Цель урока:
Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.
Задачи урока:
1)– актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах; - познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; - формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.
2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, рассказе учителя; - учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. - развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.
3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине; - пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине. - развивать самооценку учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина».
Метапредметные:
регулятивные–умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;
познавательные–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;
коммуникативные– слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
чтение: работа с информацией: под руководством учителя - работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя; - определять главную мысль текста; - использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.
Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.
Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:
- «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2012.
- карточки со словами и картинками
- презентация к уроку;
- компьютер, проектор.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1)Уч. Все сумели мы собраться, За работу нужно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. – 1 мин
II. Подготовка к восприятию нового материала.
1) Уч.1) - Для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке вам нужно выполнить задание.
Первая группа отгадывает ребус Р 1 а , вторая собирает слово из перепутанных слогов Ро-на-ди, третья – читает слова из заглавных букв. (Слайд 2,3,4)
Ручеёк заливисто журчит.
Одуванчик ярко золотится
Солнце так развесело лучи,
Словно крылья радужной жар-птицы.
И, на воле весело играя,
Я скажу вам «Нет прекрасней края! (Слайд 5)
2) Обобщение ответов - 5 мин
Уч.-Да наша Родина – Россия, Это большая страна «От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля…» (слова из гимна)
-Нашу Родину населяют народы разных национальностей и все они живут в мире и дружбе. Любят свою Родину, заботятся о ней и гордятся ей.
III. Работа над новым материалом.
1) – Речевая разминка: (прочитать выразительно) Россия – Родина моя? Россия – Родина моя! Россия – Родина моя? – 1 мин
2– Давайте вспомним, что вы знаете о нашей Родине. Парная работа: кластер. Перед вами карта нашей страны. Поговорим о её символах: прочитайте, как в толковом словаре поясняется слово «символы» (Слайд 6) Какие символы России вы знаете? Найдите на слайде наш флаг, герб.
Из конверта достаньте изображение этих символов и приклейте справа внизу герб, а слева флаг.
Что ещё находится в конверте? (изображение кремля)
- Это столица нашей Родины.
-Куда вы наклеите эту картинку на карте?
- Где написано слово «Москва»
- А ещё у нас есть неофициальные символы, например, берёзка. Как вы думаете почему? (предположения детей, напомнить строки из известных стихов, народных песен). С древних времён у нас особое отношение к берёзке. В нашем районе очень красивые берёзовые рощи.
Наклейте берёзку примерно в то место на карте, где мы живём
(Слайд 7 - 13) – 5мин
Наклейте берёзку
ФИЗМИНУТКА 1.
3) – обучение грамоте: по вариантам - справа Родина (делить на слоги), слева Россия (определить кол-во букв и звуков) -3 мин
4)- Работа с иллюстрациями учебника. (Слайд 14)
Георгий был храбрым и сильным воином, полководцем в Древнем государстве. Его уважал император за мужество. Но он верил в Христа и не скрываль, что удачу в сражениях ему приносило упование на Господа. Император был огорчен и пытался уговорить любимого военачальника отречься от Христа, Георгий был верен Богу до конца своей жизни.
Однажды на землю одного царя нападал жестокий дракон. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Когда вывели дракону царскую дочь Елизавету появился молодой воин на белом коне – Георгий. Он сразился с жестоким драконом и одержал победу. Георгия стали называть Победоносцем.
Где мы сегодня видим изображение Георгия Победоносца? (на гербе РФ) 3 мин
5)- Сегодня мы ещё больше узнаем о нашей Родине. Давайте послушаем, что о ней написал русский писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Рассказ называется «Наше Отечество». (СЛАЙД 15)
Выразительное чтение текста учителем с остановками. -10 мин
3) Словарная работа.
- Какие непонятные слова и выражения встретились вам? (Испокон веку – очень давно, вскормила, вспоила…..) работа по иллюстрации стр 87
Вопросы по тексту:
-Почему Россия Отечество?
-Почему Россия Родина?
-Почему Россия Матушка?
IV. Закрепление
1) Выборочное чтение. прочитайте в тексте, как автор объясняет слова «Отечество», «Родина», «Матушка» (составление таблицы на доске).
Россия
Отечество
|
Родина
|
Матушка
|
В ней жили отцы и деды наши
|
В ней мы родились, в ней говорят родным нам языком
|
Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, защищает от врагов
|
ФИЗМИНУТКА 2
2)- Кому из вас рассказ показался интересным?
3)- Какова основная мысль текста. Найдите пословицу. (Слайд 16)
4)- Работа в паре с пословицами: из двух пословиц выберите ту, которая относится к теме нашего урока. После обсуждения в паре договоритесь, кто из вас прочитает её нам выразительно.
V. Итог урока.
- что особенно вам понравилось на уроке?
VI. Рефлексия
Составление синквейна. (СЛАЙД 17)
Уч. –А теперь составим синквейн –найдём самое важное в сегодняшнем уроке.
-Какое слово вы назвали бы главным на уроке?
Родина
- Она для вас какая?
любимая, красивая
-Что она сделала, как про это сказано в рассказе Ушинского?
вскормила, вспоила, защитила
-Как бы вы ласково назвали родину. Составьте предложение.
Родина – матушка Россия.
- Каким словом ещё можно назвать Родину? Подберите синоним.
Отечество Родина
любимая, красивая
вскормила, вспоила, защитила
Родина – матушка Россия.
Отечество
Я могу похвалить себя за…
Я могу похвалить своих одноклассников за…
Я недоволен своей работой на уроке, потому что…
(СЛАЙД 18, 19)
|