед обществом - важная функция преподавания истории. Человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства Важно показать на историческом материале, что субъект, заданный обстоятельствами, способен и должен уметь стать над обстоятельствами, возвыситься над ними и изменить их в процессе своей деятельности.

Для успешной работы учителю необходимо сопереживание и сострадание к своим учащимся. Надо разрушить стену равнодушия, обратится и к чувствам, побудить школьников пережить радости и горести, боль и отчаяние, довести до понимания того, что именно он, сегодняшний школьник и есть творец истории.













Список использованной литературы


  1. Гулыга А.В. Эстетика истории. - М. АГРАФ, 1974. 127 с.

  2. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. - М., Педпрактикум Самиздат, 1990 134 с.

  3. Монтень М. Опыты. СПб., Азбука Кн. 1-3, 2006. 342с.

  4. Румянцев В.Я. Задания по истории России. М., АРКТИ Методическая библиотека, 2002. 112 с.

  5. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2 частях.

  6. М., Владос, 2000. 193 с.

  7. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе.

  8. М., Академия, 2001. 284 с.