Тема: К. И. ЧУКОВСКИЙ «ФЕДОРИНО ГОРЕ»
Цели: продолжать знакомство с творчеством К.И. Чуковского, развивать и обогащать речь обучающихся, изучая литературное произведение, прививать обучающимся любовь к труду и чистоплотности; продолжать формировать у обучающихся представление о жанре «сказка».
Оборудование: мультипликационный фильм « Федорино горе» , аудиозапись сказки «Федорино горе», карточки по скорочтению, словарь лексики русского языка, книга русских пословиц и поговорок.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Речевая разминка: (карточки по скорочтению- прилагаются)
-хоровое чтение (весь класс)
-по рядам
-отдельные учащиеся
- чтение в темпе скороговорки
- чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
- бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
- «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
-найти слово в котором букв меньше , чем звуков, звуков меньше чем букв.
3. Проверка домашнего задания.
-Какую тему изучаем?
-С каким писателем познакомились?
-В каком жанре написаны его произведения?
-Какие произведения К.И.Чуковского вы уже знаете?
-Что знаете о жизни К.И. Чуковского?
-Над каким произведением работаем уже несколько уроков?
(ответы детей с дополнением учителя)
4. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение произведения К. И. Чуковского « Федорино горе», прослушаем окончание сказки, узнаем, чем закончилась эта история, поработаем в группах, посмотрим отрывок мультипликационного фильма.
А эпиграфом к нашему уроку будет присказка «Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» В конце урока, мы должны будем ответить на вопрос, есть ли доля правды в этом эпиграфе?
5.Слушание последней части произведения К. И .Чуковского «Федорино горе» (аудиозапись)
Мы прослушали окончание сказки К.И. Чуковского и сейчас у нас будет групповая работа. Я подготовила каждой группе своё задание, которое находится в ваших конвертах. Открывайте конверты, и выполняйте задание. Если понадобиться моя помощь- обращайтесь.
1 группа Подобрать пословицы, подходящие к данному произведению. ( книга пословиц и поговорок)
2 группа К. И. Чуковский писал не только стихотворения и сказки , но и загадки. Вам их нужно разгадать и нарисовать отгадки.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Игла).
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина.)
Хожу - брожу не по лесам,
А по усам по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник).
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки.)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Игла)
2 группа Вам нужно раскрыть лексическое значение слов, в этом вам поможет словарь лексики.
Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат - небольшая кадка с ушами.
6.Физкультурная минутка (взаимомассаж)
3 группа Вам нужно найти и записать «жалобы посуды» (выборочное чтение)
-Описание дома Федоры
- О чём говорила посуда между собой?
-Какими словами Федора уговаривала посуду?
-в каких словах автор показал радость посуды?
4 группа Дать характеристику Федоры
До ухода посуды После возвращения
5 группа Восстановление логической последовательности текста. Отрывок текста разрезать на части, перемешать и дать обучающимся в конверте.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!"
Но ответило корыто:
"На Федору я сердито!"
И сказала кочерга:
"Я Федоре не слуга!"
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!"
И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
И сказала скалка:
"Мне Федору жалко".
И сказала чашка:
"Ах, она бедняжка!"
И сказали блюдца:
"Надо бы вернуться!"
И сказали утюги:
"Мы Федоре не враги!"
7.Заслушивание ответов детей. (помощь и дополнение участников других групп . учителя)
8.Просмотр отрывка мультипликационного фильма « Федорино горе»
9.Рефлексия: возвращаясь к началу нашего урока, прочитайте эпиграф, с которого мы начали работу. Чему-то нас научило это произведение?
- Какова главная мысль этой сказки?
-Поняла ли Федора свою ошибку?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.
10.«Смайлики» Когда мы с вами начинали знакомиться с этим произведением, какие эмоции у вас оно вызвало, изменилось ли ваше настроение, когда мы с вами дочитали его до конца?
11. Оценивание (групп)
12.Домашнее задание: нарисовать свои иллюстрации к отрывку, который понравился больше всего и выучить его наизусть.