СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор  - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.

Есть такое выражение: «Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а после работы - домой».

Просмотр содержимого презентации
«труд и профессия»

Тема: Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования . Выполила: Учитель технологии Балаенкова Тамара Петровна

Тема: Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования .

Выполила: Учитель технологии

Балаенкова Тамара Петровна

Выбор профессии. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться. Есть такое выражение: «Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а после работы - домой».  

Выбор профессии. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.

Есть такое выражение: «Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а после работы - домой».

 

Схема построения профессионального образа будущего.  

Схема построения профессионального образа будущего.

 

  • Дальняя профессиональная цель (мечта). Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели). Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей). Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов). Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
  • Дальняя профессиональная цель (мечта).
  • Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
  • Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей).
  • Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
  • Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
  • Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
  • В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
Классификация профессий по предмету труда Профессия Человек- техника Предмет труда (Ч-Т) Обслуживание техники, её ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудования; обработка неметаллических изделий; добыча и обработка горных пород и т.д. Человек-человек (Ч-Ч) Воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое и медицинское обслуживание и т.д. Человек – природа Исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных и уход за ними и т.д. Человек – знаковая система (Ч-П) (Ч-З) Устная и письменная речь, работа с документами, использованием цифр и формул, схем, графиков, диаграмм, чертежей и т.п. Человек – художественный образ (Ч-Х) Изобразительное искусство, музыкальная, литературно-художественная, актёрско-сценическая деятельность

Классификация профессий по предмету труда

Профессия

Человек- техника

Предмет труда

(Ч-Т)

Обслуживание техники, её ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудования; обработка неметаллических изделий; добыча и обработка горных пород и т.д.

Человек-человек

(Ч-Ч)

Воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое и медицинское обслуживание и т.д.

Человек – природа

Исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных и уход за ними и т.д.

Человек – знаковая система

(Ч-П)

(Ч-З)

Устная и письменная речь, работа с документами, использованием цифр и формул, схем, графиков, диаграмм, чертежей и т.п.

Человек – художественный образ

(Ч-Х)

Изобразительное искусство, музыкальная, литературно-художественная, актёрско-сценическая деятельность

Классификация профессий по цели труда Профессия Цель труда Гностическая Распознавание, контроль, классифицирование, сортировка и проверка по заранее известным признакам, исследование (приёмщик готовых изделий, корректор, критик, санитарный врач, лаборант и др.) Преобразующая Воздействие на предмет труда (одушевлённый или неодушевлённый) с целью изменения или сохранения его свойств, состояний (столяр, учитель, пчеловод, чертёжник, реставратор и др.) Изыскательская Изобретение, придумывание новых вариантов решений (дизайнер, конструктор, писатель и др.)

Классификация профессий по цели труда

Профессия

Цель труда

Гностическая

Распознавание, контроль, классифицирование, сортировка и проверка по заранее известным признакам, исследование (приёмщик готовых изделий, корректор, критик, санитарный врач, лаборант и др.)

Преобразующая

Воздействие на предмет труда (одушевлённый или неодушевлённый) с целью изменения или сохранения его свойств, состояний (столяр, учитель, пчеловод, чертёжник, реставратор и др.)

Изыскательская

Изобретение, придумывание новых вариантов решений (дизайнер, конструктор, писатель и др.)

Классификация профессий по орудиям труда  профессии классифицируют на связанные с использованием ручных и механизированных ручных (дрель, бормашина) орудий труда; машин с ручным или ножным управлением, автоматизированного и автоматического оборудования; функциональных средств организма человека (певец, актер, дегустатор).   Классификация профессий по условиям труда  профессии делят на связанные с обычными бытовыми условиями; на открытом воздухе в режиме перепада температур, влажности; с необычными условиями (под водой, на высоте, под землёй); с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности).  

Классификация профессий по орудиям труда профессии классифицируют на связанные с использованием ручных и механизированных ручных (дрель, бормашина) орудий труда; машин с ручным или ножным управлением, автоматизированного и автоматического оборудования; функциональных средств организма человека (певец, актер, дегустатор).

 

Классификация профессий по условиям труда профессии делят на связанные с обычными бытовыми условиями; на открытом воздухе в режиме перепада температур, влажности; с необычными условиями (под водой, на высоте, под землёй); с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности).

 

Потенциальная востребованность профессии в XXI веке.

Ученые называют наступившее столетие веком медицины, биологии, генной инженерии. Глобальные проблемы человечества связаны с перенаселением планеты и недостатком пищи и энергии, разрушением экологии. Ожидаемые достижения в медицине приведут к появлению новых способов лечения многих заболеваний.

Компьютерные технологии придут во все профессиональные области. Настоящий профессионал должен будет знать законы и нормативные акты о защите информации, интеллектуальной собственности, о нарушении авторских прав.

Потенциальным работодателем для таких специалистов будет не только представитель бизнеса, но и государство.

Будущий специалист в области телекоммуникаций может также рассчитывать на то, что его профессия окажется престижной.

Но не только на высокоинтеллектуальные профессии ожидается спрос в наступившем веке. В формирующейся сфере услуг окажутся востребованными и повара, и парикмахеры, и автослесари.

Представители строительных профессий не окажутся без работы никогда. Почти каждой семье нужны квартира, дача или гараж. Практически каждая организация или фирма мечтает переехать в новое помещение и улучшить внутреннее убранство офиса.

Пользуются большим спросом дизайнеры, управленцы гостиничным и ресторанным бизнесом.

Информация РИА «Новости»  «10 самых востребованных профессий ближайшего будущего» Инженеры IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения  3. Специалисты в области нанотехнологий  4. Специалисты по электронике и биотехнологиям  5. Маркетологи  6. Специалисты, связанные с сервисом  7. Логисты 8. Медики 9. Экологи  10. Химики

Информация РИА «Новости»

«10 самых востребованных профессий ближайшего будущего»

  • Инженеры
  • IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения

3. Специалисты в области нанотехнологий

4. Специалисты по электронике и биотехнологиям

5. Маркетологи

6. Специалисты, связанные с сервисом

7. Логисты

8. Медики

9. Экологи

10. Химики

Алгоритм принятия решений

Алгоритм принятия решений

  • Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует, но в наших силах предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход.
  • определение проблемы. Определите для себя, что вы решаете: в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами (эту проблему решить нетрудно) или какое учебное заведение даст вам возможность получить интересующую вас профессию? Проблема может формулироваться по-другому: какой вид деятельности даст вам возможность наилучшим образом реализовать ваши способности и получать удовольствие от работы? Всё это – разные проблемы, и это надо сразу четко уяснить.
  • Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть (и, может быть, записать) как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фантастическими.
  • Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например, будет ли интересно учиться; сможете ли вы устроиться на работу; в чем состоит эта работа; действительно ли она вам будет подходить по разным параметрам).
  • Осуществление и оценка. Этот этап в нашем случае будет несколько отсрочен.
Ошибки при выборе профессии.

Ошибки при выборе профессии.

  • Увлечение только внешней стороной профессии без учета её «минусов»; Выбор профессии из соображений престижности (популярности); Только на основании высокой оплаты труда; Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии; Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми считаются часто недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)
  • Увлечение только внешней стороной профессии без учета её «минусов»;
  • Выбор профессии из соображений престижности (популярности);
  • Только на основании высокой оплаты труда;
  • Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
  • Отождествление учебного предмета с профессией;
  • Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию;
  • Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
  • Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
  • Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми считаются часто недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!