Тема: Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования .
Выполила: Учитель технологии
Балаенкова Тамара Петровна
Выбор профессии. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.
Есть такое выражение: «Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а после работы - домой».
Схема построения профессионального образа будущего.
- Дальняя профессиональная цель (мечта). Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели). Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей). Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов). Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
- Дальняя профессиональная цель (мечта).
- Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).
- Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей).
- Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.
- Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).
- Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.
- В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.
Классификация профессий по предмету труда
Профессия
Человек- техника
Предмет труда
(Ч-Т)
Обслуживание техники, её ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудования; обработка неметаллических изделий; добыча и обработка горных пород и т.д.
Человек-человек
(Ч-Ч)
Воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое и медицинское обслуживание и т.д.
Человек – природа
Исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных и уход за ними и т.д.
Человек – знаковая система
(Ч-П)
(Ч-З)
Устная и письменная речь, работа с документами, использованием цифр и формул, схем, графиков, диаграмм, чертежей и т.п.
Человек – художественный образ
(Ч-Х)
Изобразительное искусство, музыкальная, литературно-художественная, актёрско-сценическая деятельность
Классификация профессий по цели труда
Профессия
Цель труда
Гностическая
Распознавание, контроль, классифицирование, сортировка и проверка по заранее известным признакам, исследование (приёмщик готовых изделий, корректор, критик, санитарный врач, лаборант и др.)
Преобразующая
Воздействие на предмет труда (одушевлённый или неодушевлённый) с целью изменения или сохранения его свойств, состояний (столяр, учитель, пчеловод, чертёжник, реставратор и др.)
Изыскательская
Изобретение, придумывание новых вариантов решений (дизайнер, конструктор, писатель и др.)
Классификация профессий по орудиям труда профессии классифицируют на связанные с использованием ручных и механизированных ручных (дрель, бормашина) орудий труда; машин с ручным или ножным управлением, автоматизированного и автоматического оборудования; функциональных средств организма человека (певец, актер, дегустатор).
Классификация профессий по условиям труда профессии делят на связанные с обычными бытовыми условиями; на открытом воздухе в режиме перепада температур, влажности; с необычными условиями (под водой, на высоте, под землёй); с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности).
Потенциальная востребованность профессии в XXI веке.
Ученые называют наступившее столетие веком медицины, биологии, генной инженерии. Глобальные проблемы человечества связаны с перенаселением планеты и недостатком пищи и энергии, разрушением экологии. Ожидаемые достижения в медицине приведут к появлению новых способов лечения многих заболеваний.
Компьютерные технологии придут во все профессиональные области. Настоящий профессионал должен будет знать законы и нормативные акты о защите информации, интеллектуальной собственности, о нарушении авторских прав.
Потенциальным работодателем для таких специалистов будет не только представитель бизнеса, но и государство.
Будущий специалист в области телекоммуникаций может также рассчитывать на то, что его профессия окажется престижной.
Но не только на высокоинтеллектуальные профессии ожидается спрос в наступившем веке. В формирующейся сфере услуг окажутся востребованными и повара, и парикмахеры, и автослесари.
Представители строительных профессий не окажутся без работы никогда. Почти каждой семье нужны квартира, дача или гараж. Практически каждая организация или фирма мечтает переехать в новое помещение и улучшить внутреннее убранство офиса.
Пользуются большим спросом дизайнеры, управленцы гостиничным и ресторанным бизнесом.
Информация РИА «Новости»
«10 самых востребованных профессий ближайшего будущего»
- Инженеры
- IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения
3. Специалисты в области нанотехнологий
4. Специалисты по электронике и биотехнологиям
5. Маркетологи
6. Специалисты, связанные с сервисом
7. Логисты
8. Медики
9. Экологи
10. Химики
Алгоритм принятия решений
- Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует, но в наших силах предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход.
- определение проблемы. Определите для себя, что вы решаете: в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами (эту проблему решить нетрудно) или какое учебное заведение даст вам возможность получить интересующую вас профессию? Проблема может формулироваться по-другому: какой вид деятельности даст вам возможность наилучшим образом реализовать ваши способности и получать удовольствие от работы? Всё это – разные проблемы, и это надо сразу четко уяснить.
- Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть (и, может быть, записать) как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фантастическими.
- Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например, будет ли интересно учиться; сможете ли вы устроиться на работу; в чем состоит эта работа; действительно ли она вам будет подходить по разным параметрам).
- Осуществление и оценка. Этот этап в нашем случае будет несколько отсрочен.
Ошибки при выборе профессии.
- Увлечение только внешней стороной профессии без учета её «минусов»; Выбор профессии из соображений престижности (популярности); Только на основании высокой оплаты труда; Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии; Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми считаются часто недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)
- Увлечение только внешней стороной профессии без учета её «минусов»;
- Выбор профессии из соображений престижности (популярности);
- Только на основании высокой оплаты труда;
- Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
- Отождествление учебного предмета с профессией;
- Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию;
- Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
- Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
- Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми считаются часто недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)